» » » » Дональд Харден - Финикийцы. Основатели Карфагена


Авторские права

Дональд Харден - Финикийцы. Основатели Карфагена

Здесь можно купить и скачать "Дональд Харден - Финикийцы. Основатели Карфагена" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дональд Харден - Финикийцы. Основатели Карфагена
Рейтинг:
Название:
Финикийцы. Основатели Карфагена
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-9524-1418-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Финикийцы. Основатели Карфагена"

Описание и краткое содержание "Финикийцы. Основатели Карфагена" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории финикийцев – маленького воинственного народа, который заставил считаться с собой все могущественные государства древнего Средиземноморья. Подробно повествуется о нравах и обычаях, религиозных и светских обрядах финикийцев, о великолепных мастерах ювелирного и оружейного дела, резьбы по слоновой кости, камню, металлу, а также изложена история создания древнейшего алфавита – высшего достижения финикийской культуры, которое оказало мощное влияние на все последующие цивилизации Старого Света.






И все же Карфаген, строго говоря, не был империей. Сильный в коммерческом и военном отношении, он господствовал над всеми западными финикийскими городами, но, насколько мы знаем, никогда не смотрел на другие города как на свои владения и не считал их граждан своими гражданами. Сицилийские города чеканили собственные деньги еще до того, как у Карфагена появились свои монеты, а в Гадесе и на Ибице появились монетные дворы в III веке, когда Карфаген еще сохранял свое могущество. Из одной мальтийской надписи мы узнаем о том, что на острове существовали суффеты (главные магистраты или судьи), сенат и народ, как и в Карфагене. Есть упоминания о суффетах и в других местах, например в Тарросе и Гадесе. С другой стороны, хотя эти независимые города были обнесены стенами и имели другие средства защиты, они, похоже, не располагали собственными армиями и флотом, а (как Мотия в 398 году) обычно рассчитывали, что Карфаген в случае нападения быстро придет им на помощь. Видимо, ни один из городов, за исключением, вероятно, Гадеса, не имел даже собственного торгового флота и не мог соперничать с Карфагеном.

Как и все остальные, Карфаген сам поначалу имел лишь небольшую территорию. К V веку до н. э. его владения покрывали уже большое пространство Северо-Восточного Туниса, включая Утику, Хадрумет и еще ряд независимых городов (рис. 14). Некоторые древние авторы упоминают, что в какой-то период границы этой территории были обозначены глубоким рвом. Очень жаль, что следы этого рва не найдены, поскольку исторические границы территории имеют важное значение. Они могли бы подсказать нам, что было дозволено сохранить Карфагену по мирному договору 201 года.

Обладание даже обширной территорией само по себе не превращало Карфаген из города в страну, но обеспечивало ему прямое правление очень плодородными землями, которые при умелом и экономном использовании служили надежным источником продовольствия, избавляя население от угрозы голода. Мало кто из обитателей региона, кроме населения финикийских городов, были чистокровными финикийцами. По большей части это были местные берберы, а также рабы (негры и другие)[17].

Вероятно, кроме североафриканских владений, только на Сардинии и в Испании Карфаген осуществлял прямое правление. На Сардинии Карфаген захватил южные и западные долины, куда для их возделывания и вытеснения иностранных купцов привез африканцев. Кроме сельского хозяйства, здесь, видимо, велась добыча полезных ископаемых, особенно свинца и серебра. После 1-й Пунической войны в результате завоеваний Гамилькара Барки, Гасдрубала и Ганнибала нечто подобное происходило и в Испании. Как далеко простирались испанские владения Карфагена, неизвестно, но они точно были обширными и управлялись из новой столицы, Нового Карфагена, платившего Карфагену налоги, а в военное время поставлявшего рекрутов, как и североафриканские территории.

Очевидно, в остальных западных владениях Карфагена правление было не прямым. Однако до перехода господства к Риму власть Карфагена над всей Западной Финикией была настолько безусловной, что ни один город не смел выступить против него открыто, даже Утика, которая, по-видимому, всегда была достаточно независимой от своего могущественного соседа[18].

Оттого что власть Карфагена была основана только на влиянии, а не на прямом вмешательстве – в городах не было постоянных карфагенских гарнизонов, – Карфагенской империи недоставало сплоченности, и, когда наступили тяжелые времена, она рассыпалась.

Семиты, перейдя от кочевого образа жизни к оседлому, довольно легко восприняли царскую форму правления. Начиная с Амарнских писем XIV века до н. э. до ассирийских источников и позднее мы часто находим ссылки на царей финикийских прибрежных городов. Теоретически царская власть была наследственной, однако – из-за революций и переворотов – на практике так было не всегда. Для некоторых городов можно составить династические списки, хотя и далеко не полные. Многие цари, такие, как Хирам Великий из Тира и его династия, Лули Сидона (и Тира) и династия Табнитов из Сидона, для нас не просто имена, благодаря их собственным надписям, библейским и ассирийским рассказам и древним историкам. Вероятно, Элисса, принцесса тирского царского дома Итобаала, основала царский дом Карфагена. Мы не знаем его правителей, но точно знаем, что царская власть существовала в Карфагене очень долго и многие известные карфагеняне, включая членов семейства Магонидов VI и V веков Гамилькара (командовавшего сицилийской кампанией в 480 году) и путешественника Ганнона (возможно, сына Гамилькара), называются в древних текстах «царями».

Похоже, однако, что во всех финикийских городах царская власть на какой-то стадии прекратила существование и сменилась олигархией. Под персидским правлением, а возможно, и раньше советы старейшин, образованные из богатых купцов и безусловно существовавшие ранее как советники монархов, приобрели полную власть, как, например, в Тире. В Карфагене то же самое произошло, вероятно, в V веке, когда оборвалось господство Магонидов, поскольку Аристотель в IV веке сообщает, что конституционная власть находилась в руках двух судей (возможно, избираемых ежегодно и называемых царями или суффетами), сената из трехсот членов, назначаемых пожизненно, еще одного органа из ста четырех членов – «комитета общественной безопасности» (чьи отношения с сенатом не совсем ясны, однако, согласно историку II века н. э. Юстину, комитету были подотчетны полководцы) и народного собрания. Через двести лет после Аристотеля Полибий дает нам несколько иную информацию, хотя ясно, что даже в его дни еще существовало разделение обязанностей между судьями, сенатом и народным собранием. В подобной конституции прослеживается несомненное греческое влияние, поскольку она очень похожа на типичную трехстороннюю структуру правления в Афинах и других греческих городах. Мы также находим сходство с римской системой консулов, сената и народных собраний. Избрание судей и членство в сенате, видимо, базировалось на имущественном состоянии, а не на наследственности, по крайней мере в VI веке. В этом смысле карфагеняне оставались верны своим семитским предкам.

Может показаться, что реальной властью в финикийских городах, как правило, обладали богатые торговцы, однако нет сведений о крупных внутренних беспорядках и соперничестве горожан различных социальных групп ни на востоке, ни на западе, во всяком случае, ни о чем подобном тому, что происходило в греческих центрах или Риме. Ханаанские руины бронзового века обнажают огромную социальную и экономическую пропасть в образе жизни высших и низших классов. Мы не знаем, существовала ли подобная пропасть в более поздние времена, которые, собственно, нас интересуют. Если и существовала, то, скорее, между горожанами и подчиненными народами и, естественно, рабами. Ливийцы, жившие на подвластных Карфагену территориях, безусловно были недовольны и часто восставали или помогали захватчикам, таким, как Агафокл. Они также разделили судьбу наемников в 241 году. Должно быть, многие из этих ливийцев получили со временем право голоса, и именно они, а не потомки чистокровных финикийцев сохранили пунический язык и культуру в нумидийском царстве после падения Карфагена.

Но когда мы говорим о чистокровных финикийцах, кого мы имеем в виду? Финикийская метрополия была местом встречи множества народов. Сидон и Тир, например, наверняка представляли такую же смесь языков и рас, какую мы наблюдаем сейчас в современном Бейруте. Разнообразие языков, встречающихся на надписях региона, в частности на табличках из Угарита, доказывает это. Итак, финикийцы, продвигающиеся на запад, не испытывали ненависти к иностранцам, и именно поэтому их коммерция была такой успешной, а люди многих национальностей селились на их земле. Не только африканцы, но и итальянцы, этруски, греки и, вероятно, даже египтяне приезжали в Карфаген заниматься ремеслом и торговлей. Присутствие этих народов, особенно греков, а также египтян, сирийцев и, в немалой степени, микенских греков оказывало постоянное влияние на пуническую культуру, искусство и мировоззрение населения метрополии. Мы знаем множество случаев, когда чистокровные финикийцы заключали браки с иноземцами. Находясь в Испании, и Гасдрубал и Ганнибал женились на местных представительницах прекрасного пола; для самых высших слоев общества браки с ливийцами были делом обычным.

Глава 7

РЕЛИГИЯ

Раскопки в Угарите, Библе и многих других местах Финикии пролили свет на раннюю ханаанскую религию во всех ее аспектах. Были найдены храмы и святилища, многочисленные статуэтки, цилиндрические печати и другие предметы религиозной принадлежности.

Однако самые важные и интересные данные о ханаанской религии мы узнаем из глиняных табличек XIV века до н. э., найденных Клодом Шеффером в Угарите (рис. 16). На табличках – тексты на ханаанском языке, написанные алфавитной клинописью. Этот огромный архив включает множество магических и религиозных текстов, связанных, например, с культами плодородия и культом мертвых, ряд патриархальных историй, многие из которых похожи на ранние библейские истории и их шумерские и вавилонские аналоги.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Финикийцы. Основатели Карфагена"

Книги похожие на "Финикийцы. Основатели Карфагена" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дональд Харден

Дональд Харден - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дональд Харден - Финикийцы. Основатели Карфагена"

Отзывы читателей о книге "Финикийцы. Основатели Карфагена", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.