Николай Пирогов - Вопросы жизни Дневник старого врача
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вопросы жизни Дневник старого врача"
Описание и краткое содержание "Вопросы жизни Дневник старого врача" читать бесплатно онлайн.
Книга Н.И.Пирогова «Вопросы жизни.» являет собой блестящий образец философской мысли. На ее страницах отображено духовное развитие гениального ученого, беззаветно преданного научной истине, выдающегося государственного деятеля, талантливого педагога, патриота, страстно любившего Родину, самоотверженно служившего своему народу. Пирогов космично воспринимал Мироздание и размышлял в «Дневнике» об универсальной роли Космоса в жизни человека, о его единстве с Космосом, о влиянии на него Высших миров и необходимости сотрудничества человека с этими мирами. Писал Пирогов и о необходимости синтеза научных и метанаучных способов познания. Этот синтез и собственное расширенное сознание сделали «отца русской хирургии» одним из предтеч нового космического мироощущения. На смену Н.И.Пирогову пришла целая плеяда ученых, мыслителей, художников, таких как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.К. и Е.И.Рерихи, П.А.Флоренский, которые несли в себе различные способы познания, необходимые для формирования нового космического мышления. Многие страницы «Дневника» посвящены описанию жизненного пути Пи — рогова, начиная с детских лет, его учебе в Московском и Дерптском университетах, пребыванию за границей. Подробно ученым представлены этапы развития своего религиозного мировоззрения, которых в его жизни было несколько. Являясь лучшим педагогом своего времени, Пирогов излагает свои мысли относительно воспитания детей. Немало места в «Дневнике» уделяется серьезному анализу итогов реформ Александра II и причинам его гибели.
Про шкалу Реомюра (в дневнике именно в ней даётся температура.) Единица — градус Реомюра (°R), 1 °R равен 1/80 части температурного интервала между опорными точками — температурой таяния льда (0 °R) и кипения воды (80 °R), т. е. очень похожа на привычную шкалу по Цельсию, толко вода кипит при 80 Re и -18 C соответствует -14 Re
165
2 Р.Г.Гейман (1802–1865) — с 1826 г. — адъюнкт химии в университете. Гейман согласился принять эту должность с тем условием, чтобы университет дал ему средства пояснять преподавание показом химических опытов. Затем был профессором в университете и одновременно в Медико — хирургической академии.
166
3 Ф. — Ф.Рейс (1778–1852) — профессор химии в Московском университете с 1804 г.; с 1817 г. — по совместительству в Медико — хирургической академии.
167
4 Первый — Бог, второй — Рейс; третий — мой помощник (лат.).
168
5 И.А.Двигубский (1771–1839) — в 1802 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины и далее учился в Париже. По возвращении в Москву читал в университете технологию, затем физику — до 1827 г. и после этого ботанику. Принадлежал к числу самых деятельных русских ученых.
169
1 И.С.Веселовский (1796–1867) — учился в Московском университете; с 1823 г. — лектор, а затем профессор математики и физики там же; совмещал это с преподаванием в Медико — хирургической академии.
170
2 К.А.Рудольфи (1771–1832) — с 1810 г. занимал кафедру анатомии в Берлинском университете, оставил работы по разным областям естественных и медицинских наук, обладал выдающимся преподавательским талантом.
171
3 Я.В.Виллие (1765–1854) — уроженец Шотландии; с 1790 г. — полковой врач в России, с 1795 г. — придворный хирург, с 1799 г. — президент Медико — хирургической академии. При Александре I управлял всей медицинской частью государства. На завещанные им миллионы построены грандиозные здания клиники Медико — хирургической академии в Петербурге.
172
Воспаление слизистой оболочки желудочно — кишечного тракта (лат.). Отступления (лат.).
173
4 А.А.Альфонский (1796–1869) — воспитанник, ученик и помощник Гильдебрандта. С 1819 г. — адъюнкт, затем профессор хирургии в Московском университете. Не был теоретиком и ничего не печатал; перенял у Гильдебрандта искусство литотомии.
174
Из документов об учении Пирогова в Московском университете видно, что он научился в течение четырех лет очень многому и очень многое узнал. При этом важно отметить, что учился он отлично, лучше огромного большинства его товарищей, и почти совсем не пропускал ни лекций, ни практических занятий. В отличие от Пирогова у многих других студентов того времени числятся пробелы в посещении лекций по целым семестрам.
175
7 А.А.Иовский (1796–1857) — окончил Московский университет, где получил серебряную и золотую медали; в 1822 г. — доктор медицины. Затем три года был за границей. С августа 1826 г. преподавал в звании адъюнкта аналитическую химию в приложениях к медицине. Затем профессор химии и фармакологии Московского университета. Печатал исследования и учебники по химии и фармакологии. С 1828 по 1832 г. (исключая
176
Н.Н.Сандунов (1768–1832) — профессор гражданского и уголовного судопроизводства в Московском университете с 1811 г.
177
Мудрейшая природа, вернее, Создатель мудрейшей природы пожелал (лат.).
178
А.А.Прокопович — Антонский (1762–1848) — с 1788 г. адъюнкт энциклопедии и натуральной истории, затем — профессор; с 1791 по 1824 г. — директор Благородного пансиона Московского университета, с 1819 по 1826 г. — ректор университета. Прокопович — Антонский был лучшим педагогом своего времени, из стен Благородного пансиона в разное время вышли многие поэты и писатели (среди которых В.А.Жуковский, В.Ф.Одоевский, А.Ф.Воейков, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов), ученые, драматурги, художники, профессора, генералы, наместники, министры, главнокомандующие, дипломаты, сенаторы, губернаторы — лучшие люди России, ее честь и слава.
179
1 А.А.Писарев (1780–1848) — генерал — майор, участник наполеоновских войн, попечителем университета назначен в 1825 г.
180
2 В.К.Кюхельбекер (1797–1846) — воспитанник университетского Пансиона, затем Лицея, где был товарищем А.С.Пушкина, талантливый поэт, участник восстания декабристов, приговорен к 20–летней каторге.
181
3 А.И.Полежаев (1805–1838) — поэт.
182
4 Драбант (нем. drabant) — телохранитель.
183
1 Г. — Ф.Паррот (1767–1852) — действительный член Академии наук, профессор прикладной математики и физики, первый ректор Дерптского университета (1802–1803). Близкий друг Александра I, он пользовался большим доверием также у Николая I. Когда последний задумал усилить профессорский состав университетов природными русскими, Паррот представил ему проект учреждения при университете в Дерпте Профессорского института (1827–1838). Здесь будущие русские профессора должны были заниматься два года, а затем завершить за границей свою подготовку к профессуре.
184
Аускультация (лат. auscultation слушание, выслушивание) — метод исследования внутренних органов (легких, сердца) выслушиванием звуковых явлений, возникающих при работе этих органов.
185
Перкуссия (лат. percussion постукивание) — выстукивание, метод медицинского исследования состояния и положения внутренних органов при выстукивании исследуемого участка молоточком по особой пластинке (плессиметру) или одним или несколькими пальцами непосредственно по поверхности тела.
186
А.С.Шишков (1754–1841) — адмирал, глава литературного направления первой трети XIX в., министр просвещения в 1824–1828 гг.
187
Крестный отец — С.А.Лукутин; его дочь Наталия, родившаяся в 1808 г., была жива еще в 1892 г.
188
50–летний юбилей научной деятельности Пирогова праздновался 24–26 мая 1881 г.
189
Здесь в рукописи еще: «23–летняя, то, что прежде меня так влекло, так приятно волновало, и то, что мне предстояло» (зачеркнуто).
190
И.С.Шиховской (1800–1854) — профессор ботаники в Московском и Петербургском университетах, а также в главном Педагогическом институте в Петербурге.
191
П.Г.Редкин (1818–1891) — известный юрист, профессор энциклопедии права в Московском и Петербургском университетах.
192
П.Я.Корнух — Троцкий (1807–1877) — профессор ботаники в Киеве и Казани.
193
Тушировать — произвести гинекологическое исследование.
194
П.И.Котельников (1809–1879) — профессор чистой и прикладной математики в Казани.
195
Г.И.Сокольский (1807–1886) — профессор патологии, терапии и психиатрии в Московском университете (1836–1848).
196
Гальба, Оттон и Вителлиус [римские императоры, убиты в течение 69 г. н. эры] мне неизвестны ни своими благодеяниями, ни несправедливостью (лат.).
197
И. — Л.Шенлейн — профессор внутренних болезней в Вюрцбурге, а затем в Берлине; выдающийся немецкий клиницист.
198
Ж.Ж.Леру (1749–1832) — профессор клинической терапии. Пирогов допустил ошибку, ко времени приезда Сокольского в Париж в 1834 г. Леру уже умер.
199
Эмеритура — специальная пенсия за выслугу лет.
200
М.С.Куторга (1809–1886) — профессор истории в Петербурге.
201
И.И.Ивановский (1807–1886) — профессор международного права в Петербурге.
202
А.И.Чивилев (1808–1867) — профессор политической экономии и статистики в Москве; погиб при пожаре запасного Царскосельского дворца, где он жил как руководитель занятиями сыновей Александра II — Владимира и Алексея.
203
К.А.Ливен (1767–1844) — участник войны со Швецией (1789–1790); с 1819 г. — попечитель дерптского учебного округа; с 1828 по 1838 г. — министр просвещения.
204
И.Ф.Буш (1771–1843) — профессор хирургии в Медико — хирургической академии.
205
Ф.Б.Грефе (1780–1851) — академик по греческой и римской словесности.
206
В.М.Перевощиков (1785–1851) — писатель, профессор истории, географии, русской словесности в Казани, затем — русской словесности в Дерпте.
207
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вопросы жизни Дневник старого врача"
Книги похожие на "Вопросы жизни Дневник старого врача" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Пирогов - Вопросы жизни Дневник старого врача"
Отзывы читателей о книге "Вопросы жизни Дневник старого врача", комментарии и мнения людей о произведении.