» » » » Михаил Ненашев - Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)


Авторские права

Михаил Ненашев - Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Ненашев - Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ненашев - Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)
Рейтинг:
Название:
Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2010
ISBN:
978-5-98704-504-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)"

Описание и краткое содержание "Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)" читать бесплатно онлайн.



Видный государственный деятель, журналист, публицист, редактор и ученый-историк, ныне профессор, заведующий кафедрой Московского государственного университета печати делится своими наблюдениями и размышлениями о роли средств массовой информации в годы перестройки, когда автор возглавлял министерства и ведомства СССР по делам печати, телевидения и радиовещания. Насыщенная фактами, анализом событий недавнего прошлого, затрагивающая самые разные стороны жизни общества книга проливает новый свет на переломную эпоху в нашей стране.

Для деятелей средств массовой информации, историков, политологов и журналистов. Может использоваться в учебном процессе вузов при подготовке кадров по направлениям «Книжное дело», «Журналистика» и специальности «Связи с общественностью». Представляет интерес для широкого круга читателей.






Нельзя не согласиться с выступающими в том, что ныне утеряна (правильнее сказать – разрушена) цепочка трудоустройства и в целом система взаимодействия (привычная, не очень совершенная, но реально существовавшая в недавнем прошлом) между образовательными заведениями и индустрией СМИ. Справедливо высказанное в этих выступлениях мнение, что образовательные структуры сами ныне не могут решить возникающие проблемы. Поэтому индустрия СМИ должна стать непосредственным участником подготовки журналистских кадров. Не только сотрудничать с образовательными учреждениями и ставить перед ними задачи по подготовке специалистов, но и взять на себя определенную долю участия в работе со студентами факультетов журналистики. Никак нельзя разделить ту очевидную пренебрежительно-снисходительную позицию, которую проявляет немалое число из практиков СМИ по отношению к образовательной журналистике: вы (работники вузов) занимайтесь общим образованием: учите тому, что знаете и умеете, а профессии мы будем учить сами, после вас.

Есть ли основания для недоверия со стороны практиков к образовательной журналистике? Признаемся, что есть, и довольно серьезные.

В последние годы происходит заметная девальвация профессионального журналистского образования. В стране возникло огромное количество кафедр, факультетов журналистики. Число их ныне перевалило за полторы сотни. Редкий из гуманитарных (и не только) вузов отказал себе в удовольствии ради престижа открыть кафедру или отделение журналистики. Хотя, заметим, к авторитету трех давно известных в стране базовых журналистских факультетов (МГУ, ЛГУ, УРГУ) они мало что прибавили. В результате этого невиданного численного увеличения высшее образование по специальности «Журналистика» (и не только) стало этаким жидким, разбавленным, как обезжиренное 1%-ное молоко. На обесценивание журналистского образования повлияло также и очевидное в нынешнее время снижение авторитета и престижа профессии в связи с утратой доверия читателей. Повлияло и существующее и теперь, и раньше устойчивое мнение, что журналистской профессии научить нельзя. Это мнение ныне получает дополнительные аргументы в связи с тем, что журналистская профессия все больше утрачивает свою индивидуальность, нередко превращаясь в пиар-службу.

Размышляя над этими процессами, нельзя не видеть главного. Оно, это главное, состоит в том, что нынешние условия характеризуются принципиальными изменениями в содержании, структуре, ориентирах отечественной журналистики, живущей и действующей в рыночных отношениях. СМИ стали бизнесом, и это радикально поменяло место и роль редакторов и редакций, менеджеров-управленцев и издательств, учредителей, владельцев газет и журналов. Сколько бы мы ни оплакивали недавнее прошлое отечественной журналистики, но старой редакторской печати уже нет и не будет. Объективные условия, то есть реальная практика жизнедеятельности современных СМИ, диктуют свои подходы в организации и содержании вузовского образования по специальности «Журналистика». И если нельзя учить профессии (и как мы заметили выше, большинство практиков убеждены, что для вузов это дело безнадежное), то можно и нужно учить ремеслу, согласившись прежде, что ремесло и есть совокупность журналистских умений и навыков.

Кафедра периодической печати Московского государственного университета печати, которую представляет автор, существует всего два года, и у нее по молодости лет при всех недостатках есть и свои несомненные преимущества. Ее не гнетет груз прошлого, и она может многое начинать с чистого листа. Кафедра сегодня в составе факультета издательского дела и журналистики (а завтра – самостоятельное отделение и факультет журналистики), чтобы обрести свою индивидуальность и получить необходимый авторитет и известность, как мы полагаем, не должна использовать чужой опыт и становиться в очередь вслед за сотней кафедр и отделений журналистики, которые уже идут по проторенным ими учебным тропам. Чтобы занять достойное место в отечественном профессиональном цехе, кафедра обязана искать свои, отличные от других подходы и методы.

Как мы себе представляем эти новые подходы и что пытаемся сделать уже теперь, в эти первые два года становления кафедры? Если говорить обобщенно, то все сводится в конечном итоге (как у всех других в начале пути) к поискам ответов на вопросы: чему учить и как учить? Известно, что существующие методы вузовского обучения профессии «журналист» при всех отличиях одного университета от другого имеют, как нам кажется, один общий недостаток – они ведутся во многом в отрыве от реальной творческой и организационной деятельности газет и журналов. Традиционные методы обучения сводятся преимущественно к тому, что преподаватель в лекционных курсах рассказывает о своих представлениях предмета, а студенты в последующем на экзаменах и зачетах сокращенно, с различной степенью внятности пересказывают, воспроизводят услышанное.

Лекционный курс детализируется, корректируется на семинарских занятиях. Существующая система самостоятельной работы и практики студентов не восполняет эти недостатки. Может быть, это будет и преувеличением, но все эти методы обучения по сути есть попытки научить плавать без воды, не приводя обучающихся к реке, озеру, морю.

Чтобы взять на себя смелость начать практически преодолевать этот недостаток, необходимо прежде всего определить в содержании учебно-методической работы главный приоритет. Таким приоритетом и ориентиром является современная практика СМИ во всех ее проявлениях сложных и противоречивых процессов и проблем. Реальная практика может обрести свое воплощение во внедрении и освоении новых лекционных курсов, тем семинаров и самостоятельных работ. Речь идет о таких актуальных курсах, как «Управление газетными и журнальными издательствами», ибо уже сложились модели таких издательских домов, как «Газетный бизнес – современная теория и практика», «Проблемы распространения периодической печати в условиях рынка» и др.

Избранный приоритет обязывает внести необходимые корректировки в учебный процесс и по основным профессиональным дисциплинам, таким как «Основы журналистики», «Основы мастерства журналистской деятельности», «Актуальные проблемы современности и журналистика» и др. Нам кажется, следует более активно развивать наметившуюся в вузах тенденцию повышенного внимания к семинарским занятиям, самостоятельной работе студентов по профессиональным предметам. Для чего существенно изменяются и тематика, и объемы часов по этим видам обучения. Основная тематика семинаров и самостоятельных работ обучающихся должна максимально отражать практическую деятельность ведущих российских печатных СМИ, а на семинарах и в студенческих рефератах следует рассматривать наиболее актуальные рубрики и тематические направления газет и журналов. Хотели бы заметить, что все эти изменения возможны даже в рамках существующего ныне вузовского стандарта по журналистской специальности, который при всех его недостатках позволяет осуществлять их за счет ресурсов учебных часов, которые выделены в нем по национальному, региональному и вузовскому компонентам, и предметов по выбору студентов.

Мы понимаем, чтобы эти намерения были реализованы, необходимы совсем иные взаимоотношения кафедры и университета в целом с отечественными газетами, журналами. И здесь следует сказать о нашей принципиальной позиции по отношению к проблеме совершенствования методики вузовского образования. Главное, по нашему мнению, в этом совершенствовании не просто изменения методов преподавания, хотя они тоже необходимы, а создание на практике определенной системы отношений образовательной и практической журналистики.

Как мы себе представляем эту систему отношений и что пытаемся сделать для ее создания в эти два года становления кафедры? Началом создания этой системы явились инициированные кафедрой и заключенные университетом договоры о творческом содружестве и взаимодействии с такими известными изданиями, как газеты «Комсомольская правда», «Российская газета», «Вечерняя Москва» и журнал «Журналист». В этих договорах определены основные направления совместной работы по повышению эффективности подготовки квалифицированных специалистов для печатных СМИ, участию работников кафедры и студентов в деятельности редакций газет и журнала. Мы понимаем, что эти договоры (соглашения) могут быть действенны при условии взаимной заинтересованности работников образовательной и практической журналистики и обязательном наличии совместных дел, иначе они превратятся лишь в декларации о намерениях.

В наших взаимоотношениях с газетами мы наиболее продвинулись в совместных делах с редакцией и издательским концерном «Российская газетая». За два года кафедра подготовила профессиональные рецензии газеты и одновременно провела мониторинг сравнительного анализа еженедельного выпуска «Российской газеты» с еженедельниками – толстушками «Комсомольской правды», «Труда», «Известий». На основе мониторинга были подготовлены предложения по концепции нового еженедельного многотиражного выпуска «Российской газеты», который начал выходить с апреля 2007 г. Одновременно по поручению редакции «Российской газеты» в 2006 и 2007 гг. научные работники кафедры провели исследования читательских предпочтений аудитории газеты в крупных городах России: Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и Краснодаре. Анализы состава аудитории, оценки читательских предпочтений были представлены редакции и некоторые из них опубликованы в газете.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)"

Книги похожие на "Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ненашев

Михаил Ненашев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ненашев - Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)"

Отзывы читателей о книге "Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.