» » » » Борис Хигир - Психологический анализ в большом футболе


Авторские права

Борис Хигир - Психологический анализ в большом футболе

Здесь можно купить и скачать "Борис Хигир - Психологический анализ в большом футболе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Хигир - Психологический анализ в большом футболе
Рейтинг:
Название:
Психологический анализ в большом футболе
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологический анализ в большом футболе"

Описание и краткое содержание "Психологический анализ в большом футболе" читать бесплатно онлайн.








Строгость в системе «тренер – спортсмен» должна иметь пределы. Нельзя сковывать инициативу своих учеников, пресекать их свободу действий, иногда даже шалости, ограничивать их фантазию и нестандартность мышления. Излишняя строгость и даже деспотизм проявляются у «декабрьских», «февральских», «ноябрьских», «июльских» в зависимости от имени и отчества. С таким человеком невозможно тренироваться и решать турнирные задачи, а футболистам с неуравновешенным характером будет очень сложно работать с такими наставниками. Ведь помимо профессиональных качеств педагога тренер должен быть старшим товарищем спортсменов.

Оптимальные требовательность и строгость в отношении ко всем ученикам – не только способ поддержания дисциплины, организованности, но и демонстрация равного распределения симпатий между членами коллектива, одинакового по интенсивности общения с ними. Эта же линия в поведении тренера предполагает его способность к критике недостатков и объективной оценке просчетов, допущенных коллективом. Умение сделать это без унижения личности критикуемого помогает избежать конфликтных отношений. Тренер должен требовать тактичного поведения и от своих учеников, решительно пресекать попытки свалить вину за общую неудачу на одного спортсмена, осмеять или оскорбить кого-то.

Немаловажное значение в формировании характера отношений «по вертикали» имеет такое качество тренера, как забота о своих учениках, понимание их нужд и проблем, помощь им в удовлетворении их потребностей. Справедливость требований, внимание и участие в судьбе своих воспитанников – качества, за которые тренеру прощается даже то, что вызвало бы затяжной конфликт и разрыв отношений. Эти качества вызывают чувства симпатии и уважения к тренеру, а в сочетании с профессиональными знаниями они создают авторитет.

Тренер как формальный лидер должен отличаться исключительно лабильным поведением, быть выразителем идей, настроений и желаний своих учеников. Если они, конечно, не противоречат основным принципам и целям команды. В связи с этим он должен особое значение придавать своим контактам с неформальными лидерами, так как полное взаимопонимание и общность в оценках и мнении с ними способствуют воспитанию единомышленников тренера, проводников его концепций, планов, решений, требований и т. п. С этой миссией неформальные лидеры, как правило, справляются успешно, потому что они самые уважаемые и авторитетные люди в группе.

Опытные наставники при появлении у спортсменов по отношению к ним эмоциональной неустойчивости, нервозности, неадекватной реакции стараются в одних случая временно прервать свои взаимоотношения с подопечными, покинуть их на несколько дней, в других – разнообразить их быт, развлечения, досуг, характер тренировочных занятий. Посещение культурно-массовых мероприятий, дискотек, экскурсии, встречи с артистами, игровой характер тренировочных уроков – эти и другие подобные мероприятия способствуют устранению отрицательных последствий групповой изоляции.

В качестве иллюстрации приведу высказывания великого тренера Валерия Васильевича Лобановского:

«Тренер – это творческая личность. А творческая личность имеет право на ошибку…»

«Категоричность суждений свойственна невеждам. Это не мои слова, а Достоевского».

«Если молодого тренера приглашают в команду, которая заняла второе место в чемпионате и была в финале Кубка, то тренера приговорили к достижениям. Это приговор: хочешь – берись, хочешь – нет».

«Я часто вспоминаю высказывание Станиславского: “Настоящий мастер – это 1 % таланта и 99 % трудолюбия”»…

«Сейчас футбол становится многим неинтересен: кому понравится, если за матч команды делают всего по 5 ударов по воротам соперника? Но игра развивается в таком направлении, ничего не поделаешь. Это действительно военный конфликт, в котором все направлено на достижение результата. И зрелищность должна менять свои оттенки. Раньше был футбол искренний, честный. Никто, правда, так и не дал объяснения, что это значит. В любом случае сейчас футбол – военный конфликт, в котором команды пытаются обыграть друг друга. Надо переключаться на жесткую, порой грубую игру. Таков футбол, и нужно от этого получать удовлетворение. От того, как футболисты ведут борьбу за мяч, от того, как они вступают в эту борьбу, от того, что при этом они находятся в таком состоянии, что готовы подраться… То есть сейчас у футбола совсем другие оттенки. И невозможно возродить игру, скажем, 15-летней давности».

«Я не волшебник и никогда на подобную роль не претендовал».

«Те, кто не ходит на стадион, не имеют права говорить о футболе».

«Одна игра сборной стоит где-то 5–6 игр чемпионата. И примерно один год жизни».

2.1. Психологическая совместимость тренеров и спортсменов

Как показали исследования в различных областях человеческой деятельности, совместимость обусловливает не только взаимоотношения членов коллектива, но и результативность их действий.

Например, если тренер Юрий Михайлович – «январский», а спортсмен Сергей Викторович рожден в августе, диалог у них хороший, без сложностей. Но если наставник Андрей Станиславович и спортсмен Вячеслав Николаевич оба «декабрьские», диалог в целом спокойный, но разговор между ними чреват осложнениями, поскольку тренер может сорваться и нагрубить подопечному, если тот выполнит что-то неправильно.

В связи с этим спортивная практика весьма заинтересована в рекомендациях, касающихся подобных проблем. Немногочисленные исследования, посвященные установлению связи «совместимость – результативность деятельности», показали, что совместимость необходимо изучать на вертикальном и горизонтальном уровнях.

Необходимо сказать, что все личностные качества спортсмена и тренера, находясь в сложном взаимодействии, по-разному проявляются в различных ситуациях, создают мир отношений, который в одних случаях помогает успешному развитию деятельности и способностей тренера и спортсменов, а в других – тормозит это развитие. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений, так как в этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.

Например, экс-капитан самарских «Крыльев Советов» Андрей Гусин, ныне входящий в тренерский штаб «Сатурна» (Московская область), возглавляемый Гаджи Гаджиевым, считает, что этот мэтр футбола во многом похож на легендарного Валерия Лобановского. «Рассудительность, лежащая в основе характера, – вот, наверное, главная черта, их объединяющая. Другие общие качества: умение сдерживать эмоции, уважительное отношение к подопечным. Есть, конечно, и существенные различия. Лобановский своим футболистам не позволял много рассуждать. Он любил повторять: “Если игрок начал рассуждать, значит, ему пора переходить на тренерскую работу”. Гаджиев, наоборот, не просто приветствует диалог, но даже требует, чтобы мы высказывали свое мнение. Возможно, в этом и залог успеха его команд».

А полузащитник «Локомотива» и сборной России Динияр Билялетдинов в интервью газете «Спорт – День за днем» так охарактеризовал бывших наставников «Локомотива» Семина и Эштрекова. «Юрий Палыч ассоциируется с дружественной атмосферой в команде, с духом сплоченности. При нем “Локомотив” был заряжен общей идеей – побеждать, и, казалось, что нам все по плечу. Отличительной чертой Владимира Хазраиловича была некая отстраненность от коллектива. Возможно, так казалось из-за контраста с Семиным, но мы действительно общались с ним гораздо реже. Он, конечно, старался привить команде что-то свое, но стиль Семина при Эштрекове кардинально не поменялся».

А вот серба Славолюба Муслина Билялетдинов назвал очень эмоциональным тренером: «В раздевалке постоянно крик стоял, была какая-то суета. Но обстановка в команде была замечательной. Может, потому что Муслин – тренер общительный. Он мог подойти, похлопать по плечу, пошутить, приободрить. Муслин понимал и ценил юмор, в общем, с ним было весело. Мне кажется, это типичный европейский наставник. Он спокойно относился к досугу футболистов… Но говорил, что за свою подготовку мы отвечаем сами. И если вследствие плохой формы не попадем в состав, – то это наша вина».

2.2. Периферическое зрение

У немногих спортсменов встречается периферическое зрение, дарованное природой. Оно помогает футболисту хорошо ориентироваться на поле, выдавать острый пас своему партнеру и молниеносно выбирать позицию для завершающего удара. Такие спортсмены в игровых видах, и не только в футболе, всегда имеют успех. Периферическим зрением обладал экс-форвард киевского «Динамо» Олег Блохин (ныне главный тренер сборной Украины), из современных игроков оно хорошо развито у полузащитника ЦСКА Евгения Алдонина, нападающего «Локомотива» Дмитрия Сычева и форварда питерского «Зенита» Андрея Аршавина. Если генетически такое зрение заложено, оно само по себе развивается в процессе тренировок. Причем у самобытного игрока Сычева продолжает развиваться. И, когда он станет старше, оно будет у него совершенным. У молодых спортсменов такое зрение определить сразу сложно. Полагаю, что оно может проявиться именно в процессе творческих тренировок. Правильно организованные коллективные упражнения с мячом и дозированные физические нагрузки способствуют развитию такого видения поля. Игровой опыт вместе с интуицией приносят футболистам хорошие плоды. Но главное – творческий подход к тренировочному процессу, разнообразие командных тактических упражнений с мячом. Ведь футбол – дело коллективное: когда кто-то слабо бежит или быстрее других устал, теряется тактический рисунок и нарушается игровой ритм, поэтому каждому футболисту надо знать свой маневр на поле, держать форму, а для этого обязательно бегать кроссы, развивающие выносливость. Многие футболисты не бегают кроссы, и это сказывается на результатах. Нужно отметить, что опытный психолог видит волнение футболиста, когда тот выходит на игровое поле, по его лицу. Частенько бывает и так, что на тренировках спокоен, уверен в себе, а на официальном матче его охватывает мандраж. Поэтому у каждого игрока должна сложиться индивидуальная система психологической настройки на ответственный матч. Причем игры регулярного чемпионата и кубковые встречи требуют разного подхода к психологическому настрою как отдельного футболиста, так и команды в целом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологический анализ в большом футболе"

Книги похожие на "Психологический анализ в большом футболе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Хигир

Борис Хигир - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Хигир - Психологический анализ в большом футболе"

Отзывы читателей о книге "Психологический анализ в большом футболе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.