» » » » Борис Ляпунов - В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы


Авторские права

Борис Ляпунов - В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Ляпунов - В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Издательство «Книга», год 1969. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Ляпунов - В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы
Рейтинг:
Название:
В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы
Издательство:
Издательство «Книга»
Год:
1969
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы"

Описание и краткое содержание "В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы" читать бесплатно онлайн.



Критико-библиографическая работа «В мире мечты» широко знакомит с научно-фантастической и фантастической литературой. Книга состоит из обзора развития этой литературы в нашей стране за 50 лет и библиографии. В обзор включены очерки творчества А. Р. Беляева и И. А. Ефремова, а также высказывания писателей-фантастов и критиков — это своего рода «круглый стол» писателей и критиков, излагающих взгляды на роль и задачи фантастики. Библиография содержит книги, вышедшие за последнее десятилетие, а также (в переизданиях) — и произведения, выходившие в 20—50-е годы. Дается также библиография переводных произведений и критических материалов. Книга адресована любителям фантастики, в первую очередь — молодежи.






Как и другие фантасты, Беляев отдал дань социальной утопии. Герои его раннего рассказа «Ни жизнь, ни смерть»* с помощью анабиоза переносятся в будущее. Они видят новые города, новых людей. Правда, Беляев не давал тогда подробного прогноза, а делал лишь беглые зарисовки, но и весь рассказ не посвящался жизни наших далеких потомков. Это первая попытка, и вскоре в романе «Борьба в эфире» писатель вновь возвращается к теме будущего — уже гораздо более детально.

Тогда начинала широко развиваться, обещая грандиозные перспективы, радиотехника. Поэтому не случайно роман «Борьба в эфире» (1928)[55] — это прежде всего «радиотехническая» (и «энергетическая») утопия. Изобилие энергии, беспроволочная ее передача, автоматика и телемеханика — таким предстает техническое будущее человечества со страниц романа.

Социальное же будущее и здесь изображено очень схематично. Беляев лишь начинал искать пути решения задачи, которую он считал важнейшей для фантастики, — показа будущего во всей его полноте.

Он попытался также представить, как могут повлиять условия жизни на биологическую природу человека.

Некоторые ученые того времени считали, что облик разумного существа резко изменится в связи со «специализацией» органов. Например, у людей умственного труда сильно разовьется мозг, а у людей физического труда — руки... К чему привели бы подобные изменения в капиталистическом обществе, во что превратились бы эксплуататоры и угнетенные — вот что хотел в нарочито гротесковой форме изобразить Беляев.

Мысль о неизбежности кардинальных перемен физического облика человека ошибочна. Но ведь есть и сейчас за рубежом защитники грядущего перерождения человечества, которые пророчат появление своего рода «человека-мозга». Попытку Беляева дать именно такую картину будущего можно рассматривать как «предупреждение» — жанр, распространенный и сейчас в фантастике.

Однако считать удачей роман «Борьба в эфире» все же нельзя. Беляев продолжал поиски. Через два года, в 1930 году, он публикует очерки «Зеленая симфония» и «Гражданин Эфирного Острова», а также этюд «Город победителя». Это зарисовки жизни грядущего в новых, социалистических городах. «Гражданин Эфирного Острова» посвящен трудам Циолковского; на их основе писатель набрасывает картины далекого космического и планетарного будущего человечества, которое преобразит свою планету и заселит, говоря словами ученого, все околосолнечное пространство.

В повести «Земля горит» (1931)[59] он пишет о завтрашнем дне нашего сельского хозяйства. А в 1933 году появляется научно-фантастический роман «Прыжок в ничто»*, где перед нами разворачивается панорама Земли — планеты победившего коммунизма. Затем в романе «Звезда КЭЦ» (1936)* мы также находим страницы о будущем, когда в широких масштабах развернется переделка природы земного шара, в частности, его полярных областей.

В романе «Лаборатория Дубльвэ»* главные проблемы, занимающие Беляева, — медицинские: продление жизни, борьба за активное долголетие человека. Вместе с тем, он много внимания уделяет будущему, и, прежде всего, будущему города, в котором он жил и творил, — Ленинграда.

В 1939 году в первом номере районной газеты города Пушкин «Большевистское слово» был напечатан научно-фантастический очерк Беляева «Визит Пушкина (новогодняя фантазия)». Город, носящий имя великого поэта, представлялся ему в будущем городом-садом, городом-здравницей и городом науки с грандиозным музеем, центром пропаганды творчества Пушкина.

Беляеву не довелось создать произведение, которое показывало бы не только технику, но и людей коммунистического Завтра. Он отчетливо представлял себе огромные трудности поставленной задачи. «Самое легкое,—писал он, — создать занимательный, острофабульный научно-фантастический роман на тему классовой борьбы. Тут и контрасты характеров, и напряженность борьбы, и всяческие тайны и неожиданности. И самое трудное для писателя — создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее бесклассовое коммунистическое общество, предугадать конфликты положительных героев между собой, угадать хотя бы две-три черточки в характере человека будущего. А ведь показ этого будущего общества, научных, технических, культурных, бытовых, хозяйственных перспектив не менее важен, чем показ классовой борьбы. Я беру на себя труднейшее».

И писатель вел поиск. Если собрать все, что было им написано о будущем в ряде романов, повестей, рассказов и очерков, то получится, хотя и фрагментарная, но впечатляющая картина мира завтрашнего дня. Переделанная Арктика, освоенный океан и Космос — ближний и дальний, новые города, новый быт, достижения биологии, медицины, физики, энергетики, техники связи, транспорта, наконец, переустроенная волей и разумом свободного человечества Земля — таковы «штрихи» этой картины. Одним из первых Беляев попытался заглянуть в будущее, и многое, о чем он писал, не потеряло ценности и сегодня.

Беляев был страстным пропагандистом идей Константина Эдуардовича Циолковского. В статье «Памяти великого ученого и изобретателя» он писал: «Я перебираю его книги и брошюры, изданные им на собственный счет в провинциальной калужской типографии, его письма,, черновики его рукописей, в которые он упаковывал посылаемые книги, его портреты — и раздумываю над этим человеком. Тяжелая и интересная жизнь! Он знал солнечную систему лучше, чем мы — свой город, мысленно жил в межпланетных просторах, был «небожителем»...»

В романе «Воздушный корабль»* Беляев описывает путешествие на цельнометаллическом дирижабле «Альфа». Идеей такого дирижабля, как и космической ракеты, Циолковский занимался всю творческую жизнь.

Космической теме, помимо романов «Прыжок в ничто» и «Звезда КЭЦ», посвящены также очерк «Гражданин Эфирного Острова» и другие, менее известные, произведения (например, научно-фантастический роман для детей «Небесный гость», который был напечатан в ленинградской газете «Ленинские искры» в 1937—1938 гг.? а в послевоенное время переиздан на Украине, в сборнике «Небесный гость»). Эти произведения также написаны на основе технических идей Циолковского.

В рассказе «Слепой полет» Беляев пишет о кругосветном путешествии на самолете с комбинированным — винтовым и воздушно-реактивным двигателем, развивающем скорость, близкую к скорости спутника Земли. Проект такого самолета предлагал Циолковский.

Всего Беляевым было написано свыше 70-ти научно-фантастических и приключенческих произведений. Кромо того, Беляев написал цикл статей о научной фантастике, которые печатались в 1938 — 1940 гг. в журнале «Детская литература», в «Литературной газете» и газете «Литературный Ленинград».

Лучшие произведения Александра Беляева выдержали самое суровое испытание — испытание временем, они вошли в золотой фонд советской фантастики.

В послевоенные годы сначала был переиздан лишь роман «Человек-амфибия» (1946). Десятилетием позднее начинают выпускаться сборники избранных научно-фантастических произведений, куда вошли некоторые наиболее известные романы, повести и рассказы. Самым полным является восьмитомное собрание сочинений, выпущенное в 1963 — 1964 гг. В него включены и менее известные, но не потерявшие своего значения произведения. Отдельный том составили рассказы и очерки; в нем же дана подробная библиография[62]. Беляеву посвящена книга Б. Ляпунова «Александр Беляев».






Как только окончилась война и страна приступила к мирному строительству, вновь начали появляться научно-фантастические произведения. С одной стороны, война дала толчок к развитию новых областей науки и техники, таких, как радиолокация, реактивная авиация, ракетостроение, атомная энергетика. Намечались перспективы их использования уже для созидательных целей. Новые возможности открывались и для переделки природы Это не могло не оказать влияния на творчество писателей-фантастов.

G другой стороны, изменившаяся политическая обстановка, возросшая мощь Советского Союза, образование социалистического лагеря и обострение идеологической борьбы между двумя лагерями нашло отражение и в советской фантастике.

Поэтому уже в первые послевоенные годы расширяется тематический диапазон научно-фантастических произведений. Наметившиеся еще в 20-е и 30-е годы направления получают свое дальнейшее развитие. По-прежнему, но обогащенная новым материалом, развивается космическая фантастика, появляются произведения, затрагивающие проблемы атомной энергетики, и особенно широко разрабатывается тема преобразования природы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы"

Книги похожие на "В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Ляпунов

Борис Ляпунов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Ляпунов - В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы"

Отзывы читателей о книге "В мире мечты. Обзор научно-фантастической литературы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.