» » » » Александр Широкорад - Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет


Авторские права

Александр Широкорад - Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, АСТ Москва, ВКТ, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет
Рейтинг:
Название:
Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-17-059463-4, 978-5-403-01205-8, 978-5-226-01176-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет"

Описание и краткое содержание "Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет" читать бесплатно онлайн.



В Закавказье на много веков раньше, чем на других территориях Российской империи и СССР, возникли древние государства и уникальные культуры. Увы, географическое положение Закавказья на стыке Европы и Азии сделало этот регион ареной кровопролитных войн в течение 2,5 тысяч лет. Мир воцарился, когда пришли русские. В 90-е годы ХХ века контроль Москвы ослаб, и вновь началась череда войн, унесших в Закавказье жизни не менее 100 тысяч человек. Что явилось причиной новой серии войн, каковы перспективы у народов Закавказья? Какую роль играют там большая политика Запада и нефтяной бизнес? Сможет ли Россия выполнять функции арбитра? Об этом и многом другом рассказано в книге Александра Широкорада «Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет».






Знаменитый греческий историк и географ Страбон писал: «Диоскурия служит и началом перешейка между Каспийским морем и Понтом, и общим торговым центром для народов, живущих выше ее и вблизи; сюда сходятся, говорят, 70 народностей… все они говорят на разных языках, так как живут разбросанно, не вступая меж собой в сношения вследствие самомнения и дикости».

Современные историки подтверждают правоту Страбона. Сейчас на территории Грузии (без Абхазии и Южной Осетии) под общим названием «грузины» объединено более двадцати субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане от остального грузинского населения, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским). Поэтому является вполне обоснованным мнение тех отечественных и зарубежных ученых (Дж. Хьюитт и др.), которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин «грузины», а самоназвание «картвелы», которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы (но не взаимопонятных между собой) грузин Восточной Грузии, мегрелов и сванов.

Письменных источников о происхождении грузинских племен нет, но многие историки предполагают, что они переселились в Закавказье из Малой Азии в середине VIII века н. э.

Расцвет греческих колоний на территории современной Абхазии пришелся на эллинистический период – III–I века до н. э. В Диоскуриаде активно работала судостроительная верфь, была налажена чеканка монеты. В конце II – начале I веков до н. э. в городе разместился гарнизон понтийского царя Митридата VI Евпатора.

После поражения Митридата VI в войне с Римом Колхида становится римской провинцией, называемой первоначально Птоломеевым Понтом, а затем Каппадокией.

Однако управление Колхидой осуществлялось местными царями, а не римскими наместниками. В главных городах размещались римские гарнизоны. Согласно римским источникам, в 74 г. н. э. XV легион был переведен из Паннонии в Колхиду. И действительно, в 50-х годах ХХ века археологи нашли в Пицунде таблички с клеймами XV легиона.

Город Диоскуриада переименовывается в Себастополис в честь первого римского императора Октавиана Августа Себастоса.

В римских источниках I–II веков н. э. стали упоминаться названия племен, живущих на территории нынешней Абхазии – апсилахи, абазгахи, санигахи.

Согласно легенде, в I веке н. э. в Колхиде проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. При Диоклетиане сюда ссылались во множестве гонимые христиане, тогда в Питиунте образовалась их община. В 325 г. епископ Стратофил представлял эту общину на первом Вселенском соборе в городе Никее. В Питиунт был сослан святитель Иоанн Златоуст, скончавшийся по дороге в 407 г. в селе Каман. На территории Питиунта находились древнейшие в Абхазии христианские храмы, построенные в IV–V веках. Местные же племена приняли христианство как государственную религию в VI веке: в 20-е годы – апсилы (их епископом стал Константин), а немного позже – и абазги.

В самом конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы, которые, дойдя до Апсилии, разместили в ней свои гарнизоны. Проарабскую позицию заняли и правители Абасгии. В 711 г. будущий император Византии Лев Исавр подавил сопротивление проарабской партии, восстановив в Абасгии и Апсилии власть Византии.

В 738 г. в Апсилию вторглись арабские полчища во главе с Сулейманом ибн-Исамом, которые взяли штурмом Цибилиум (Сидерон) и захватили в плен последнего правителя апсилов Евстафия. Арабы нанесли Апсилии такой урон, что она в дальнейшем уже не смогла возродиться в качестве самостоятельного политического образования.

Больше повезло Абасгии, проходы в которую с востока преграждала крепость Анакопия. Когда в 737 г. в Закавказье вторглось арабское войско во главе с Мурваном Кру (Глухим), никто не мог его остановить. Восточногрузинские картлийские цари Мир и Арчил бежали в Абасгию и укрылись в Анакопии, где произошло решающее сражение с арабами. Осажденным помогло то, что крепость представляла собой преграду исключительной мощности, а подступы к ней были затруднены. К тому же, среди арабов вспыхнула эпидемия, что помогло одержать победу над вторгшейся арабской армией.

Поражение арабов под Анакопией получило широкую огласку, сыграв важную позитивную роль в истории Восточного Причерноморья.

С этого времени начинается усиление Абхазского царства. Картлийское и другие княжества Центрального Закавказья грают второстепенную роль.

Но вот я беру в руки том «Очерки истории СССР».[1] Книга большого формата, там 983 страницы. Однако она посвящена сравнительно узкому периоду истории народов СССР (IX – начало XIII веков). Истории Грузии отведено 50 страниц. Но на сих страницах нет даже упоминания об Абхазии.

Открываю страницу 551: «Государственный строй Грузии изучаемой поры характеризуется следующими чертами.

Во главе государства стоял царь (мэпэ), носивший, начиная с Давида III (975—1001), титул царя царей (мэпэт-мэпэ). Этот титул государя в течение времени все более удлинялся, отражая историю постепенного политического роста и расширения государственных границ Грузии…

Административно-судебный аппарат осуществлял волю господствующего класса. Статья из утраченного законника, приписываемого царю Баграту III (975—1014), гласит…».

Так кто же был царем Грузии-Давид (975—1001) или Баграт (975—1014)-

Кто-то из читателей уже возмутился: мол, Широкорад придирается к опечаткам, лучше бы посчитал их в своих книгах. Святая правда, поскольку с 1991 г. опечаток в книгах на порядок больше, чем в изданиях 1940—1960-х годов. А тут совсем не опечатка, а наглое передергивание карт. Замечу, что среди авторов и редакторов – академик, семь (!) докторов наук и три члена-корреспондента Академии наук СССР.

Что же происходило в Закавказье в IX–XIII веках? Как уже говорилось, к IX веку в Закавказье доминировало Абхазское царство. Абхазским царям приходилось вести постоянные войны с арабами, византийцами и соседними княжествами. По политическим мотивам абхазские цари перенесли свою столицу из Анакопии в местность, заселенную племенами мегрелов, – в Кутышь, позже переименованную в Кутаис. Замечу, что примерно с 630 г. и по 1122 г. Тифлисом (с 1936 г. Тбилиси) владели арабы, учредившие там Тифлисский эмират. Основная часть княжества Картли вместе с княжеством Эрети входили в состав Абхазского царства.

Проблемы у Абхазского царства начались из-за деяний царя Георгия II (929–960). Старший его сын Константин поднял мятеж против отца, но был пойман, оскоплен и ослеплен. После смерти Георгия II на престоле в течение 15 лет побывали три его сына: Леон III, Дмитрий III и Феодосий Слепой (братцы ослепили). Увы, ни один из них не имел детей. В результате после смерти в 975 г. Феодосия Слепого престол переходит к дочери Георгия II Гурандухт.

Новая царица была замужем за владетелем княжества Тао-Кларджети Гургеном. В жилах последнего текла кровь абхазской царской династии, армянских Багратидов, персов, но, увы, не было ни капли картлийской крови. Но тифлисских жуликов сие обстоятельство нисколько не смущает, и они объявляют сына Гургена и Гурандухт Баграта чистокровным грузином. После смерти Гурандухт абхазским царем становится ее сын Баграт II. Благо, его дед – Георгий II, прадед – Константин III, а прапрадед – абхазский царь Баграт I (887–899). Никаких других Багратов в абхазской династии не было.

Но, как мы помним, согласно тифлисской мифологии, Баграт II был грузином. И вот шулеры наскребли в истории пару князьков Картли и других княжеств, носивших имя Баграт, кстати, крайне распространенное в средневековье в Закавказье, и добавили единичку в имени царя. В итоге получился грузинский царь Баграт III.

Ну а как быть с титулом «царь Абхазии»-Поначалу шулеры стали после слова «Абхазии» ставить в скобках «Грузии». Ну а потом слово «Абхазии» убрали, а слово «Грузии» освободили от скобок.

Прием далеко не нов. Те же украинские националисты, говоря об Олеге Вещем, Святославе, Владимире Святом, тоже пишут «русский (украинский) князь». А в повести Гоголя «Тарас Бульба» повсеместно слово «русский» заменяют на «украинский» или «украинец». Как видим, жулье в Тбилиси и Киеве мало отличается друг от друга.

Согласно тифлисской мифологии, Баграт III объединил Грузию и присоединил к ней Абхазию! Как мы знаем, все было с точностью до наоборот, и в Тифлисе по-прежнему сидел арабский эмир. Но, как говорится, «чем чудовищнее ложь, тем больше ей верят».

Поверили и московские академики, доктора и члены-корреспонденты, а, скорей всего, сделали вид, что поверили. Вот и появилось в Грузии одновременно два царя – мелкий князек Давид III (975—1001) и абхазский царь Баграт II (а никак не III).

Царство Баграта II и его приемником можно считать абхазо-картлийским царством. Ко времени смерти Баграта II (III) в составе его владений было несколько княжеств, которые много позже назовут грузинскими. Исключение составляли Тифлисский эмират и Лоре-Таширское армянское царство, которое нынешние националисты считают грузинским.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет"

Книги похожие на "Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет"

Отзывы читателей о книге "Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.