» » » » Евгений Брандис - Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"


Авторские права

Евгений Брандис - Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Брандис - Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Критика, издательство ГИХЛ, год 1955. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Брандис - Комментарий к романам Жюля Верна
Рейтинг:
Название:
Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"
Издательство:
ГИХЛ
Жанр:
Год:
1955
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса""

Описание и краткое содержание "Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"" читать бесплатно онлайн.



Комментарий к романам, вошедшим во 2 том "Двенадцатитомного собрания сочинений Жюля Верна". Несмотря на то, что данные по геологическому строению земного шара, которые приводит академик Д.И. Щербаков, сильно устарели, в статье дается много интересной информации, не потерявшей своей актуальности и в наше время.






Всем известно затем, насколько водный транспорт дешевле железнодорожного. Нередко перевезти груз из Одессы во Владивосток на пароходе вокруг всего Азиатского материка обходится дешевле, чем по железной дороге. А ведь территорию нашей страны с севера омывает цепь полярных морей, образующих кратчайший водный путь между западными и восточными районами нашей страны, путь к устьям великих сибирских рек, являющихся в свою очередь гигантскими водными артериями. Чтобы без затруднений использовать этот путь, проводить по нему караваны судов, надо знать особенности полярных морей.

Некогда полярные области считали лишенными жизни, мертвыми. Однако это не так. На прибрежьях полярных островов и на плавающих льдинах обитают огромные стада моржей, тюленей, морских котиков. Ради дорогих шкур бьют их охотники за морским зверем. В полярных областях водятся лисицы, песцы, медведи, также имеющие важное хозяйственное значение. В водах полярных морей обитают киты, плавают косяки рыб. На скалах полярных островов гнездятся птицы. Гагачий пух и мех песцов, рыбу и целебные водоросли, вкусное мясо крабов — разве можно перечислить все, что дают нам уже сейчас районы Арктики.

Огромное значение имеет исследование полярных областей и для самых разнообразных отраслей науки. Геологи ищут в рельефе дна полярных морей подтверждение своих теорий происхождения материков; биологи — новые виды растений и животных; геофизики уточняют направление магнитных меридианов и величину магнитного склонения; океанографы интересуются направлением дрейфа льдов и глубинных течений.

Учитывая все это, Советский Союз проводит огромную работу по изучению полярных областей, прилегающих к территории нашей страны.

4

21 мая 1937 г. над белой скатертью льдов, покрывающих Северный Ледовитый океан, пролетел четырехмоторный самолет. На его широких крыльях горели красные звезды. Это был самолет Страны Советов.

Самолет летел в район полюса. Вот он прошел над точкой, сквозь которую проходит воображаемая ось Земного шара, покружился над ней, пролетел еще немного вперед и пошел на снижение. Лыжи коснулись ровной, припорошенной снегом поверхности ледяного поля, и после короткой пробежки самолет остановился. Из кабины выпрыгнул пилот. Его имя — имя прославленного полярного летчика Михаила Водопьянова — знает сегодня весь мир. За ним на льдину сошло еще несколько человек. Первая станция на дрейфующем льду "Северный полюс-1" начала работу.

За первым самолетом на полюс прилетели еще три воздушных корабля. Из них выгрузили научное оборудование, запас продовольствия, небольшую ветросиловую установку, радиостанцию и другие вещи. Через несколько дней самолеты улетели. На полюсе остались четыре человека — начальник станции И. Д. Папанин, гидробиолог П. П. Ширшов, астроном и метеоролог Е. К. Федоров и радист Э. Т. Кренкель. В течение долгой полярной ночи здесь, в самом сердце Арктики, они должны были проводить работу, выпытывать с помощью приборов, подглядывать наблюдательными глазами ученых ее сокровенные тайны.

До 1937 г. непосредственно Северный полюс посетила только одна экспедиция Пири. Проносились над полюсом самолеты и дирижабли; больше спортсмены, чем ученые и исследователи, командиры этих экспедиций — американец Берд, итальянец Нобиле — торопливо определяли свое местонахождение и поспешно возвращались. Научного значения эти полеты почти не имели. И только люди Советской страны завоевали полюс по-настоящему.

Ледяное поле, на котором находилась станция "Северный полюс-1", в течение 274 дней дрейфовало на юг со все возрастающей скоростью. Свыше 2100 км по прямой линии прошла за это время льдина. И ни на один день не прекращали научных исследований работники станции. Впервые наука получила точные данные о глубине Северного Ледовитого океана, о погоде, царящей там, о магнитном склонении, о поле силы тяжести, температуре воды на разных глубинах океана и т. д.

Конечно, эта дерзкая атака самого центра Арктики не могла быть одиночной. Она была поддержана широким фронтом наступления, в течение нескольких лет уже ведшегося советскими учеными, и явилась очередным шагом вперед в этом неудержимом движении к Северному полюсу.

Особенно широко развернулось это наступление после Великой Отечественной войны. В 1950 г. на дрейфующих льдах Центральной Арктики самолеты высадили группу ученых — научную станцию "Северный полюс — 2". Возглавлял отряд исследователей этой станции молодой океанограф М. М. Сомов. Свыше года — 379 дней — работали ученые в самом центре полярного бассейна.

А весной 1954 г. в полярном бассейне были организованы сразу две дрейфующие станции "Северный полюс", под номерами 3 и 4. Затем, в 1955 г. — "Северный полюс — 5".

Как отличается организация и техника сегодняшних советских дрейфующих станций от экспедиций начала века и даже от станции "Северный полюс-1"! Станции "Северный полюс" 3, 4, 5 — это целые городки, имеющие оборудованные научные лаборатории для проведения гидрологических, аэрологических, геофизических и других исследований. В разборных домиках и утепленных палатках, где живут исследователи, поставлены газовые плиты и угольные печи. Имеются столовые, бани. В распоряжение ученых предоставлены автомашины и тракторы, а для поездок в более отдаленные районы — вертолеты. Пользуясь этими средствами, ученые проводят промеры глубины океана и другие исследования в широкой полосе вдоль линии дрейфа.

Наряду с долговременными дрейфующими станциями исследовательскую работу в районе полярных морей осуществляют многочисленные подвижные отряды. Они высаживаются с самолетов в намеченном пункте на лед и производят серию научных исследований, а затем перелетают на новое место.

Так широким фронтом, с использованием современных достижений науки и техники, штурмуется Арктика.



5

Каковы же результаты всех этих многочисленных научных экспедиций, чем отличаются наши сегодняшние знания об Арктике от тех догадок и предположений, которые существовали в 1866 г., когда был написан Жюлем Верном роман "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"?

Наука уже давно сорвала с центра Северного Ледовитого океана покров таинственности. Конечно, в районе Северного полюса нет никакого открытого моря, к которому рвался Гаттерас, обманутый рассказами полярных путешественников, и нет материка. Центробежной силы от вращения Земли, на которую ссылается Жюль Верн, недостаточно для того, чтобы обнажить дно Северного Ледовитого океана. Преобладающая часть его, и в особенности Центральная Арктика, покрыты сплошной мозаикой льдин разных размеров, форм, возрастов. Пролетая над этой сплошной ледяной корой, совершенно не чувствуешь себя над океаном. Кажется, что под ногами простирается бесконечная снежная равнина, разгороженная на многоугольники валами торосов. Лишь изредка это однообразие прерывается полыньями, разводьями и трещинами, тянущимися иногда на многие десятки километров. Эти-то разводья и могли принять за открытое море полярные путешественники, на которых ссылался Гаттерас. Но льды Арктики не неподвижны. Они дрейфуют — перемещаются под влиянием ветров и течений, совершая путь в тысячи километров. Они раскалывают и сминают друг друга, разрываются трещинами и сжимаются. В результате этих сжатий образуются нагромождения льда — торосы.

Сложные условия циркуляции и теплообмена между водой, льдом и воздухом определяют специфичность климата Арктики, влияющего на климат Европы и большей части Азии. Циркуляция вод, а значит, и дрейф льдов Северного Ледовитого океана во многом зависит от рельефа его дна.

Советскими исследователями был открыт подводный горный хребет, названный именем великого русского ученого М. В. Ломоносова. Он возвышается над дном на 3000 м и тянется поперек Северного Ледовитого океана от Новосибирских островов в сторону Гренландии. Отдельные вершины этого хребта находятся на глубине всего около 900 м под поверхностью воды.

Подводный хребет имени М. В. Ломоносова разделяет Ледовитый океан на две самостоятельные впадины — западную и восточную. В восточной части дрейф льдов устойчиво происходит по часовой стрелке, в западной — в обратном направлении, причем значительная часть льда выносится в Гренландское и Баренцево моря. Обнаружены и другие неровности и особенности строения дна Северного Ледовитого океана, который оказался по своему морфологическому строению сходным со Средиземным морем. Впадина океана, очевидно, образована системой сбросов и опусканий ранее бывшей здесь суши, которая связывала воедино Северную Америку с Европой и Азией.

По всей Арктике уточнено расположение магнитных меридианов. Оно оказалось очень своеобразным. Меридианы сливаются в один сжатый пучок линий, пересекающих почти весь полярный бассейн и идущих к северному магнитному полюсу Земли. Северо-полярная магнитная аномалия превосходит по своим размерам все другие магнитные аномалии Земного шара. Установлена ее связь с подводным хребтом имени М. В. Ломоносова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса""

Книги похожие на "Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Брандис

Евгений Брандис - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Брандис - Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса""

Отзывы читателей о книге "Комментарий к романам Жюля Верна "Путешествие к центру Земли", "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.