» » » » Маргарет Мюррей - Египетские храмы. Жилища таинственных богов


Авторские права

Маргарет Мюррей - Египетские храмы. Жилища таинственных богов

Здесь можно купить и скачать "Маргарет Мюррей - Египетские храмы. Жилища таинственных богов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Маргарет Мюррей - Египетские храмы. Жилища таинственных богов
Рейтинг:
Название:
Египетские храмы. Жилища таинственных богов
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9524-3792-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Египетские храмы. Жилища таинственных богов"

Описание и краткое содержание "Египетские храмы. Жилища таинственных богов" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о храмах и храмовых комплексах самой древней и таинственной цивилизации мира – египетской. Автор, используя богатейшие данные археологических экспедиций, ярко и увлекательно повествует о характерных особенностях планировки, разнообразии материалов и стилистике украшений культовых сооружений Древнего, Среднего и Нового царств.






Напротив второй пары контрфорсов начинается проход, который дважды поворачивает под прямым углом, а затем идет прямо на север на большей части своей длины; в конце концов он поворачивает на запад и выходит к южной стороне храма Празднества Сед (В). Он с одного конца пересекает этот храм и ведет к новой вечно открытой двери, через которую можно попасть в другой небольшой храм (С). Это строение находится между храмом Празднества Сед и храмовой территорией (D), также в этот же храм можно попасть через еще один вход сквозь полуоткрытую дверь. Здание состоит из ряда коридоров с несколькими маленькими святилищами, в каждое из которых ведет вечно открытая дверь, а вдоль стен коридоров расположены изображения закрытых дверей. В основном коридоры ведут в двух направлениях: на запад и на юг.

Среди известных нам зданий подобного рода храм Празднества Сед сохранился лучше всего; молельни для проведения обряда встречаются и в более поздние времена, но не найдено ни одной другой, которая бы так мало пострадала. Точное значение праздника пока непонятно; по всей видимости, в глазах фараонов он представлял большую важность, так как на протяжении всего исторического периода его наступление отмечают с величайшим тщанием. Нет доказательств того, что в древности этот праздник был календарным, хотя в саисский и более поздние периоды его, возможно, отмечали через регулярные интервалы. Несомненно, что он был связан с ритуалами плодородия, и, так как заметную роль в нем играла царская наследница, он мог символизировать Тайный Брак, известный, например, древним грекам. Слова «хеб-сед» означают «праздник хвоста», из чего следует, что праздник мог быть связан с обычаем фараонов надевать бычий хвост по торжественным случаям и во время церемоний. Если, как это в основном признается, тотемом династических царей был сокол, то определенные обряды непременно должны были посвящать их в круг людей-животных, населявших многие области Египта. Тогда бычий хвост символизировал бы тот факт, что царь является и быком, и соколом. Храм Празднества Сед включает несколько молелен, к каждой ведет проход через вечно открытую дверь. Все они отделены друг от друга каменной стенкой, вырезанной в виде решетчатой ограды, какие встречаются на изображениях древнейших святилищ (илл. X).

Храм пирамиды (Е) расположен на северной стороне и примыкает к пирамиде. Попасть в него можно через единственный вход на храмовом участке, и во всех узких коридорах, как и у настоящих входов, стоит вечно открытая дверь. Устройство припирамидного храма похоже на лабиринт; вход находится на востоке и ведет в коридор, который несколько раз делает перпендикулярный поворот и наконец достигает северо-западного угла, затем поворачивает назад и идет на восток, пока не доходит до западного открытого двора, из которого другие коридоры ведут в восточный открытый двор и в лабиринт камер и коридоров. Два открытых двора, расположенные осями с севера на юг, находятся рядом друг с другом примерно в середине сооружения. На юге соединенные колонны формируют фасад, откуда можно попасть в длинную галерею с проходами в две камеры; из этой галереи коридор ведет в другие камеры и коридоры.

Все здания, стоящие на храмовом участке, за исключением пирамиды, асимметричны. Кажется, что бесчисленные камеры и коридоры не имеют никакого плана, что они менялись и расширялись вместе с изменениями и расширениями пирамиды. Стиль здания уникален; насколько известно, он не является развитием какого-либо раннего вида храма и, видимо, не оказал влияния на архитектуру последующих периодов, и поэтому в настоящий момент комплекс остается единственным в своем роде.

IV

Спеос Артемидос

Примерно в трех милях на юг от знаменитых гробниц в Бени-Хасане находится Спеос Артемидос, приютившийся в вади – овраге, образованном высохшим руслом реки. Едва ли его можно назвать храмом в обычном смысле слова, так как он немногим более чем пещера, служившая, по-видимому, в качестве придорожной молельни рабочим с каменоломен, расположенных выше по ущелью.

Окружающий пейзаж необычайно красив. Ущелье поднимается к сердцу скал, дно его плоское и покрыто твердым белым песком, а справа и слева отвесно возвышаются стены узкой долины. Это место отлично годится на роль убежища хищного зверя, и по всей вероятности, в пещере находилось логово дикой африканской кошки, одной из самых свирепых представительниц семейства кошачьих. Поэтому, когда пещера превратилась в святилище, ее посвятили Пахет – «разрывающей». Видимо, вся окружающая местность кишела дикими зверями, так как ном, в который входит ущелье, получил название в честь зайца, соседний с юга ном посвящен сернобыку, а за ним находился ном шакала. Названия свидетельствуют о том, что это была местность, богатая дичью и хищниками, которые на нее охотились.

Кошачьи божества представляют собой особую группу, в основном это божества женского пола. Наибольший страх внушала львица Сехмет, и потому ей поклонялись с особым рвением; ее храм находился в Мемфисе, где верховный жрец сливался с божеством, надевая леопардовую шкуру. Сехмет была богиней яростной мести, кошмаром злодеев; ее имя означает «могучая», часто это слово имеет дополнительное значение небесной или магической силы. Бастет была кошкой; греки отождествляли ее с Артемидой, хотя неясно, по какой причине, ибо Артемида происходила от медведицы, а не от кошки. Поклонение богине Бастет было оргиастическим и включало экстатические пляски; кроме того, это была богиня-девственница, не имевшая супруга. Пахет, скорее всего, была ближе к Бастет, чем к Сехмет, ибо греки называли ее святилище Спеос Артемид ос, «пещерой Артемиды». В Египте не нужно долго искать причину поклонения кошкам, ведь даже в наше время кошек там больше ценят за их ловкость в охоте на змей, чем на крыс и мышей. Современный египетский кот расправляется со змеей, прыгая ей на спину и хватая за шею сразу за головой, после чего, крепко впившись зубами, он делает рывок и ломает или сворачивает змее шею.

В Книге Мертвых часто встречаются аллюзии на кошек. В главе об отвержении змей говорится, что змей нанес все самые страшные оскорбления богу солнца, в том числе съел мертвого кота. Но интереснее всего, потому что содержит больше всего дразнящих намеков, 125-я глава: «Я чист устами, я чист руками. Я тот, кому говорят «Приди с миром!» те, кто видят его, ибо я слышал этот разговор осла и кошки в доме Того-У-Кого-Открыт-Рот». Очевидно, это намек на какую-то известную историю, теперь давно позабытую. 17-я глава, вероятно, самая древняя часть компиляции, она состоит из нескольких утверждений с комментариями, добавленными в разные периоды; и именно в этой главе есть одна из нескольких ссылок на кошачье божество мужского пола. «Я этот Большой Кот, рядом с которым было разделано дерево Ишед в Гелиополе в эту ночь битвы и отражения мятежников в этот день, когда враги Владыки Вселенной [Осириса] были уничтожены. Что это? Что до «этого Большого Кота», это сам Ра». Другой кошачий бог зовется «Свирепоглазым» и изображается в виде льва. В Новом царстве фараон уподоблен ему; так сказано об Аменхотепе II: «Он был как свирепоглазый лев, сразивший Ливан», и о Сети I: «Его величество шел на них, как свирепоглазый лев, умерщвляя их в их долинах, ниспровергая в крови».

Неизвестно, когда пещера впервые стала священной. Царица Хатшепсут XVIII династии утверждает, что восстановила ее, также встречаются имена Тутмоса III и Сети I. Вход сделан в виде храмового фасада, колонны высечены в самой скале, верхняя часть скалы отшлифована и вытесана в виде архитрава (илл. VIII). Первоначально было восемь колонн, теперь от них осталось только три, и на них значатся имена Тутмоса III и Сети I. Внутреннее устройство состоит из вестибюля и святилища, связанных друг с другом коротким коридором. При фараоне Сети вестибюль был украшен рельефными сценами, в которых почитается богиня Пахет. Святилище не имеет украшений, но в задней стене есть ниша, где когда-то стояла статуя богини.

Надпись над входом говорит о заслугах Хатшепсут в реставрации священных мест, разрушенных гиксосами. Манефон рассказывает, что гиксосы всю страну оставили в развалинах: «Когда наши правители попали к ним в руки, они сожгли наши города и разрушили храмы богов». Именно последствия этого повсеместного и безудержного разрушения взялись восстанавливать цари XVIII династии. Из надписи Хатшепсут, хоть она и сильно повреждена, ясно следует, что она восстановила и украсила многие храмы и святилища в этой местности, а о самом Спеосе она говорит: «Великая Пахет, проходящая по долинам средь восточной земли, чьи дороги разрушены бурей. Я поставила ее храм, как тот, что принадлежит Божественной Девятке. Двери сделаны из дерева акации, украшенного бронзой; стол приношений украшен серебром, там золото, сундуки со льном и все необходимые сосуды».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Египетские храмы. Жилища таинственных богов"

Книги похожие на "Египетские храмы. Жилища таинственных богов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Маргарет Мюррей

Маргарет Мюррей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Маргарет Мюррей - Египетские храмы. Жилища таинственных богов"

Отзывы читателей о книге "Египетские храмы. Жилища таинственных богов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.