» » » » Ефим Грекулов - Нравы русского духовенства


Авторские права

Ефим Грекулов - Нравы русского духовенства

Здесь можно скачать бесплатно "Ефим Грекулов - Нравы русского духовенства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Nevzorov Haute Ecole, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ефим Грекулов - Нравы русского духовенства
Рейтинг:
Название:
Нравы русского духовенства
Издательство:
Nevzorov Haute Ecole
Год:
2011
ISBN:
978-5-904788-08-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нравы русского духовенства"

Описание и краткое содержание "Нравы русского духовенства" читать бесплатно онлайн.



В своей книге известный советский историк-религиовед Ефим Фёдорович Грекулов, основываясь исключительно на подлинных источниках, предлагает вниманию читателя несколько очерков, посвященных истории русского духовенства. Эти очерки, знакомя читателя с различными скрытыми бытовыми особенностями духовенства, являются достаточно показательными для обстоятельной оценки этого явления российской истории.

Книга представляет интерес для самых широких читательских кругов.






При Петре I вновь были сделаны попытки подчистки духовенства, которые, однако, успеха не имели.

В отношении духовенства, в особенности в связи с произведённой попыткой секуляризации церковных земель, был проведён ряд мероприятий для упорядочения церковного общества.

Было предложено значительно сократить духовное сословие, подчинив оставшееся духовенство твёрдому режиму. Видя в монахах праздных людей, от которых идут только разные «забобоны» (болтовня), ереси и суеверия; считая, что монастырь является учреждением ненужным, очагом смут и бунтов, император Пётр I пытается ограничить число монастырей, урезать их доходы, пытается приспособить монахов на какое-нибудь ремесло.

Регламент предписывает: «Весьма монахам праздным быти да недопускают настоятели; избирая всегда дело некое. А добре бы в монастырях завести художества, например, дело столярное». Указ 1724 года о звании монашеском пытается произвести коренную реформу в монастырском быту.

Смерть Петра не дала провести этот указ в жизнь, хотя основная мысль петровской реформы о бесполезности монахов, так как они «бегут от подати», чтобы даром «хлеб есть» — не забывается и в дальнейшем. И, начиная с петровского указа, следует ряд мероприятий, направленных на уменьшение числа попов и монахов, которые, по выражению регламента, «вбираются в священнический чин».

В основе всех этих мероприятий лежало желание упорядочить жизнь духовенства, подчинить его в большей степени светской власти и, с установлением твёрдых штатов, перевести духовенство на определённый бюджет.

В эпоху Екатерины II недостатки духовенства и злоупотребления, совершаемые им, нисколько не уменьшились, напротив, разложение духовенства дошло до крайних пределов и вызывало даже открытые возмущения недовольного населения.

В конце царствования Екатерины II могилёвский епископ Афанасий Вольховский едва умел читать. Он был назначен на эту кафедру, особенно важную для борьбы с католичеством, по просьбе матери канцлера графа Безбородко. Взяточничество в консисториях достигало огромных размеров. Зато сельское духовенство было очень принижено. Нельзя перечислить все виды унижения, которым подвергалось низшее духовенство и от высших служителей, которые, как тобольский митрополит Павел Котоскевич, не верили в обращение земли вокруг солнца, и от местных дворян, и от администрации. «Плети, кулачная расправа и розги» были обыкновенными явлениями среди духовенства, и редкий священник не испытывал на себе этих наказаний.

Пётр Панин во время Пугачёвского бунта, в котором принимали участие сельские священники, доносил императрице: «Во всей здешней стороне, где я теперь обращаюсь, чин церковный еще погружен в самом вышнем невежестве и грубианстве».

Со своей стороны, и господствующие классы видели в разложении духовенства серьёзную угрозу существующей системе, в которой духовенству была отведена весьма видная роль. Поэтому государство берёт на себя инициативу в проведении мероприятий по оздоровлению духовенства. Не полагаясь на церковный аппарат, не доверяя высшему духовенству, государственная власть пытается административным способом воздействовать на разложившееся духовенство, проводит ряд мероприятий по поднятию его «престижа» среди населения.

***

В нашей брошюре мы попытались, основываясь исключительно на источниках, подлинность которых не посмеет отрицать ни один церковник, дать несколько очерков о нравах духовенства, понимая под этим те бытовые особенности, которыми характеризовалось духовенство преимущественно XIV–XVII веков. Не претендуя на исчерпывающую характеристику нашего духовенства, мы остановились лишь на некоторых, очень выпуклых чертах духовенства, достаточно показательных для оценки духовенства в целом.

Задачей нашей было показать, что недостатки духовенства, которые обычно приписывают ему в последние века, относя их происхождение, так сказать, к развращающему влиянию капиталистического общества, обнаруживаются, при знакомстве с бытом духовенства, уже в первые века развития у нас православия. Поэтому возникновение и развитие их надо отнести целиком за счёт организации церковного общества как такового. Церковная организация, формируясь из лиц, не способных к общественно-полезному труду и ведущих паразитический образ жизни, уже с самого начала своего развития выявила свою полную неспособность на руководство широкими массами населения, на что она, однако, претендовала.

Являясь прислужницей господствующих собственнических классов и проводя среди населения выгодную последним политику, церковь поддерживала свой авторитет не собственным поведением, а принуждением, насилием, как духовным, так и физическим, – для чего к её услугам был и собственный полицейский аппарат и полицейский аппарат государства, которым она и держалась.


Литература

В основу настоящей брошюры положены многочисленные исторические материалы, систематизированные в следующих собраниях:


Акты исторические (сокращенно А.И.).

Акты археографической комиссии (А.А.Э.).

Дополнения к актам истор. (Доп. А.И.).

Русская историческая библиотека, т. VI.


Кроме того, в настоящей брошюре использованы также следующие труды:


Рущинский. Религиозный быт русских у иностранцев XVI и XVII вв.

Ростиславов. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПБ. 1871.

Преображенский. Нравственное состояние русского общества в ХVI в. по сочинениям М. Грека. М. 1881.

Иконников. Русские общественные деятели XVI в. Киевск. Унив. Извест, 1866.

Иконников. Максим Грек. Киевск. Унив. Изв.

Николаевский. Русская проповедь в XV и XVI вв. (Ж. М. Народн. Просв. 1868 г. 1 и II.

Жмакин В. Русское общество XVI в. Ст. и Новая Россия, 1880. кн. II и IV.

Жмакин В. Митрополит Даниил. 1881.

В. Малинин. Старец Елизарова монастыря Филофей, 1888, Киевск. и др.

Розанов. История Московского Синодального Управления, 1869.

П. Знаменский. Приходское духовенство со времени реформы Петра Вел. Каз. 1873 и др.

Примечания

К главе «Состав древнерусского духовенства»

1

Митр. Макарий. История русской церкви.

2

В своём сочинении «О государстве русском или образе правления русского царя», изданном впервые в Лондоне в 1591 году, Флетчер описывает подробно своё путешествие по России и даёт описание разных сторон государственного устройства и общественной жизни Московского государства.

3

Жмакин, митр. Даниил, стр. 306.

4

Житие Пафнутья Боровского.

5

П.С.Л. 69.

6

Соч. М. Грека, 1. стр. 140.

7

Соч. М. Грека, стр. 230.

8

Стоглав, 5 вопр. 7.

9

Макс. Грек, сочин. II, 127.

10

Соч. III, 187.

11

А.И. I №204.

12

См. Мак., Ист. Рус. Церкви VI, стр. 117 — 118.

13

Мак., Ист. Рус. Церкви, VI, 119.

14

Стогл., 5 гл., вопр. 7-ой.

15

А.И.1, 204.

16

Ст. гл. 50.

17

В. Жмакин, митр. Даниил, стр. 620-621.

18

Ст., гл. 5 воп. 8, 9, 7.

19

Ст. 5 в. 8.

К главе «Церковь — носительница культуры и просвещения»

1

Знаменитый иезуит Антоний Поссевин описал нравы московского государства в сочинении своём «Московия», изданном впервые в Антверпене в 1527 г. Рассказывая о своём путешествии по Московии 1581-82 г., Поссевин подробно останавливается на описании религиозной жизни в московском государстве.

2

Петрей побывал в России в Смутное время и подробно описал внутреннее состояние Московского государства.

3

Рущинский — Религиозный быт русских у иностранцев XVI и XVII вв., стр. 171.

4

Рущинск., стр. 173.

5

А.И. I №104.

6

Стоглав, гл. 5, вопр. 6.

7

Митр. Макарий т. VII, стр. 116.

8

Ст., гл. 6-я п. 41, вопр. 22.

9

Из поучения митр. Даниила (Чт. Общ. Ист. и Древн. 1847, №7) (А.А.Э. III, 302).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нравы русского духовенства"

Книги похожие на "Нравы русского духовенства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ефим Грекулов

Ефим Грекулов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ефим Грекулов - Нравы русского духовенства"

Отзывы читателей о книге "Нравы русского духовенства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.