» » » » Михаил Барабанов - Танки августа. Сборник статей


Авторские права

Михаил Барабанов - Танки августа. Сборник статей

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Барабанов - Танки августа. Сборник статей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Барабанов - Танки августа. Сборник статей
Рейтинг:
Название:
Танки августа. Сборник статей
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танки августа. Сборник статей"

Описание и краткое содержание "Танки августа. Сборник статей" читать бесплатно онлайн.



Сборник статей подготовлен к первой годовщине вооруженного конфликта между Россией и Грузией, произошедшего с 8 по 12 августа 2008 г.

Первая статья посвящена опыту военного строительства в Грузии при президенте Саакашвили и содержит комплексное описание основных направлений подготовки Грузии к войне.

Вторым, а по сути центральным, материалом является подробная хронология военных действий. При ее подготовке использованы разнообразные источники – от официальных хроник и заявлений высших должностных лиц, до воспоминаний и свидетельств участников конфликта с обеих сторон и интернет-материалов. Хроника дает подробный обзор всех значимых боевых действий и эпизодов.

Военному строительству в Грузии в период после августа 2008 г., военной обстановке и балансу сил, сложившемуся в Закавказье к настоящему времени, посвящена третья статья сборника.

В трех других статьях рассмотрены некоторые частные аспекты Пятидневной войны – потери грузинских вооруженных сил в ходе боевых действий; потери российской авиации в войне; обустройство российских военных баз на территории Абхазии и Южной Осетии, признанных Россией независимыми государствами.

В приложении к сборнику даются краткие сводные данные о закупках Грузией основных видов тяжелого вооружения и военной техники в период 2000-2008 гг.

Фото на обложке: Российская танковая колонна в Южной Осетии, август 2008 г.






Что касается наиболее часто упоминаемой американской военной помощи, то она фактически начала поступать в Грузию в 1997 г. Тогда же по инициативе Шеварднадзе на Грузию были распространены американские программы обучения за счет правительства США военных кадров International Military Education and Training (IMET) и оказания военной помощи Foreign Military Financing (FMF). Правда, американцы проявляли осторожность и по линии военной помощи также предоставляли Грузии на безвозмездной основе только «небоевую» технику и средства, причем полностью устаревшую из наличия вооруженных сил США. В 1999–2001 гг. Грузия получила по американским грантам 10 старых многоцелевых вертолетов Bell UH-1H (выпуска 1973–1974 гг., четыре из них для разборки на запчасти), около 500 единиц устаревшего автотранспорта (выпуска 1969–1971 гг.), 30 тыс. комплектов обмундирования, 16 тыс. пар армейской обуви, оборудование для разминирования, средства связи, а также генераторы, палатки и т.п. Общая стоимость этой программы составила 11 млн долл., из которых 3 млн – поставка вертолетов и обучение экипажей для них. Кроме того, в 1997–1999 гг. Грузии по другим проектам по линии FMF было выделено еще 17,5 млн долл., в том числе прошли обучение 140 офицеров. [71]

Одновременно в рамках американской программы по оказанию содействия Грузии в охране ее границ «Безопасность границы Грузии и правоохранительные органы» (Georgian Border Security and Law Enforcement) в 1999 г. пограничному ведомству Грузии было выделено свыше 18 млн долл. помощи. [72] В ходе реализации программы был осуществлен ремонт авиабазы Алексеевка, где базируются вертолеты ВВС Грузии, построена современная пограничная застава и КПП «Красный мост» на грузино-азербайджанской границе, грузинской береговой охране из состава береговой охраны США были переданы два сторожевых катера типа Point. Всего же по статьям Export Control & Border Security (EXBS) Грузии в 1992–2005 фин. гг. США было оказано помощи на 134,58 млн долл. [73]

Общие цифры американской помощи Грузии в военной области и в сфере безопасности составили 379,02 млн долл. в 1992–2005 фин. гг., [74] причем по большей части без учета реализации осуществлявшихся в 2002– 2006 гг. за счет министерства обороны США программ обучения GTEP и GSSOP-I (на которые было израсходовано еще около 125 млн долл., причем лишь небольшая часть этих средств была покрыта фондами FMF). Следует, однако, отметить, что из указанных 379,02 млн долл. основная часть средств (283 млн долл) пришлась на всякого рода вспомогательные программы, программы содействия в области охраны границ, правопорядка, борьбе с преступностью, контрабандой, нераспространением ОМП и т.п. Наиболее непосредственно затрагивающая материально-техническое оснащение вооруженных сил Грузии прямая военная помощь по линии FMF составила в 1992–2005 фин. гг. только 83,29 млн долл., а подготовка кадров по линии IMET – лишь 7,18 млн долл.

За вычетом программ обучения GTEP и GSSOP-I американскую военную помощь Грузии до свержения Шеварнадзе в конце 2003 г. можно оценить, по нашим подсчетам, примерно в среднем по 20 млн долл. в год в период 1998–2003 гг. Суммарная реальная общая иностранная военная помощь Грузии в 1998–2003 гг., по нашей оценке, составляла 25–30 млн долл. в год (без учета все той же GTEP) и, таким образом, была сопоставима с общим военным бюджетом самой Грузии 1997–2000 гг. С 2001 г. значение этой помощи резко возросло, а с момента начала реализации GTEP в 2002 и 2003 гг. фактическая иностранная военная помощь выросла еще более. В общей сложности в 2002–2004 гг. США предоставили Грузии на военные цели суммарно 98 млн долл. [75] Таким образом, в 2002 и 2003 гг. общая военная помощь Грузии со стороны всех стран оценочно составляла по 50 млн долл. в год, то есть фактически втрое превышала тогдашний официальный военный бюджет Грузии, реально покрывая 70% расходов республики на военные нужды. Можно говорить о том, что в последние годы правления Шеварднадзе грузинские вооруженные силы почти полностью перешли на содержание стран НАТО, в первую очередь США.

Что касается ситуации после прихода к власти Саакашвили, то американская военная помощь, в первую очередь в виде осуществления программ обучения GTEP, GSSOP-I и GSSOP-II, имела весьма существенное экономическое значение в первые годы его правления (2004–2005 гг.), однако в дальнейшем ввиду быстрого наращивания собственного военного бюджета Грузии роль помощи стала резко снижаться. В 2004 г. Грузия суммарно с учетом этих программ получила 30 млн долл. военной помощи США, а в 2005 г. – рекордные 74 млн долл., то есть итого 104 млн долл. за два года, притом что собственные военные расходы Грузии в эти два года достигли уже 300 млн долл. С 2005 г. гонка военного бюджета в Грузии приобретает небывалые темпы, выражаясь в ежегодном удвоении военных расходов по отношению к предыдущему году, а в 2007 г. военный бюджет республики приблизился к 1 млрд долл. Это совпало с окончанием в 2007 г. реализации последней американской программы обучения GSSOP-II и уменьшением американской военной помощи Грузии до достаточно скромных 13–16 млн долл. в год, [76] расходуемых, как можно судить, в основном на обучение кадров. Более того, платой за эту иностранную помощь стало участие грузинских войск в операциях под эгидой США и НАТО в Ираке, Косово, Афганистане, что обошлось грузинскому бюджету в суммы, сопоставимые с объемом помощи, если не превышающие ее.

В период 1997–2006 гг. Турция оказала помощь грузинским вооруженным силам на сумму свыше 37 млн долл. [77] Определенную военную помощь Грузии, в основном в обучении кадров, оказывали также Германия, Великобритания, Франция, Греция, ряд стран Восточной Европы и даже КНР.

В конечном счете, начиная с 2006 г. прямая иностранная военная помощь перестала играть для грузинского военного строительства непосредственную существенную роль, а грузинское правительство нарастило военный бюджет до такого уровня, что смогло перейти к политике масштабного вооружения и переоснащения вооруженных сил Грузии путем закупки достаточно крупных партий относительно современного вооружения и военной техники по собственному выбору.

Таблица 1. Фактические военные расходы Грузии в 2003–2008 годах (без учета иностранной военной помощи)

Год: 2003 / 2004 / 2005 / 2006 / 2007 / 2008

Планировавшиеся расходы, млн. грузинских лари: 60,9 / 67,0 / 138,9 / 392,6 / 513,2 / 1100

Фактические расходы, млн. грузинских лари: 60,9 / 173,9 / 368,9 / 684,9 / 1495,0 / 1545

Фактические расходы, млн. долл: 30 / 97 / 203 / 388 / 940 / 1003

Доля фактических расходов в ВВП Грузии, процентов: 0,7 / 1,8 / 3,2 / 4,9 / 8,0 / 8,1

Источник данных о расходах в грузинских лари: Strategic Defence Review. Ministry Defence of Georgia, Tbilisi, 2007. Таблица составлена Центром АСТ.

Таблица 2. Американская прямая военная помощь Грузии в 2007–2010 финансовых годах (млн. долл).

Финансовый год: 2007 / 2008 / 2009 / 2010 (запрос)

Foreign Military Financing (FMF): 9,7 / 9,0 / 11 / 16

International Military Education and Training (IMET): 1,16 / 0,761 / 1,15 / 2

Non-Proliferation, Anti-Terrorism, Demining, and Related Programs: 5,15 / 3,21 / 2,2 / нет данных

Всего: 16,01 / 12,982 / 14,2 / более 18

Источник: Государственный департамент США.

Следует выделить две тенденции: значительный рост военных расходов при Саакашвили (в 24,5 раза в 2007 г. по сравнению с 2003 г., что является, видимо, мировым рекордом – фактически, однако, с учетом невключения в показатели 2003 г. иностранной военной помощи этот рост был несколько меньшим) и распространившаяся при Саакашвили практика неоднократных увеличений военного бюджета в течение года.

Наиболее показателен 2007 г., когда фактические расходы (после трех увеличений бюджета министерства обороны в течение года) в 2,91 раза превысили запланированные и составили 940 млн. долл., что было связано в значительной мере с:

• увеличением численности грузинского контингента в Ираке;

• увеличением жалованья военнослужащим;

• увеличением численности вооруженных сил с 28 до 32 тыс. человек и планами создания 5-й пехотной бригады;

• началом программы подготовки активного резерва национальной гвардии;

• закупками и модернизацией вооружения.

На 2008 г. бюджет министерства обороны был запланирован на уровне 1100 млн. лари. Августовская война нанесла Грузии серьезный военный и экономический ущерб и вынудила во второй половине года заняться не дальнейшим расширением вооруженных сил, а восстановлением пострадавшей военной инфраструктуры. В итоге в сентябре–октябре военному ведомству было выделено еще 445 млн. лари. Поэтому фактические расходы, составившие в 2008 г. 1545 млн. лари (1003 млн. долл), включили, видимо, прямые расходы на войну и компенсацию ее последствий, уменьшив фактический бюджет развития вооруженных сил. В связи с наступившим затем мировым экономическим кризисом стало тем более ясно, что Грузия не способна длительно выдерживать беспрецедентный по мировым меркам уровень военных расходов в 8% ВВП, что привело к сокращению запланированного военного бюджета на 2009 г. (до 940 млн. лари), прервав непрерывный тренд роста.

Выводы

После прихода к власти режима Саакашвили начался быстрый рост численности и боевого потенциала грузинской армии. Наибольшие успехи были достигнуты им в сфере подготовки личного состава, развитии военной инфраструктуры, закупок и модернизации вооружения и военной техники. Основная заслуга в этом принадлежит политическому руководству, значительно увеличившему военные расходы, и, в меньшей степени, иностранной военной помощи. По сравнению с периодом правления Шеварднадзе грузинская армия перешла на качественно иной уровень и к лету 2008 г. представляла серьезную угрозу для бывших автономий ГССР. Однако при этом военное строительство в Грузии при Саакашвили было отягощено многочисленными доктринальными противоречиями, нестабильностью планирования и серьезными проблемами в области подготовки кадров, усугубляемыми быстрым раздуванием численности вооруженных сил и периодическими кадровыми чистками в армии по политическим мотивам. За стремительным ростом грузинской армии не поспевала никакая подготовка, что вело к появлению массы скороспелых плохо подготовленных командиров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танки августа. Сборник статей"

Книги похожие на "Танки августа. Сборник статей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Барабанов

Михаил Барабанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Барабанов - Танки августа. Сборник статей"

Отзывы читателей о книге "Танки августа. Сборник статей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.