Алексей Гудзь-Марков - Индоевропейцы Евразии и славяне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Индоевропейцы Евразии и славяне"
Описание и краткое содержание "Индоевропейцы Евразии и славяне" читать бесплатно онлайн.
Сила славян, стойкость и мощь их языка, глубина культуры и срединное положение на континенте проистекают из восприятия славянством большинства крупнейших культурно-этических явлений, происходивших в Евразии в течение V тыс. до н. э. — II тыс. н. э. Славяне восприняли и поглотили не только множество переселений индоевропейских кочевников, шедших в Европу из степей Средней Азии, Южной Сибири, Урала, из низовьев Волги, Дона, Днепра. Славяне явились непосредственными преемниками великих археологических культур оседлого индоевропейского населения центра и востока Европы, в том числе на землях исторической Руси. Видимая податливость и уступчивость славян, их терпимость к иным культурам и народам есть плод тысячелетий, беспрестанной череды столкновений и побед славян над вторгавшимися в их среду завоевателями. Врождённая широта и певучесть славянской природы, её бесшабашность и подчас не знающая границ удаль — это также результат осознания славянами громадности своих земель, неисчерпаемости и неохватности богатств.
Расписная урна гальштатского времени. Высота 22 см. Бурренгоф, Вюртемберг, ФРГ
Кинжал с антенной. Длина 37 см. Людвигсбург, Вюртемберг, ФРГ
Несмотря на то что граница между скифами и оседлыми фракийцами, представлявшими западную ветвь индоевропейского древа Евразии, шла по Днестру, бассейн Центрального Дуная, начиная с середины VI в. до н. э. (в особенности берега реки Тисы) подвергался сильнейшему скифскому влиянию.
Центральным мотивом гальштатского орнамента выступает классический индоевропейский геометрический элемент. А формы керамической посуды гальштатской эпохи основываются на лужицких традициях XIII–VIII вв. до н. э. эпохи полей погребений.
Смута, внесенная иранским миром в центр Европы в VIII в. до н. э., подорвала передовые позиции лужицкой культуры и сместила центр развития экономики, в первую очередь металлургии, от центра Европы к западу, на восточные и западные отроги альпийского горного массива. Эти районы были несравнимо надежнее защищены природой от беспокойной, грозящей беспрестанными набегами и разорениями евразийской степи. Центр Европы, среднее течение Дуная, традиционно выступил в роли восприемника нового вторжения с востока полчищ всадников, стад скота и тысяч и тысяч деревянных повозок и колесниц.
В то же время бурно развивавшиеся центры Средиземноморья (Греция, Этрурия) нуждались в рынках сбыта многочисленной продукции и одновременно в бесперебойно поступающем сырье. Именно тогда на районах гальштатской культуры и сконцентрировалось влияние Греции и Апеннин.
Западногальштатский массив населения (юг Германии, Франции) составил исторический кельтский этнос, проявивший себя самостоятельной культурной, экономической и военной силой в эпоху Латена (V–I вв. до н. э.). Восточногальштатский массив населения (к востоку и югу от Восточных Альп) был представлен историческими венедами, в орнаментации и украшениях особенно часто использовавших спирали, столь характерные для культур Евразии, начиная с северо-востока Ирана и юга Урала и кончая лужицкой культурой и югом Скандинавии XIII–VIII вв. до н. э.
Культура Эсте (северо-восток Италии), носители которой также относились к венедской общности Европы, являлась своего рода мостом между Гальштатом и развитыми центрами Апеннин и Греции.
Как на западе Гальштатской области, так и на её востоке сословная разница среди населения была весьма значительна и даже контрастна. Знать погребали под курганами, окруженными рвом или кольцом из камней, под которыми находились помещения, стены которых выкладывались камнем. В них помещали двух- или четырехколесные повозки, керамику, украшенную геометрическим орнаментом, и оружие.
Во Франции, в эпоху Гальштата, были особенно многочисленны погребения под курганами с помещенными под ними колесницами (традиция юга Урала XVIII–XV вв. до н. э., привнесенная в Европу в XV в. до н. э. и вылившаяся в эпоху культуры курганных погребений XV–XIV вв. до н. э.).
На севере европейской территории, охваченной гальштатской культурой, был распространён обычай порчи оружия, помещавшегося в могилу.
Восточные области Гальштата испытывали заметное влияние «звериного» стиля иранских кочевников. Поздний Гальштат характерен значительным увеличением привоза товаров с юга, из Этрурии и Греции.
С начала эпохи Гальшата в центре Европы принялись за возведение многочисленных укреплений, располагавшихся в стратегически важных пунктах обороны определенного региона. Наиболее характерные типы центров обороны устраивались на мысах и с напольной стороны традиционно обводились рвами и валами. При этом широко использовали каменную кладку в комбинации с деревянными конструкциями.
Жилища носителей гальштатской культуры представляли собой дома из дерева столбовой конструкции, снабженные рядом надворных построек, окружавших внутренний хозяйственный двор. Деревни по периметру укреплялись земляным валом и имели регулярную планировку улиц. На всей территории Гальштата VIII–VI вв. до н. э. были густо разбросаны мастерские ремесленников, кузницы, рудники, соляные копи.
Возрождение степных индоевропейских традиций эпохи культуры курганных погребений, помимо прочего, сказалось и в том, что керамика Гальштата, как правило, изготовлялась вручную. Несмотря на то что гончарный круг был распространен в центрах Передней Азии и юга Туркмении ещё в V–III тыс. до н. э., индоевропейские степные кочевники считали изготовленную на гончарном круге посуду «нечистой», демонической и предпочитали древний ручной способ выделки.
Восточный Гальштат, представленный иллиро-венетами, занимал территории исторических провинций Восточных Альп: Словению, Штирию, Каринтию, Истрию, Далмацию, собственно Иллирию вплоть до Албании и отчасти южные отроги Западных Карпат (Чехия, Словакия, Моравия). Тут плоские могильники с трупосожжением перемежались курганными насыпями, укрывавшими отделанные деревом склепы с богатым погребальным инвентарем.
Венеды строили многочисленные, хорошо укрепленные городища и отличались в высшей степени воинственными наклонностями. О них шла громкая слава по всему Средиземноморью как о дерзких пиратах.
Корни венедскои общности Восточного Гальштата восходят к эпохе бронзы (XVIII–IX вв. до н. э.) ив значительной мере происходят из центральноевропейского населения — носителя культуры полей погребений (XIII–VIII вв. до н. э.), смешавшегося с местным населением эпохи бронзы.
Если на северо-востоке и востоке Франции в VIII–VI вв. до н. э. была распространена западная гальштатская культура и данные области являлись местом сложения исторических кельтов, то центр и юг Франции первой половины I тыс. до н. э. придерживались традиций культуры курганных погребений XV–XIV вв. до н. э., а французское побережье Атлантики и вовсе придерживалось традиций эпохи бронзы первой половины II тыс. до н. э.
В IX в. до н. э. Пиренейский полуостров подвергся вторжению народов, следовавших традициям культуры полей погребений центра Европы. Около VII–VI вв. до н. э. Пиренеи вновь подверглись вторжению носителей традиций полей погребений. Одновременно шел процесс освоения средиземноморского побережья Пиренеев торговыми миссиями финикийцев, греков, карфагенян, стремившихся путем создания укрепленных портовых городов закрепиться в богатых провинциях юго-запада Европы. При этом шла жестокая конкурентная борьба, нередко перераставшая в полномасштабные войны. Около середины VI в. до н. э. греки потерпели военное поражение от Карфагена и этрусков, однако уже в IV в. до н. э. им удалось восстановить былое влияние на западе Средиземноморья.
На Британском архипелаге приход железного века относят к V в. до н. э. (на Пиренеях это VII–VI вв. до н. э.). Начало влияния Гальштата в Британии относят к VI в. до н. э., где оно смешивается с традициями местных культур эпохи бронзы. Население Британского архипелага на протяжении почти всего I тыс. до н. э. вело сравнительно спокойную и размеренную жизнь, располагаясь либо в отдельных дворах, окруженных хозяйственными постройками и внешним частоколом, либо в деревнях, находившихся под прикрытием венчающих холмы укреплений, многие из которых восходят к рубежу IV–III тыс. до н. э. (культура Уиндмилл-Хилл).
Значительно возросло количество укреплений в Англии в III в. до н. э., что связывают с вторжением на острова кельтов.
Земли юга Скандинавии, полуострова Ютландии (Дания) и севера Германии в эпоху Гальштата придерживались традиций и технологий эпохи бронзы и практически не подвергались культурному или экономическому влиянию греческого или этрусского миров юга Европы.
Эпоха Гальштата (VIII–VI вв. до н. э.) явилась переходной от периода гегемонии народов культуры полей погребений (XIII–VIII вв. до н. э.) к эпохе Латена, стадией временем общеевропейской экспансии кельтов.
Видимым проявлением господства Гальштата в Европе было широкое распространение украшений из железа. При этом орудия труда и оружие продолжали изготавливать из бронзы. Аристократия эпохи Гальштата устраивала изумительные по богатству, блеску и монументальности курганные погребения, располагавшиеся на возвышенных местах.
Оживленные торговые пути Европы VIII–VI тыс. до н. э. защищались многочисленными городищами, замыкавшими ключевые позиции.
Следует отметить и то, что в эпоху Гальштата шло постепенное вытеснение обряда трупосожжения обрядом трупоположения.
В целом эпоху Гальштата Европы можно охарактеризовать как время набора сил и общего подъёма технологических возможностей населения континента. Крупных перемещений значительных групп населения в центре и на западе Европы не происходило.
Периодизация П. Райнеке бронзового века и гальштата (по Эггерсу)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Индоевропейцы Евразии и славяне"
Книги похожие на "Индоевропейцы Евразии и славяне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Гудзь-Марков - Индоевропейцы Евразии и славяне"
Отзывы читателей о книге "Индоевропейцы Евразии и славяне", комментарии и мнения людей о произведении.