Елена Чекулаева - 100 великих праздников
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "100 великих праздников"
Описание и краткое содержание "100 великих праздников" читать бесплатно онлайн.
Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например, встретить Новый год, принять участие в карнавале или порадоваться богатому урожаю. С глубокой древности праздники играли огромную роль в жизни человека. Они вобрали в себя обряды и традиции исторической, религиозной и повседневной жизни многих поколений разных народов.
Книга Е. О. Чекулаевой посвящена ста великим праздникам разных стран и народов мира. Основное внимание уделено официальным религиозным праздникам: христианским (православным и католическим), иудаистским, буддийским, индуистским, а также специфическим праздникам, распространённым среди сикхов, в Китае и Японии. Большой раздел книги рассказывает о народных праздниках, многие из которых также имеют религиозную основу, а в Приложении помещены очерки о ряде государственных, светских праздников.
Старики в Семик ходили прежде на могилы родителей. В прежние времена отправлялись погребения и поминовения по убитым или скоропостижно умершим в убогих или скудельничьих домах. Всякий имел право идти в такой дом, куда мёртвые доставлялись с улиц, с проезжих дорог, и совершить богоугодное дело, похоронить усопшего по христианскому обычаю, на особых местах, которые обсаживались деревьями и обращались в зелёные рощи. В одном из таких «божедомов» погребён был растерзанный народом труп Лжедмитрия.
Семик почитался одним из лучших весёлых весенних праздников. Почти во всех местностях России убирали в этот день дома берёзками и усыпали пол травою. Наготовив пива, браги, пирогов, разных угощений, преимущественно же яичницу, отправлялись девушки в рощу, обматывали ленточками берёзки, свивали из них венки и целовались через венок, говоря: «Здравствуй, кум и кума!» Затем, в тени деревьев, под зелёным их навесом, начиналось пированье, по окончании которого заводили хороводы. В некоторых местах при кумовстве менялись кольцами и серьгами.
Одна из песен, относящихся к Семику, начинается так:
Как у нас в году три праздника.
Первой праздник Семик честной,
Другой праздник Троицын день,
А третий праздник купальница.
По окончании хороводов снова начиналось угощение, а затем девушки бросались толпой к берёзкам, плели венки, перевивали их лентами и несли берёзку домой с пением.
В Саратовской губернии для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варилась брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении весёлых песен. В самый же Семик, в полдень, начиналось торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие — ведро с пивом. Самая бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдёргивает дерево из земли и затягивает песню.
По завивании венков, после кумовства, выбирали, подбрасыванием вверх платков, старшую куму, которая носила это название в продолжение целого дня. Потом возвращались весёлым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес — развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или ещё свеж её венок; по нему судили о своём счастье или несчастии.
Иногда весёлая толпа отправлялась к реке, чтобы гадать: чей венок принесётся водою первым к берегу, та прежде своих подруг выйдет замуж; чей венок приплывёт вторым, та выйдет замуж после своей подруги; но если венок начнёт качаться на одном месте и не выплывает, то обладательнице её не выйти замуж; чей венок потонет, той девушке или жениху её суждено вскоре умереть.
В былые времена праздновался Семик и в Петербурге, особенно в так называемой ямской слободе. У церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи, называвшеюся прежде оспенною Иоанно-Предтеченскою, так как построена она была во время свирепствовавшей оспы, на оспенном кладбище, собирались и простой народ, и аристократия. Целыми вереницами тянулись щегольские экипажи по Лиговскому каналу от Знаменского моста. На обширном поле разбивались шатры с лакомствами, устраивались карусели и прочее, здесь можно было встретить всех своих знакомых.
Знаменитый полководец Суворов, несмотря на всё своё величие, в Семик собирал у себя гостей, с которыми обедал в берёзовой роще, под кудрявыми, зелёными берёзками, перевитыми разноцветными ленточками, при пении народных песен. После обеда играл он и его солдаты, водили хороводы, играли в горелки. Известный полководец, бегая словно юноша, особенно восхищался игрою, приговаривая: «жив, жив курилка».
ИЮНЬ
Название шестого месяца года — июнь — дано в честь древнеримской богини плодородия, покровительницы дождя и охранительницы брака Юноны. Это название вытеснило древнеславянские названия изок и червень. Изоком на Руси называли кузнечика — именно в июне их бывает особенно много. Название «червень» дали появляющиеся в этом месяце червенцы, или червни (красильные черви), из которых делали багряную краску. Бытовало ещё одно название месяца — кресник (от «креса» — огонь) и одновременно — от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы), одного из важных и любимых народных праздников.
День Ивана Купалы
В половине июня, набравшись сил, солнце достигает высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце поворачивается на зиму и начинает всё ниже спускаться по небесной горе. Дни убывают. Природа торопится насладиться теплом. Последний месяц кукует кукушка, последнюю песню поёт соловей, и скоро другие певчие птицы будут молчаливо готовиться к зиме.
День солнцестояния, который наступает 24 июня — Иванов день, издревле считался большим праздником не только на Руси, но и у многих европейских народов. На Руси его называли День Ивана Купалы, или Ивана Травника.
Ночь накануне Иванова дня называлась «ночью под Ивана Купала». Слово «Купало» означает существо сердитое, гневное, горячее и служит эпитетом солнца. В давние времена это языческое божество странным образом смешали с христианским праздником, посвящённым св. Иоанну Крестителю. Русский народ в своём языческом календаре создал праздник, соединив имя святого и обряд купания, от чего и получился день «Ивана Купалы». Он отмечался в день летнего солнцеворота и совпадал с языческим праздником Купалы — великим днём очищения водой и огнём. Слово «Купало» созвучно слову «купать» — погружать в воду.
В старину наши предки летний поворот солнца справляли разжиганием костров, купанием в реках и источниках. Парни и девушки в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. А затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь, полагая, что это избавит их от всех зол, болезней и, главное, — дурного глаза. При этом водили хороводы и пели:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят;
Диги-дон, диги-дон,
Убегай скорее вон!
В некоторых местах существовал обычай прогонять через огонь и домашний скот, чтобы защитить его от хвори. Считается, что даже слепая змея медянка в День Ивана Купалы становится зрячей на целые сутки и делается очень опасной.
Народное поверье гласило: кто выше прыгнет через костёр, у того и колос хлеба уродится выше. Существовали и такие предания: «Иван Купала — хорошие травы». Или — «Иванов день пришёл — траву собирать пошёл».
В ночь на Ивана Купалу стар и млад шли купаться в реки, пруды, озёра. Считалось, что вода в эту ночь имеет такую же силу, как огонь, избавляя от всего злого, вредного, нечистого.
В Москве издревле праздновали Иванов день на трёх горах, а в Петербурге — на Петровском острове, куда заезжала и аристократия. Пётр Великий принимал активное участие в этом празднике. На Иванов день разводили огни, на которых нередко сжигали белого петуха. В более поздние времена купальный костёр заменился ворохом крапивы.
Ивановская ночь, по народному поверью, считалась страшной ночью. Бабы-яги, колдуны и ведьмы верхом на помеле толпой летели на Лысую гору. В это время не выпускали лошадей в поле. На окна клали жгучую крапиву, которая не пускает нечистую силу в избу.
Именно на Рождество Иоанна Крестителя надо было запасаться лечебными растениями. Растения должны быть сорваны на заре Иванова дня — прежде, чем на них обсохнет роса. Известен указ паря Алексея Михайловича от 1657 года: «На Рождество Иоанна Предтечи, июня в 23-й день, набрать цвету да трав, мяту с цветом и дательного корня, по 5 пудов», что предназначалось для дворцовых нужд.
Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет дом от них. Пастушью сумку издавна заготавливали как кровоостанавливающее средство. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. На случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник. Нередко из них не только готовили отвар, но и окуривали больных.
Белую кувшинку называли во многих городах и сёлах «одолень-гравой» и считали надёжным средством от разных бед и напастей. Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марья. Если их положить в углы дома, то вор не подойдёт к нему.
Существовало поверье: тот, кто хочет занять деньги, должен положить в карман травы земляники и смело идти к ростовщику — отказа не будет.
Только смельчаки отправлялись в Иванову ночь в лес собирать лекарственные травы и коренья. Многие искали заветный цветок папоротника, который открывает клады тайные, сокровища подземные. А цветёт папоротник только один раз в году — именно в эту летнюю ночь накануне Ивана Купалы. Сила папоротника заключалась не только в открытии кладов и сокровищ. Овладевший им «всё узнавал, что где есть и что где лежит, что где делается, хоть в других городах и государствах». Кто отыщет цветок папоротника — приобретёт власть повелевать всем: он может даже знать, где скрыты клады, пробраться невидимкой к любой красавице — словом, ничего невозможного для него нет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "100 великих праздников"
Книги похожие на "100 великих праздников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Чекулаева - 100 великих праздников"
Отзывы читателей о книге "100 великих праздников", комментарии и мнения людей о произведении.




























