» » » » Х. Саггс - Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура


Авторские права

Х. Саггс - Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Здесь можно купить и скачать "Х. Саггс - Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Х. Саггс - Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура
Рейтинг:
Название:
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-9524-1461-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура"

Описание и краткое содержание "Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура" читать бесплатно онлайн.



Автор, используя материалы археологических экспедиций и лингвистических исследований, сделал уникальную попытку реконструировать быт людей, живших четыре тысячелетия назад в долине Тигра и Евфрата. Вы сможете перенестись к самым истокам нашей цивилизации и открыть для себя мир древней Месопотамии: ее религию, политическое устройство, обычаи, искусство и ремесла.






Одним из производств, развитых в Мари, было производство инструментов, и этот город, должно быть, этим славился, так как сырье для обработки присылали сюда из других мест. Инструменты делались из меди и бронзы. Другие предметы, сделанные из этих металлов в этот период, включали в себя – и это только некоторые из них – мечи, плужные лемехи, части колесниц, кастрюли и сковородки (правда, они были предметами роскоши для богатых людей), браслеты на щиколотку и на запястье, рыболовные крючки, иглы, зеркала, жаровни, щипцы и ножи. Драгоценные металлы, золото и серебро, были известны давно, но они были слишком мягки для чего-либо, кроме украшений или драгоценных сосудов, которые обычно предназначались для храмов или для царя. Золото в это время ценилось в четыре раза дороже, чем серебро. Другим металлом, который был в ходу в это время и центром распределения которого служил Мари, было либо олово, либо свинец, который на аккадском языке назывался аннакум. Иногда упоминается железо, и оно было даже найдено при раскопках, но в очень небольших количествах. Оно, возможно, использовалось для ювелирных украшений или, что более вероятно, в качестве амулетов с магическими свойствами. Успехи в области технологий, которые сделали возможным широкомасштабное производство железа хорошего качества, еще не были достигнуты. То, что железо было редкостью, подтверждает тот факт, что ценность этого металла была все еще вдвое выше золота, что явствует из текста того времени.

Главный центр одного важного производства в царстве Мари был расположен не в столице. Это было производство битума из знаменитого битумного озера рядом с Хитом, в южной оконечности царства. Это вещество производилось в жидком и твердом виде; получалось что-то вроде смолы и дегтя. Во всей Вавилонии оно играло важную роль в качестве строительного материала: его использовали в качестве гидроизоляции, строительного раствора и (в смеси с известковой мукой или схожими с ней материалами) для покрытия полов или мостовых.

За пределами городов подавляющее большинство населения было занято крестьянским трудом: либо обработкой земли, либо выращиванием стад овец или коз. Вдоль среднего течения Евфрата возделывание большинства культур невозможно без орошения, так что ирригационная система была, наверное, самой важной частью экономики царства Мари. Это все прекрасно понимали, и мы видим, что некий губернатор специально указывает царю, что «если течение вод прервать, то земля моего господина будет голодать». Тот же самый чиновник даже не постеснялся отказаться откликнуться на призывы царя явиться в столицу под предлогом того, что он нужен для надзора за ирригационными работами.

Все указывает на то, что орошаемый регион простирался на глубину трех-четырех миль вдоль правого (южного) берега Евфрата почти на все двести миль царства Мари. Существовала целая сеть каналов, за которыми надзирали специальные чиновники, и в случае необходимости всех трудоспособных мужчин района, горожан наряду с селянами, могли призвать для работы на них: или чистить каналы от тростника и водорослей, или копать те участки, где собрался ил, или возводить или укреплять берега от наводнений.

Основными зерновыми культурами царства Мари были ячмень и кунжут. Особенности сельскохозяйственных работ зависели от типа почвы, особенно от того, была ли это целина или поле, но вообще работа начиналась в июле или августе и включала в себя две или три основные стадии. Первая стадия представляла собой глубокую вспашку, если это считалось необходимым. Затем шло боронование или какой-нибудь другой цикл работ (такой, как укатывание или рыхление), чтобы разбить комки на поверхности земли; могло потребоваться неоднократное проведение таких работ. Наконец самое позднее к декабрю наступала пора сева. Он проводился при помощи плуга-сеялки, специального приспособления с воронкой, которая позволяла ронять семена прямо в борозду в процессе вспашки (рис. 24).

Рис. 24. Плуг-сеялка. Ассирия, 1-е тысячелетие до н. э.

Рис. 25. Тяжелая шумерская колесница, запряженная ослами

Количество осадков в Мари менее шести дюймов в год. Они выпадают в основном в декабре и феврале. Этого достаточно, чтобы заставить семена дать ростки, но орошение было жизненно важно, чтобы урожай продолжал расти. Ячмень был готов к уборке в мае, и тогда призывали на помощь все имеющиеся в наличии рабочие руки, включая детские.

Плуги, о которых шла речь выше, в этот период тянули быки, которые играли большую роль в качестве тягловых животных, нежели в качестве пищи, хотя и в пищу их употребляли. Именно быки (а не ослы, как принято думать) тащили повозки, находящиеся в царских гробницах Ура (2600 г. до н. э.). Коров доили, хотя в этом отношении они были не так важны, как козы.

Другим основным вьючным животным в это время был осел, который обычно нес свой груз в виде тюка, хотя его могли использовать и для того, чтобы везти повозку, и в качестве животного для езды верхом. Лошадь к этому времени, хотя и появилась уже на Ближнем Востоке из более отдаленных северных регионов, была все еще чем-то вроде новшества, и люди со старомодными взглядами считали, что царю не подобает показываться на людях верхом на лошади.

Животным, которое играло самую важную роль в экономике царства Мари (да и во всей Вавилонии), была, однако, овца, а уже вслед за ней шла коза. Овцы и козы, при условии, что их пастухам удавалось спасать их от угона во время набегов кочевников, могли как тогда, так и теперь прокормиться на клочках растительности, разбросанных по пустыне. Хотя когда ее не хватало, что иногда и случалось, правительство могло предпринимать специальные меры для поисков пастбищ где-то в других местах или для обеспечения скота кормом. Овцы и козы являлись главным источником мяса, а также сырья для изготовления одежды и тканей. Также разумно предположить, судя по ситуации в других местах на Ближнем Востоке, что их молоко было важным источником пищи, хотя в Мари конкретных доказательств этому нет.

Глава 4

ПИСЕЦ В ВАВИЛОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Нет никаких сомнений в том, что самым важным человеком в древнем обществе Месопотамии был писец. Цари могли простирать свою власть над доселе неведомыми краями, купцы могли организовывать ввоз редких товаров из далеких стран, чиновники, поставленные руководить оросительной системой, могли расставлять рабочих, чтобы найти применение щедрым водам рек, приносящим плодородие почве, но без писца, который все это записал бы, передал бы подробные приказания управляющих, предоставил бы астрономические данные для контроля за календарем, рассчитал бы количество рабочих рук, необходимых для рытья канала, или запасов, требующихся армии, координации и непрерывности всей этой деятельности невозможно было бы достичь. Древняя цивилизация Месопотамии была прежде всего грамотной цивилизацией.

Письменность зародилась, насколько мы это знаем сейчас, в Шумере (самый юг Месопотамии) около 3000 г. до н. э. Самые древние образцы письменности, имеющиеся в нашем распоряжении, представляют собой картинки, нарисованные на кусках глины. Они, по мнению некоторых экспертов, показывают, что знаки развились из изображений, которые изначально были рисунками, и существует возможность того, что была даже еще более ранняя ступень в развитии письменности, никаких прямых следов которой у нас нет. Для письма могли использовать какой-то материал типа пальмовых листьев, который не дошел до нас. Это могло происходить или в самом Шумере, или в каких-нибудь до сих пор неизвестных краях, служивших шумерам родиной.

Мы еще не можем прочесть самые ранние из найденных образцов письменности, и поэтому не можем быть вполне уверены в том, для передачи какого языка они использовались. Однако археологические находки дают веские основания предположить, что это была форма языка, который мы называем шумерским.

Несмотря на трудности, связанные с работой с мертвым языком, который, очевидно, не связан ни с каким другим известным нам языком, за последнее время был достигнут значительный прогресс в понимании шумерского языка. Это был язык того типа, который мы называем «агглютинативным» (что означает «склеивающийся вместе»). Вместо того чтобы изменять окончания слов, как это происходит в большинстве знакомых нам языков, этот язык сохранял корни слов в неизменном виде и, чтобы изменить смысл, «приклеивал» к ним различные частицы. В самой древней письменности просто использовались рисунки для изображения всего, что должно было быть записано. Это было совсем просто, пока хозяин магазина хотел сделать такую запись, как, скажем, «пять свиней», которую можно было изобразить приблизительно так:


Но изобразить рисунками глаголы обычно было труднее. Шумерские изобретатели письменности зачастую преодолевали эту трудность, рисуя какой-нибудь конкретный предмет, передающий смысл глагола. Например, так как нога используется либо для ходьбы, либо для стояния на месте, то рисунок ноги могли использовать для обозначения глагола «ходить» и «стоять».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура"

Книги похожие на "Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Х. Саггс

Х. Саггс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Х. Саггс - Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура"

Отзывы читателей о книге "Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.