» » » Свт. Григорий Палама - СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА.


Авторские права

Свт. Григорий Палама - СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА.

Здесь можно скачать бесплатно "Свт. Григорий Палама - СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Издательство «Текст»., год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Свт. Григорий Палама - СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА.
Рейтинг:
Название:
СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА.
Издательство:
Издательство «Текст».
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978–5–903298–07–5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА."

Описание и краткое содержание "СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА." читать бесплатно онлайн.



«Антирретики», то есть «Слова возразительные», в которых опровергается учение Григория Акиндина, — одно из самых интересных полемических сочинений святителя Григория Паламы и самое объемное его произведение. В нем мы находим продолжение полемики, с которой читатель настоящей серии имел возможность познакомиться в томе, посвященном избранным трактатам св. Григория. Следует отметить, что Антирретики против Акиндина, несмотря на всю свою полемическую заостренность, представляют собой одно из самых замечательных изложений православного богословия обожения в его связи с христологией и учением об умном безмолвии. Недаром преп. Никодим Святогорец — сам великий знаток паламитского наследия, подготовивший на рубеже XVIII и XIX вв. первое в истории Собрание творений св. Григория, к несчастью, так и не увидевшее свет, — в своем переложении книги «Духовные Упражнения» указывает на Антирретики как на наиболее глубокое и дерзновенное изложение тайны обожения человеческого естества и одно из лучших толкований на слова апостола Павла о том, что «Бог будет всяческая во всем». Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.






52. Что же, когда, слыша о боготворящем (а не об обоготворенном) даре, они называют его тварью, слыша об обожении и нетварной благодати, говорят, что это [Сам] Дух Святой? Ибо чем обожение отлично от боготворящего дара? Что же, когда они отвергают Варлаама как злославного и предают его анафеме, — как ариане арианина Аэтия [102], и {стр. 33} армяне — Евтихия [103] и Диоскора [104], — а затем снова, подобно этим [еретикам], учат тому же, что и он? Что же, когда они, не краснея, говорят, что это не с нами, а с ними согласен соборный документ, который был издан ради нас, противоставших им, и нам выдан, и у нас хранится в оправдание и доказательство оспариваемой ими истины?

ГЛАВА 10

О том, что на свою голову они стараются перетолковать Соборный Томос, и что его страшными прещениями и официальными опровержениями они многообразно показаны виновными.


53. Но и воссиявший на горе от Спасителя свет, который они раньше, открыто богохульствуя, называли призраком и тварью, ныне с коварством называют нетварным. Если же кто–нибудь им скажет: «ведь вы же утверждали, что единственной нетварной является сущность Божия: так что же, этот явленный свет есть сущность Божия?» — то эти доблемудренные (γενναιόφρονες), тут же переигрывая, говорят, что «мы, дескать, называем его нетварным омонимически», то есть, лжеименно [105]. Так–то вот согласен с ними соборный документ. И однако, если кто, укоряя, скажет им не дерзать больше напрасно (или, скорее, в величайший вред себе самим) бесстыдствовать, — ибо [Томосом] подвергается {стр. 34} официальному отлучению и провозглашается чуждым и отверженным от кафолической и апостольской Церкви всякий, кто снова будет обвинять монахов или вообще явится приверженцем идей Варлаама [106]; а также и вовсе официально запрещается на будущее касаться чего–либо из этих и подобных [тем] [107], — то каков будет их неоспоримый ответ? «Соборный документ, — говорят они, — отлучил глаголющих что–либо из худо истолкованного Варлаамом, и опровергает словеса наших противников, а не наши». Как это, милейшие? «Неправославно написал он», — отвечали они [108]. И [ведь] то же самое показали они сами, и согласными имели судей. Как же [теперь] отменяются их слова? И, однако, [Томос] явно определяет наказание не тем, которые оправдывались прежде, а тем, кто впредь будет затрагивать [эти и подобные вопросы]. И это суть вы, как теперь стало ясно всем.

Мы же и раньше не полагали начало [спорам], но заступаясь за истину и опровергая то, что было злославно сказано Варлаамом, как об этом свидетельствует и «Томос», произнесли и написали согласные со святыми слова, которыми изобличался Варлаам, злославно нападавший на монахов, и вместе с ним — ученик и наследник его лукавого учения, Акиндин, что и по соборном осуждении их обоих было подтверждено письменно оформленным документом (δι έγγραφου κεκύρωται συμβόλου). Так что, наши с ними споры получили самое благоприятное завершение. Поэтому что еще говорить об этом? Разве не ясно, что Церковь Христова, упреждая, добре и справедливо публично отвергла и подвергла страшному отлучению вас, которые имели в дальнейшем коснуться тех же [вопросов] и обвинить тех же в том же.

54. Что же, не о том же ли самом, что и вы в настоящее время повсеместно объявляете, [говорит «Томос», что] «Варлаам обвинение в двубожии пытался навлечь на монахов» [109], — считающих нетварной не только Божию сущность, но и боготворящую благодать, самую светлость божественной природы, — из–за чего и стало явным, что он, говоря [это], был злославным, а монахи — неповинными и высшими [выдвигаемых] против них обвинений, как повинующиеся и хранящие верность толкованиям и преданиям святых о таковой благодати, как дословно показывает соборный документ [110], с чем ныне согласен и сам Варлаам, обратившийся от стыда в бегство?Итак, Акиндин не раз и не одним только образом, но многажды и многообразно письменными документами и страшными оными про{стр. 35}возглашениями [его чуждым Церкви, вынесенными] беспристрастными судьями кажется справедливо [объявленным] виновным. Ведь даже если я пропущу предшествовавшее официальному соборному решению его осуждение (хотя, согласно этому официальному решению, «кто явится снова обвиняющим монахов в чем–либо из богохульно и злославно сказанного или написанного Варлаамом против монахов, или скорее, против самой Церкви, или вообще нападать на них в таких [вопросах], подвергается тому же осуждению» [111]), [то и тогда] как не будет достоин многостороннего осуждения тот, кто будет после сказанного им говорить и писать против них таковые вещи, или скорее, — кто попытается снова нападать на них во всем, хотя бы, лукаво стараясь остаться незамеченным, он кое–что и выражает другими словами, твердо придерживаясь [тем не менее] мысли оного [Варлаама]? Но сей [Акиндин] не желает слышать [ничего] другого, что касается [погибели] своей души и коварно увлеченных им, но, извращая букву сего [соборного] постановления, пишет, что «виновным [постановление] показывает того, кто снова обвиняет монахов, [осудив] не вообще то, что говорил Варлаам, но то, что он богохульно и злославно говорил против монахов», хотя оно со всей ясностью устанавливает, что [все] то, что он говорил против них, говорил богохульно и злославно [и] тот.

55. Но, однако, если бы «Томос» упоминал одних лишь монахов, то имела бы место некая ущербность, хотя и весьма незаметная. Поскольку же, сказав о «богохульно и злославно сказанном или написанном против монахов», [«Томос»] прибавляет: «или, скорее, против самой Церкви», то разве этим не говорит, что монахи суть то же, что и Христова Церковь, как более всех твердые в благочестии, и что отсюда получается общее их и Церкви с его стороны обвинение? Неужели же что–то из сказанного им против Церкви, или, иначе говоря, против монахов, — ведь постановление объемлет собой то и другое, — сказано им не богохульно и не злославно? А то, что он говорит, будто Церковь свидетельствует это в «Томосе» против себя самой, не есть ли [признак] помимо очевидной клеветы еще и крайнего безумия?

56. И однако Христова Церковь, говоря словами Павла, есть столп и утверждение истины [112], которую, по богоглаголивому евангелисту, не одолеют врата адова [113], сиречь богохульные уста Варлаама и подобных ему. Ибо хотя бы они обманом и увлекали [за собой] некоторых, каких и скольких бы то ни было, они их исторгают из священной Церк{стр. 36}ви, а сама она пребывает ничуть не менее незыблемой и непоколебимой, будучи недвижимо утверждена тем, чем утверждается истина. Ибо кто [члены] Христовой Церкви, те суть и [приверженцы] истины, а не являющиеся [приверженцами] истины, отнюдь не суть и [члены] Христовой Церкви. Поэтому, каким образом не все, что Варлаам сказал или написал «против монахов или, скорее, против самой Церкви», он сказал и написал не «богохульно и злославно»? Конечно, среди [всего этого] он сказал и нечто от правых [догматов], и даже не что–то одно, а много чего. Однако и Несторий, Евтихий и Пирр что богохульного и злославного сказали, кроме относящегося к божественному во плоти домостроительству; и даже применительно к нему — кроме того, что ими сказано [собственно] богохульно и злославно? Есть ведь и то, что даже и Арий с Савеллием не плохо сказали о Боге. Так же и Варлаам. Поэтому и прибавляется: «богохульно и злославно».

57. Ты же, как говорится, попался [в сеть] собственными крыльями. Ибо уже стало ясно, что все, что ты говоришь или пишешь, ты говоришь и пишешь против священной Церкви. Ведь ты откровенно утверждаешь, будто «есть нечто из сказанного Варлаамом против Церкви, что он сказал верно, и в чем он справедливо обвиняет ее». И тем более теперь, когда ты сам стал его преемником, доказывая это посредством пространных речей и писаний. Затем, изображая единомыслие с нею, ты в самой священной Церкви дерзаешь [выступать] против нее, пытаясь представить ее одновременно православной и злославной. Возможно ли, чтобы кто–нибудь явил двойственность более нечестивую и скверную, нежели эта твоя двойственность?

ГЛАВА 11

О том, что все, что первый Варлаам, а за ним Акиндин пытались говорить против православия, охватывает и оговаривает появившийся в результате осудивших их великих соборов «Томос».


58. Над которым же из высказанных Варлаамом против монахов обвинений «Томос» не одержал триумфа? Не то ли это, что [сказано им] о божественной сущности? Не то ли, что о нетварной и боготворящей энергии и благодати? Не твоя ли это и его безумная и воистину тщетная выдумка насчет этих [предметов] — я говорю об обвинении в двубожии и происходящем отсюда вашем демоническом противлении? Не то ли это, что относится к безначальному и невечернему свету? Не то ли, что говорится о ведущем к нему всех мысленном безмолвии и трезвении (νήψεως)? Не касательно ли самих слов сопровождающей его священнейшей молитвы? Не обо всем ли этом установил «Томос» посред{стр. 37}ством приведенных монахами [цитат] из богодухновенного Писания, что они безошибочно говорят и мудрствуют? Итак, если [«Томос»], перебрав все по порядку, вынес решение, то как же он не высказался против всего [этого]?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА."

Книги похожие на "СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Свт. Григорий Палама - СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА."

Отзывы читателей о книге "СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. АНТИРРЕТИКИ ПРОТИВ АКИНДИНА.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.