» » » » Александр Андреев - Полтавская битва: 300 лет славы


Авторские права

Александр Андреев - Полтавская битва: 300 лет славы

Здесь можно купить и скачать "Александр Андреев - Полтавская битва: 300 лет славы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Андреев - Полтавская битва: 300 лет славы
Рейтинг:
Название:
Полтавская битва: 300 лет славы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Полтавская битва: 300 лет славы"

Описание и краткое содержание "Полтавская битва: 300 лет славы" читать бесплатно онлайн.



Эта виктория была одним из величайших всемирно-исторических событий. Могущество Швеции, созданное искусственно, посредством завоеваний, было сокрушено. Исчезла завеса, скрывавшая Россию от остальной Европы, и перед изумленными народами Запада явилось новое обширное и могущественное государство, умевшее победить вождя и войско, считавшееся до сих пор непобедимым.

При громе Полтавской битвы родился для Европы, для общей европейской жизни новый великий народ: при громе этой битвы родилось целое новое племя, племя славянское, нашедшее для себя достойного представителя, при помощи которого могло подняться для сильной и славной исторической жизни.






В 1478 году Иван Третий сокрушил насквозь прогнившее здание Новгородской боярской республики. Новгород был присоединен к Московскому княжеству очень вовремя – золотоордынский хан Ахмат заключил союз с польским королем и великим литовским князем, направленный против Московского княжества – поодиночке на Москву уже не ходили. С 1479 года происходили нападения Тевтонского ордена на Псковскую землю. Поход на Москву готовился основательно. Но не Ивана Третьего им было сокрушать осенью 1480 года.


Рати Ивана Васильевича, унявшего своих взбунтовавшихся братьев, блокировали переправы на Оке, и войско хана теперь уже Большой Орды Ахмата двинулось к литовской границе на соединение с Казимиром. Русские опередили ордынцев и раньше их заняли левый берег реки Угры, не допуская Ахмата к переправам. Четырехдневное сражение не принесло успеха Большой Орде – степняки так и не смогли переправится. Ахмат попытался переправиться в других местах, был отбит и ушел в степь в середине ноября. Как Казимир ранее не помог новгородским боярам, так не помог и Ахмату, желал ослабления обоих конкурентов. Ахмата зарезали зимой 1480 года, а через 22 года Крымское ханство уничтожило Большую Орду.


12 ноября 1480 года стало первым днем рождения независимости Московской Руси. Иван III той же зимой разгромил Ливонский орден, «плениша и пожгоша всю землю Немецкую от Юрьева до Риги». В течение двадцати лет Тверское, Рязанское княжества, Псковская республика вошли в состав московских земель. Итальянский разведчик доносил миланскому герцогу в 1486 году:

«Границы России на востоке распространяются от Татарии до Кавказа, с юга и частично с запада она граничит с Литвой, которая находится между Россией, Бельгией и Польшей. На север от России простирается большая пустынная равнина и океан».

В результате десятилетней русско-литовской войны к России вернулись двадцать городов и семьдесят волостей западно-русских земель, ранее завоеванных Литвой. Иван Третий соединил двуглавого орла из византийского герба с поражающим копьем дракона Георгием Победоносцем из Московского герба. Из своего серебра, добытого на севере, на Москве началась чеканка монет.


В новой пасхалии 1492 года митрополит Зосима впервые назвал Ивана III «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином новому граду Константина – Москве».

Царь от латинского слова caesar, цезарь, обозначал титул римского императора и являлся высшим, после императора, монархическим титулом. Царем назывался независимый, самостоятельный государь, никому не платящий дани и никому не дающий ни в чем отчета.


Новая политическая теория о русском царстве, заступившем место византийской империи, была сформулирована в посланиях старца Филофея. «Церкви старого Рима пали неверием апполинариевой ереси, церкви второго Рима – Константинополя агаряне секирами рассекоша за то что греки предаша православную греческую веру в латынство. Московский государь единственный царь христиан, во едино царство которого сошлись все пришедшие в конец царства. Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть».


В 1498 году в Московском княжестве впервые после «Русской правды» Ярослава Мудрого был принят общерусский правовой кодекс – «Судебник», регламентирующий правовые отношения в государстве. В том же году произошло первое венчание наследника московского престола шапкой Мономаха, ставшей символом самодержавия. В XVII веке к венчанию добавилось миропоказание.


Создавший Московское государство Иван III Васильевич в 1505 году оставлял своим наследникам борьбу на востоке и юге с татарскими ханствами, войну с Литвой и Польшей на западе, борьбу на северо-западе со Швецией и Ливонским орденом – борьбу за выход к Балтийскому и Черному морю, дорогу «встречь Солнцу» – до Тихого океана. Это программа на века была выполнена Строгановыми, Петром Первым, Екатериной Второй, всей Россией. Для выполнения этой программы Великое Московское княжество сменялось Московским царством, царством сословий и приказов, высшим законом в котором была безусловная власть государя.


Никогда не видевший моря царь, государь и великий князь всея Руси Иван Васильевич Третий писал продолжателям своего дела:

«Волны бьют о камни и ничего камням не сделают, а сами рассыпаются пеной и исчезают как бы нам в посмеянье.

Держите имя мое честно и грозно!»

Продолжатели дела Ивана Третьего нашлись – в конце XVII века.


При малолетнем Иване IV Московским государством правила Боярская Дума. Большинство старейших боярских родов Москвы вели свое происхождение с XI–XII веков. С этого времени управлять средневековыми княжествами князю всегда помогал совет княжих мужей, старцев градских, участвовавший в решении политических вопросов, законодательных проблем, внешних дел, внутренней жизни, религии. С конца XV века по начало XVIII века совет называли Боярской думой и он являлся постоянным сословно-представительным органом аристократии при великом князе и царе.

Состав, права и компетенция Боярской Думы не были четко определены законом, ограничивались и изменялись. Кроме «больших бояр» в Думу входили думные чины – окольничие, дворяне, позднее – дьяки. К середине XVI века титулованных боярских родов было около двухсот. В Боярской Думе, как и Государевом дворе шла непрекращающаяся борьба а должности, чины, титулы. При малолетних государях в стране расцветали злоупотребления властью.


В январе 1547 года Иван IV принял титул царя. Царем на Руси называли и татарских ханов и турецких султанов. Завоевание в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств стало одним из аргументов, который за границей приводили московские дипломаты в обоснование нового титула Ивана VI. В 1561 году титул «царя» признал за Иваном IV константинопольский патриархат, что означало международное признание полной независимости, суверенитета Московской Руси и признание московского царя «единственным истинным государем» Древнерусского государства, ставшего Московским царством. В России начала укрепляться монархическая форма правления – самодержавия, когда носителю верховной власти принадлежали и верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.


Иван IV начал править Московским царством так, как считал нужным. Боярское правление в годы безотцовщины наложило отпечаток на его характер и образ жизни. С.Ф. Платонов писал, что «моральное воспитание Грозного не соответствовало умственному образованию – душа Грозного была всегда ниже его ума».

Позднее Ивану удалось даже поменять русский национальный характер. Выдающийся историк И. М. Дьяконов писал в конце XX века: «Задерживающим фактором в развитии страны оказалось правление Ивана IV (1533–1584). Разговоры о его якобы прогрессивности, конечно, совершенно несерьезны. Со времен Карамзина Иван Грозный рисуется прежде всего как садист и кровавый истребитель княжеских и боярских родов. Таким он и был. Свирепейшим террором закончилось противостояние князей и боярства московскому абсолютизму. Но для страны было гораздо хуже, что Иван сделал с крестьянством. Разделив свое царство на «земщину», куда он согнал старую землевладельческую знать, и «опричнину», в которой земли раздавались его личным сторонникам, фаворитам и палачам, он организовал массовое переселение крестьян из «земщины» в «опричнину» и наоборот, что привело к огромным человеческим потерям и к утрате крестьянством веры в стабильность своего положения. Элемент этого неверия в стабильность вошел в русский национальный характер».


C середины XVI века старую систему государственного управления – бояр путных и введенных и Государев двор – сменила приказная система. Приказы, от слова «приказ» – поручение, зародились из книжных заданий, даваемых боярам. Непосредственно поручения царя исполняли грамотные чиновники – дьяки. Постепенно поручения царя стали постоянными. Появились должности казначея, печатника, разрядных и ямских дьяков. С увеличением объемов дьякам «для письма» придавались чиновники поменьше – подьячие, работавшие в особом помещении – «избе» – канцелярии, которые были преобразованы в постоянно действующие государственные учреждения – приказы. Дьяки – государевы, дворцовые, боярские, монастырские, городские – стали чиновниками правительственной администрации. Постепенно набирая силу, они реально управляли государством.

Дьяки становились дворянами, получали поместья, дослуживались даже до боярских чинов. Многие дворяне, которые не могли выдвинуться в толчее князей и бояр у трона, шли служить в приказы. В период правления Ивана Грозного уже создалась наследственная приказная бюрократия, обязанная своим возвышением «первому лицу» и тесно связанная между собой и с поместным дворянством. Образованные люди, видя, как управляется государство родовитыми боярами, захотели это сделать лучше, захотели вотчины и чины. Их деятельность можно было направлять на благо Родины, давая чины и земли за заслуги, а можно было использовать их как «пушечное мясо» в борьбе за самодержавную власть. В итоге «пушечное мясо» быстро научилось стрелять само, а «учитель и поводырь» Иван IV, использовавший дворян и дьяков в войне с боярами и князьями, прервал династию Рюриковичей и чуть не погубил страну. Впоследствии дьяки, пройдя горнило коллегий, сменили приказы на министерства, став чиновниками, и именно их деятельность определила ход российской истории в XIX веке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Полтавская битва: 300 лет славы"

Книги похожие на "Полтавская битва: 300 лет славы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Андреев

Александр Андреев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Андреев - Полтавская битва: 300 лет славы"

Отзывы читателей о книге "Полтавская битва: 300 лет славы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.