» » » » Анатолий Лашкевич - В воздушных боях. Балтийское небо


Авторские права

Анатолий Лашкевич - В воздушных боях. Балтийское небо

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Лашкевич - В воздушных боях. Балтийское небо" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ООО «Издательство «Яуза», «Издательство «Эксмо», год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Лашкевич - В воздушных боях. Балтийское небо
Рейтинг:
Название:
В воздушных боях. Балтийское небо
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-699-40739-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В воздушных боях. Балтийское небо"

Описание и краткое содержание "В воздушных боях. Балтийское небо" читать бесплатно онлайн.



Захватывающие мемуары аса Великой Отечественной. Откровенный рассказ о боевой работе советских истребителей в небе Балтики, о схватках с финской и немецкой авиацией, потерях и победах: «Сделав „накидку“, как учили, я зашел ведущему немцу в хвост. Ему это не понравилось, и они парой, разогнав скорость, пикированием пошли вниз. Я повторил их прием. Видя, что я его догоню, немец перевел самолет на вертикаль, но мы с Корниловым следовали сзади на дистанции 150 метров. Я открыл огонь. Немец резко заработал рулями, уклоняясь от трассы, и в верхней точке, работая на больших перегрузках, перевернул самолет в горизонтальный полет. Я — за ним. С дистанции 60 метров дал вторую очередь. Все мои снаряды достигли цели, и за „фокке-вульфом“ потянулся дымный след…»






Штурмовики Ил-2, выдерживая курс, шли к цели. Парамонов, наблюдая за боем группы Присяжнюка, предупредил своих ведомых:

— Наверху идет бой, смотрите внимательнее! — и, увеличив скорость, начал перемещение над штурмовиками «ножницами». Но, потеряв пару самолетов, финские истребители ушли в сторону своего берега.

Вскоре показались 4 немецких тральщика. Капитан Парамонов предупредил ведущего штурмовиков:

— Работайте спокойно! Прикроем!

При подходе к кораблям, прямо впереди по курсу, и слева, и справа на высоте штурмовиков появились разрывы зенитных снарядов. Это выглядело, как будто черный комочек, разрываясь, вспухал, и из него вылетали ярко-красные к оранжевые огоньки. Кто-то по радио крикнул:

— Противозенитный маневр!

С левым разворотом «горбатые» пошли в атаку. Сначала вниз пошли 100-килограммовые фугасы, вслед за ними воздух прорезали реактивные снаряды, к кораблям потянулись трассы от пушек и пулеметов. Одна из бомб, не попавшая в корабль, разорвалась в воде, и огромный столб воды поднялся около корабля.

На отходе стрелок-радист одного из штурмовиков передал в эфир:

— Один корабль накрылся!

Один корабль был потоплен, второй поврежден. Домой вернулись все самолеты. Первыми на посадку пошли штурмовики, после них истребители, у которых горючее было на исходе. Володя Жигач должен был садиться вслед за «горбатыми», но у него остановился мотор. Еле-еле дотянув до границы аэродрома, он с «плюхом» приземлился. Самолет был разбит, как говорят — «ремонту не подлежит», но Володя остался невредим. Остальные самолеты в спешке произвели посадку на ВПП. Времени на посадку ушло 15 минут.

При разборе полета отметили, что не был оставлен 25 %-ный запас горючего на аварийный случай, не учли ограниченную пропускную способность ВПП, не продумали очередность посадки. Нужно было за Ил-2 дать посадку «лаггам», а потом «якам», так как они взлетали с интервалом и последними. Забыли и поставить задачу «якам» прикрыть посадку первых двух групп, а затем уже садиться самим.

Мы на земле жадно смотрели на прилетевших товарищей. Там, в море, был бой! Вот так сразу взлетели — и сразу в бой! Рассказывая о нем, Присяжнюк и Мартыщенко на руках воспроизводили маневры прошедшего боя. Меня же попросили нарисовать его схему.

Капитан Мартыщенко, пользуясь правом инспектора, летал в каждом полку. При его участии сбивали самолеты противника. Но в тех полках, где он бывал, стали погибать хорошие летчики. Был сбит и старший лейтенант Дмитрий Сопенко из 4-го ГИАП. Сопенко увидел у себя на хвосте наш «лавочкин» и не придал этому значения, но когда за бронеспинкой стали рваться снаряды, понял — по нему стрелял Мартыщенко. Около больницы Фореля[25] на болотистое поле он посадил свою поврежденную машину и, добравшись до телефона, доложил о случившемся в Штаб ВВС. Мартыщенко был арестован. Военный трибунал приговорил его к смертной казни, которая была заменена 25 годами лишения свободы.

Нам сообщили, что Мартыщенко вместе с капитаном Солдатовым были в немецком плену, из которого они бежали. Тогда многих удивило, что летчик из плена вернулся с орденами. Когда осудили Мартыщенко, прошел слух, что он и Солдатов были завербованы немцами и побег из плена им устроили немцы. Мартыщенко «работал» на Балтике, а Солдатов пристроился в Школе воздушного боя при ВМАУ им. Сталина. Первый сбивал своих летчиков, а второй, летая в Школе воздушного боя на «мессере», запугивал курсантов немецкой техникой: «наши самолеты против немецких никуда не годятся». Оба эти предателя были заслуженно осуждены.

Случаи стрельбы по своим, гибели от огня своих войск не редкость на войне — были они и в авиации. Например, первый сбитый А. Покрышкиным самолет был Су-2. О случаях же предательства летчиков известно еще меньше: в частности и потому, что материалы о них отсутствуют в открытых фондах ЦАМО и ЦВМА. На Балтике известно о четырех таких случаях. Один произошел зимой 1941–1942 года, когда к немцам на аэродром Сиверский на И-16 вместе со своей сожительницей перелетел летчик Кулаков. Он активно помогал врагу, о чем упоминается в книгах, посвященных истории немецкой истребительной эскадры JG54, о втором случае — с летчиком нашего полка А. Лавреновым, я расскажу ниже. Конечно, история Мартыщенко и Солдатова также изобилует «белыми пятнами». Сюжет о Мартыщенко стал известен благодаря книгам дважды Героя Советского Союза балтийского летчика В. Ф. Голубева (например, о ней рассказано в книге «Во имя Ленинграда»). До самого последнего времени В. Ф. Голубев трактовал эту историю однозначно: «Мартыщенко не расстреляли. Заменили десятью годами тюремного заключения. Отсидел полный срок. После смерти Сталина он начал писать во все высшие органы власти не только о возвращении ему звания и орденов, но нашел сочувствие в политуправлении ВМФ, которое возбудило ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Газета „Известия“ поместила большую статью о его „героизме“. Обнаружив эту затею, я, как бывший командир полка, и бывший командующий ВВС Балтийского флота генерал-полковник авиации М. И. Самохин с трудом, через все высшие органы власти, сумели остановить эту безответственность — сделать из преступника Героя Советского Союза». В справках в недавно изданной книге «Гвардейцы Балтики крылатой»[26] о пребывании в плену Мартыщенко и Солдатова не упоминается (однако перевод боевых летчиков в ноябре 1941 года в 64-й перегоночный полк настораживает), а в качестве жертвы «несчастного случая» называется летчик Творогов. Там сообщается следующее: «Мартыщенко Михаил Гаврилович. Род. 23.10.1912 в ст. Упорной Краснодарского края. В РККА с 10.05.31. Окончил курсы авиатехников ВМАУ, служил в нем авиатехником. В 1939 г. окончил ВМАУ по курсу летчика, ст. л-т. В 5-м иап: с 15.11.40 ст. летчик. Нагр. орденом Ленина (13.08.41). По утверждению пилота, он дважды таранил вражеские самолеты — 25.07.41 и 05.11.41. С 15.11.41 ком-р звена в 64-м ап. С 01.10.42 ком-р звена в ВМАУ, к-н (11.05.42). С 03.04.43 и.д. нач. возд. стрельбы и возд. боя ВВС КБФ. В возд. бою по ошибке сбил Ла-5 Творогова. Арестован и осужден в 1943. Уволен со службы в связи с осуждением 04.11.46. Добился пересмотра формулировки: уволен из кадров в запас с 22.07.48 по сокращению штатов. С его слов, за годы войны произвел 285 боевых вылетов и сбил 18 самолетов пр-ка. Жил в Таганроге и работал на авиазаводе», и «Солдатов Алексей Васильевич. Род. 15.03.1915 в с. Вознесенское Орловской обл. В РККА с авг. 1934. После окончания ВШЛ (1936) служил пилотом на ТОФ, л-т (1938). С 13.10.39 на КБФ. Участник Сов. — финл. войны. С 05.05.40 в 5-м иап: ком-р звена 4-й аэ, с 15.04.41 — зам. ком-ра 1-й аэ, ст. л-т (22.04.41). С 14.11.41 в 64-м ап: ком-р звена, зам. ком-pa аэ, к-н(10.11.41). С 12.11.42 в ВМАУ. Уволен из кадров Сов. армии 12.05.50. Нагр. орденами Красного Знамени(21.04.40, 13.08.41)». Для иллюстрации трудности выяснения подробностей быстротекущего воздушного боя можно привести и случай, происшедший в 123-м ИАП в сентябре 1941 года. Младший лейтенант А. Ф. Башкиров вышел из боя и посадил свой горящий самолет на аэродром. Вернувшийся после него младший лейтенант В. В. Банчук был обвинен командиром полка майором Мищенко в том, что он атаковал в воздухе самолет Башкирова. Эта версия была поддержана комиссаром полка. Было возбуждено официальное расследование. Сам Башкиров утверждал, что его атаковал Ме-115 (по-видимому, Me-109), а Банчуков категорически отрицал саму возможность атаки по товарищу. Возбужденное дело было закрыто лишь в связи с гибелью В. В. Банчукова 26 сентября 1941 г. Стоит отметить, что командир полка фактически не имел боевого опыта и за весь 1941 год совершил всего 46 вылетов, записав себе в актив одну победу в групповом бою. Комиссар же полка вовсе не летал…

Итак, полк начал боевую работу. Первые два сбитые полком самолета противника! Первый день на войне закончился, и на автобусе нас отвезли в столовую. Она разместилась в дачном домике на краю деревни Борки. А жили в Лебяжьем, в первых трех домиках Лоцманского поселка, что слева на въезде. На каждую эскадрилью — по домику. В домиках порядок, чистота. Кровати заправлены свежим бельем, на столе в вазах полевые цветы. Все это сделал заботливый солдат, который нам годился в отцы. Я помню, как мы все были благодарны ему за заботу и доброту!

Легли на отдых, но мысли о том, что мы на войне, не покидали нас. Столько впечатлений…

— Подъем! — подал команду командир эскадрильи. Мы быстро вскочили. Около домика ждал автобус.

Старший лейтенант Александр Михайлович Иванов, наш командир, был огромного роста, широкий в плечах. Его крупную фигуру дополняла большая, с правильными чертами лица голова, которую украшали красивые волнистые волосы. Иванов прибыл в 1-й ЗАП для переучивания в числе 15 летчиков Тихоокеанского флота. На аэродроме Рузаевка, в «квадрате», мы часто видели эту большую фигуру. Спокойный, уравновешенный, вежливый и педантичный в обращении, он привлекал наше внимание. Иванов служил на ТОФ 8 лет, летал на И-16 и прекрасно овладел этой машиной. В Новинках мы снова встретились с ним: теперь Иванов был нашим командиром. Он был хороший летчик и отличный стрелок, но командирского опыта у него не было.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В воздушных боях. Балтийское небо"

Книги похожие на "В воздушных боях. Балтийское небо" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Лашкевич

Анатолий Лашкевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Лашкевич - В воздушных боях. Балтийское небо"

Отзывы читателей о книге "В воздушных боях. Балтийское небо", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.