Якуб Колас - На росстанях
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На росстанях"
Описание и краткое содержание "На росстанях" читать бесплатно онлайн.
Вскоре после приезда нового писаря в школе произошло событие, свидетелем которого стал также и Дулеба.
Было это в середине зимы. Заходит писарь в школу.
- Ну, Андрюша, отпускай детей, поедем в Пинск. Довольно уже тебе томиться здесь.
Поездка эта как раз на руку учителю.
- Пообедаем и поедем.
Заходят в квартиру.
- Ганна! - зовет Лобанович сторожиху.
Ганна не откликается. Учитель заходит в кухню. Юста тихонько сидит возле печи.
- А где мать? - спрашивает учитель.
- В кладовке.
Кладовка тут же, рядом с кухней. Выходит Ганна.
- Давай, Ганна, обед!
Ганна достает из печи горшок, ставит его на стол, а сама снова исчезает.
Кушанье оказалось невкусным. Гость и хозяин поболтали немножко ложками и забраковали его.
- Брось! - говорит писарь. - Заедем к Карамблюму, рыбки съедим с пивком.
- Нет, брат, постой, может быть, второе будет лучше, - говорит Лобанович. Ему немного неловко перед писарем за неудачное блюдо. - Ганна! кричит он.
Ганны не слышно.
Лобанович снова идет в кухню.
- Куда девалась мать?
- В кладовке, - отвечает Юста.
- Что она делает там? - злится учитель.
Юста опускает глазки. Может, она знает что-нибудь, а может, ничего не понимает.
- Не знаю, - слышится ответ.
Только собрался Лобанович позвать Ганну и вдруг остановился - из кладовки доносится: "Куга! Куга!"
Все это произошло как-то быстро и совсем неожиданно для учителя; он был уверен, что Ганна уйдет на это время к кому-нибудь из крестьян. На первых порах он приходит в замешательство. На дворе зима, а в кладовке ненамного теплее, чем на улице...
Лобанович бежит в свою комнатку, где его ждет писарь.
- Знаешь, брат Матей, что!
- Ну?
- Ганна в кладовке разрешилась!
- Что ты говоришь? - И писарь усмехается в бороду.
- Надо что-то предпринять!
- Чтоб она провалилась, - говорит писарь, - сколько хлопот наделала! Околеет еще там!
Вдвоем они бегут к возчику Авменю и зовут его на помощь. Авмень идет в кладовку, и через минуту на пороге показывается безносая Ганна. Она держит на руках дитя, а Авмень ведет ее под руку. Юста расстилает какие-то тряпки на топчане, куда и переходит Ганна вместе с младенцем сыном. Тот же Авмень бежит за бабкой. Кое-как дело уладили.
Писарь и учитель едут в Пинск.
XXIII
- Давай, Андрюшка, наладим хор, - говорит однажды писарь Лобановичу. Я тебе помогу. Понимаешь ты, совсем другой коленкор, если в церкви хороший хор поет.
- И если "апостола" читает Матей Дулеба, - в тон писарю добавляет Лобанович.
- Что же, по-твоему, я плохо прочитал "апостола"? Ты не прочитаешь так, - обижается писарь. - И "апостола" прочитать надо уметь.
- Да я и не берусь читать. И вообще не понимаю: зачем это бушевание в церкви? Разве нельзя прочитать просто и естественно? А то ревет человек, как бугай весной, даже глаза на лоб лезут. Разве это уж так приятно богу? Или он глухой?
Писарь еще более обижается.
- Можно было бы сказать об этом и более деликатно, - замечает он. - Ты думаешь, что только ты один такой вольнодумец? И я, брат, был вольнодумцем, но глупость эта со временем прошла, пройдет она и у тебя.
Лобанович хотел ответить, что если человек с учительства переходит на писарство, то о вольнодумстве говорить не приходится. Но сказать так значит сразу поссориться с человеком, и он только спрашивает:
- А в чем проявилось твое вольнодумство?
- Было, брат! - отвечает писарь. - И я должен сказать тебе, как старший, и ты меня должен послушать: хор наладить тебе надо.
- А ну его к черту! - злится Лобанович; упоминание о хоре почему-то особенно его задевает.
- Так ты не признаешь значения хора? - в тоне писаря слышится строгость. - Какой же ты после этого учитель?
Брови писаря грозно хмурятся, а глаза впиваются в лицо Лобановича.
- А если я не хочу этого твоего хора? - с еще большей злостью спрашивает Лобанович. - И на что тебе сдался этот хор? Поп молчит, не лезет с хором, так тебе надо свой нос сунуть.
Строгость писаря вдруг улетучивается, и выражение его лица сразу становится добрее.
- Чего же ты злишься, чудак ты? Я хочу поговорить с тобой как с человеком, которого люблю и уважаю. Ты думаешь, если отец Николай ничего не говорит тебе, значит ему безразлично, есть хор или нет? Он к тебе, брат, очень хорошо относится и уважает тебя, но ему не нравится, что ты по вечерам какие-то беседы ведешь с людьми, к церкви не очень приверженными, а благодаря этому и тебя самого можно зачислить в раскольники, понимаешь?
Лобановичу становится ясно, что о его тайной работе ходят уже слухи. Это тревожит его, и он ощущает даже некоторый страх, но старается не выдать себя, хоть от зоркого ока писаря не ускользает ни одно движение его лица.
- Тьфу, проклятое дьячковско-поповское болото! - возмущенно говорит Лобанович, стараясь запутать следы. - Если к тебе зайдет в свободную минуту человек, обыкновенный мужик, и если ты от него не бежишь, как от зачумленного, не сядешь за бутылку, а поговоришь с ним просто как с человеком, так сразу же какого-то черта это начинает уже беспокоить и наводить на всякие подозрения!
Огромный нос писаря издает короткий звук "хм", голова его ехидно покачивается из стороны в сторону, и смех, хитрый, многозначительный смех, раздвигает волосатые губы. Писарь как бы говорит этим смехом: "Ага! Вот как ты заговорил! Но я, брат, знаю, куда ты гнешь!"
Лобанович замечает, что его негодующая реплика не производит никакого впечатления на писаря. Внезапная, какая-то сумасшедшая злость охватывает учителя. У него теперь появляется сильное желание сказать что-нибудь резкое, оскорбительное, ему отвратительна казенно-мещанская "святость" писаря. И он еле-еле сдерживается, ждет, что скажет Дулеба.
А писарь гладит бороду, снова оскорбительно смеется, как человек, который стоит неизмеримо выше своего собеседника и знает значительно больше, чем это можно думать.
- Да... Человек... Обыкновенный мужик, - говорит писарь, делая ударение почти на каждом слове, и вдруг меняет тон: - Но он и не такой обыкновенный, как ты это хочешь показать! И этих свободных минут у него что-то слишком много. Об этом "обыкновенном" мужике ходит не совсем обыкновенная слава. О нем даже и кое-какие материалы имеются в волости...
- Ну, как же не быть таким материалам! - прерывает писаря Лобанович. Он же судился с паном Скирмунтом, возбуждал крестьян, поднимал их на явное "беззаконие". Как смеет он, мужицкое рыло, выступать против пана? Какое право имеет мужик допустить мысль, что с ним поступают несправедливо, если его так любовно опекают все, начиная с городового?
Писарь слушает, опустив глаза, и в свою очередь прерывает Лобановича неожиданным обращением:
- Андрюшка! По дружбе говорю тебе - брось! Брось ты эту темную работу! Любя тебя, говорю - брось!
- Какую темную работу? - нападает Лобанович на Дулебу.
Он знает, на что намекает писарь, но хочет поколебать уверенность, с которой тот говорит о "темной" работе, или хотя бы выяснить, на чем основывается эта уверенность.
- Кого ты хочешь в дураках оставить? - презрительно спрашивает писарь. - Скажи мне, с кем ты знаком, и я тебе скажу, кто ты, - приводит он известный афоризм.
- Я знаком с дьячком Ботяновским, с попом, и даже не с одним, а много их знаю, знаком с земским начальником, с писарем Дулебою - так кто же я?
- Это не факт, - отвечает писарь, сбитый с толку таким вопросом.
- А вот моя "темная" работа для тебя факт, может быть, потому только, что научить грамоте темного человека есть темная работа?
- А ты его учишь грамоте?
- Да, делаю эту "темную" работу... И скажи мне, Матей, какое тебе дело до всего этого?
Матей как бы не слышит вопроса.
- И ты этого сукина сына учишь грамоте?! Для чего же делается такое одолжение?
- Для того чтобы "этого сукина сына" не обижали сотни сукиных сынов.
- Ах, вот как! Кто же эти "сотни сукиных сынов"? Должно быть, и я вхожу в их число?
- Нет, ты исключение.
- Ну что ж, и за это спасибо!
Писарь отвешивает Лобановичу поклон, чуть не упираясь носом в стол, а учитель, злой, ходит по комнате.
Некоторое время они молчат.
- Послушай ты меня, Андрей, - примирительным тоном говорит наконец Дулеба, - злиться тут нечего. Я, может, чем-нибудь и обидел тебя, тогда прости меня. Прости, братец! Но я тебе говорю как человеку, как своему брату - я все же больше учитель, чем писарь, плевать я Хочу на писарство и плюну, - не вмешивайся ты в это грязное дело!.. Постой, постой, дай мне сказать! Неужто ты думаешь, что ты один увидел правду, а все другие слепые, ничего не ведают, не знают и в голове у них солома? Неужели ты думаешь, что это правда в тех паршивых листках, которые начали плодиться и попадать и в крестьянские руки? Кто же им поверит? Кто за ними пойдет? Вор, лентяй, лодырь и вообще любитель легкого хлеба. А серьезный, солидный человек за ними не пойдет, не поверит, только плюнет на них с отвращением. Почему? Потому что солидный человек, не лодырь, найдет способ, как жить на свете, и если будет добиваться чего-нибудь, то своего добьется. И неужели начальство не думает, не заботится о народе? Оно же само связано с ним, зависит от него. В интересах самого начальства заботиться о народе, чтобы ему жилось хорошо.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На росстанях"
Книги похожие на "На росстанях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Якуб Колас - На росстанях"
Отзывы читателей о книге "На росстанях", комментарии и мнения людей о произведении.




