» » » » Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый


Авторские права

Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Государственное издательство Отдел военной литературы, год 1927. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый
Рейтинг:
Название:
Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый
Издательство:
Государственное издательство Отдел военной литературы
Жанр:
Год:
1927
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"

Описание и краткое содержание "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый" читать бесплатно онлайн.



Труд А. Свечина представлен в двух томах. Первый из них охватывает период с древнейших времен до 1815 года, второй посвящен 1815–1920 годам. Настоящий труд представляет существенную переработку «Истории Военного Искусства». Требования изучения стратегии заставили дать очерк нескольких новых кампаний, подчеркивающих различные стратегические идеи. Особенно крупные изменения в этом отношении имеют место во втором томе труда, посвященном новейшей эволюции военного искусства. Настоящее исследование не ограничено рубежом войны 1870 года, а доведено до 1920 г.

Работа рассматривает полководческое искусство классиков и средневековья, а также затрагивает вопросы истории военного искусства в России.






90

Спешенный рыцарь являлся воплощенным примером, так как отступить был физически неспособен Когда под Азинкуром спешенным английским рыцарям пришлось пройти небольшое расстояние, пажи и оруженосцы вынуждены были поддерживать их под руки. Спешивание видных лиц для поднятия морального духа применялось иногда и ранее — например, Цезарем в первом сражении в Галлии. Сплоченность, создавшаяся при Кресси от смешения лучников со спешенными рыцарями, позволила английской пехоте встретить конную атаку рыцарей; это — необыкновенное для средневековья явление.

91

Пример неудачного подражания — сражение при Азинкуре (1415 г) При аналогичной сражению Кресси стратегической обстановке, французы обогнали англичан и поперек пути их движения заняли позицию: центр — пехота и спешенные рыцари, фланги — конные рыцари. Англичане спешили свое рыцарство, перемешали его с лучниками и, останавливаясь несколько раз для передышки, подошли на дистанцию хорошего выстрела, выставили перед собой рогатки и начали обстрел французов. Так как сила французов заключалась преимущественно в холодном оружии, то они оказались в плачевном положении. Их стрелки были сбиты с фронта, рыцарство, разбитое на части и наполовину спешенное, в состоянии было предпринять только разрозненные атаки, после отбития коих англичане перешли в наступление и перебили и забрали в плен беспомощных спешенных рыцарей. Уступая англичанам в метательном оружии и превосходя в рыцарской коннице, французы должны были бы искать случая или атаковать англичан на марше или броситься в одновременную атаку всеми силами, не давая неприятелю времени усилить препятствиями свой фронт.

92

Мы не касаемся здесь чрезвычайно интересного национального движения во Франции в конце Столетней войны, которое выдвинуло Жанну д’Арк. Интересующиеся бытовыми условиями, в которых складывались войны XV века, с интересом прочтут научную работу Anatole France. Vie de Jeanne d’Arc. — Paris. 1908 г.

93

Hardy, Origines de la tactique française, т. I, стр. 430, 442.

94

При оценке тактического успеха фламандского ополчения при Куртрэ необходимо помнить, что Фландрия в течение 250 лет была главным рынком наемников для Франции, Англии и Германии, и особенно в городском населении был многочисленный элемент, обладавший профессиональными военными навыками. Стратегический успех, объясняется общенародным характером движения, которое на время втянуло как аристократическую, так и демократическую часть населения. Отсутствие розни в тылу фламандской армии клало печать безнадежности на всякий маневр французской армии и заставляло последнюю искать решения в атаке при трудных условиях.

95

Надо обратить внимание на чрезвычайно налаженную организацию марша — с передовым отрядом, прикрывавшим рабочих для починки мостов и дороги, авангардом, главными силами в двух параллельных колоннах, на искусное форсирование р. Лис, на сторожевое охранение в ночь перед боем (от главных сил 600 рыцарей и 1200 других). Все это — горький опыт тяжелой Столетней войны, заставившей французов серьезнее смотреть на военное дело, не видеть в нем только рыцарский поединок, усвоить целый ряд профессиональных навыков. Французы, как и англичане, становились уже наемниками-профессионалами.

96

Коннетабль — филологически граф, заведующий конюшней — старшее лицо в армии, наместник французского короля в войсках.

97

Совершенно аналогичное явление возрождения пехоты одновременно наблюдается в Шотландии. Английская армия у Банокбурна в 1314 г. была разбита шотландцами также, как французы при Куртрэ.

98

Существовало собственно пять отдельных армий: ополчение Праги, которое имело характер обычной средневековой милиции; «старый табор» — собственно профессиональные солдаты — делился на две партийные армии — таборитов и сирот, называвших себя так в память умершего Жижки; и «большой табор» — тоже из двух партий, призыв, в случае крайней опасности, всех оставшихся дома. В каждой армии было примерно до 5 тысяч, в случае крайней опасности и для крупных операций они соединялись вместе.

99

С традицией изображения швейцарских горцев-разбойников мирными пастушками боролся уже 80 лет тому назад Фридрих Энгельс.

100

На чертеже № 11 — Ротентурм.

101

Те же древнегерманские колонны, с которыми приходилось считаться римлянам.

102

«Так как Всемогущий Бог объявил церкви своим обиталищем, и так как Он, посредством Жены, ниспослал спасение людскому роду, наша воля — чтобы никто из наших не смел овладевать, грабить, разорять и сжигать церкви, монастыри и часовни, ни бросаться с оружием, ранить или ударять женщин и девушек».

«Однако, можно врага и его имущество преследовать и в церквах. Не будем щадить женщин, которые будут мешать нам столь пронзительными криками, что мог бы последовать серьезный ущерб для нашего оружия». Hardy, т. II, стр. 7–9. Как видно, подлинные швейцарцы были далеки от тех наивных пастушков, которыми рисуют своих предков швейцарские патриоты.

103

Сначала квадрат людской, — т. е. число рядов равно числу шеренг. При этом получалась несколько большая глубина баталии, сравнительно с шириной; потом начали строить квадрат по площади — число шеренг в нем несколько меньше, чем рядов.

104

Взгляды Эрлаха на дисциплину видны из следующего: 8 бернцев, вопреки приказа, погнались за лошадью, чтобы захватить ее себе в добычу, и на глазах бернской армии были окружены небольшим отрядом фрейбуржцев. Эрлах воспретил выручать ослушников, которые были убиты фрейбуржцами. «Это — злодеи, нарушившие данную мне присягу. Им добыча важнее, чем честь Берна».

105

В Византии главным родом оружия являлись тяжело вооруженные всадники. Армии были немногочисленны, и в эпоху расцвета император Никифор Фока писал: «полководец, располагающий 5–6 тысячами наших тяжелых всадников и имеющий помощь Божию, больше ни в чем не нуждается». Состав византийской армии отличался от западных лишь наличием в ней многочисленных конных лучников, заимствованных у восточных народов. Эта легкая конница, близкая к русским казакам, тренировалась в беспрерывных столкновениях на границах, имела значительный опыт в разведывательной службе и, если судить по монографии Никифора Фоки о пограничной войне, являлась незаменимой для малой войны.

106

Значение этого учения сознавалось в Византии. Выдающийся генерал император Никифор Фока потребовал от синода в Константинополе, чтобы православная церковь поставила наравне со святыми мучениками всех павших в борьбе с мусульманством. Но духовенство, с патриархом Полиевктом во главе, отвергло это требование светской власти.

107

61-я сура Корана «боевой порядок» — содержит следующее указание Магомета: «Бог любит тех, которые сражаются за свою религию в таком боевом порядке, как будто они образуют одну крепко сложенную постройку», Iahns, Handbuch, стр. 490.

108

Китай уже в XI веке знал книгопечатание.

109

Однако, прирост сил от крестьянского населения к западу от средней Волги был, по-видимому, недостаточен, чтобы питать, дальнейшее наступление на запад.

110

Необходимо чрезвычайно осторожно относиться к тактическим данным, заключающимся в средневековых источниках. Еще в XVII веке европейские писатели рассуждали о построениях в круг, даже конницы, или о построении пехоты в виде звезды или очень сложного креста. Несомненно, в действительности такие построения существовать не могли. Но удивительно, что те же фантазии мы встречаем и в трудах китайских военных писателей средневековья. Элемент заимствования, списывания, чувствуется на всем пространстве между Атлантическим и Великим океаном. Однако, изучение этого взаимодействия еще дело будущего.

111

Для изучения военного искусства монголов до сих пор лучшим трудом является книга М.И. Иванина «О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар, и среднеазиатских народов при Чингиз-хане и Тамерлане». — Петербург, 1875 г., стр. 252. Особенно ценно, что его автор являлся большим знатоком киргизских степей и быта кочевников. Читатель должен, однако, считаться с целым рядом наивностей в изложении, так как автор не всегда достаточно критически подходит к источникам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"

Книги похожие на "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Свечин

Александр Свечин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"

Отзывы читателей о книге "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.