Авл Геллий - Аттические ночи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аттические ночи"
Описание и краткое содержание "Аттические ночи" читать бесплатно онлайн.
Сочинение римского писателя Авла Геллия (II в.) "Аттические ночи" - одно из самых крупных известных нам произведений древней римской литературы - представляет собой собрание небольших разнородных по тематике очерков, отличающееся поистине энциклопедическим охватом сведений о различных сторонах жизни и науки своего времени. Автор затрагивает вопросы литературы и грамматики, риторики и философии, юриспруденции и истории, физики и математики, естествознания и медицины. Умело используя широко распространенный в его время принцип сочетания поучения с развлечением, Авл Геллий - весьма взыскательный стилист - может одинаково интересно и изящно преподносить читателю как рассказы о различных диковинных вещах, так и весьма специфические вещи - такие, как проблемы греческой и римской фонетики или тонкости толкования римского права.
{104 Имя гиппократика Диоксиппа взято Геллием непосредственно из текста Плутарха, однако врач с таким именем более нигде не упоминается. Веллман предполагает, что текст Плутарха испорчен и в упомянутом персонаже следует видеть ученика Гиппократа Дексиппа Косского (подробнее см.: RE, s.v. Dexippos (7)).}
{105 Admittendi (допустить) — общепринятая конъектура; рукописное чтение — admiscendi — не дает удовлетворительного смысла.}
Глава 12
О пользующихся нехорошей славой предметах, именуемых у греков 'άδοξοι, рассмотренных Фаворином ради упражнения
(1) Предметы, пользующиеся нехорошей славой, или, если кто предпочитает говорить, не пользующиеся доброй репутацией, - то, что греки называют 'άδοξοι υ̉ποθέσεις, - обсуждали не только древние софисты, но также и философы, и наш Фаворин {106} более чем охотно обращался к этим сюжетам либо потому, что считал их подходящими для подбадривания ума, либо для упражнения в остроумии, либо для преодоления трудностей посредством практики. (2) Так, когда он нашел благие свойства у Терсита {107} и восславил лихорадку, возвращающуюся на четвертый день, он в обоих случаях сказал весьма много изящного и свойственного высокому таланту и оставил это в записях.
{106 Фаворин — см. комм. к Noct. Att., I, 3, 27.}
{107 Терсит — см. комм. к Noct. Att., I, 15, 11.}
(3) А в похвалах лихорадке он даже привлек в свидетели Платона, который, по его словам, написал, что тот, кто излечится, претерпев возвращающуюся на каждый четвертый день лихорадку (quartana), и обретет свои силы в полном объеме, стабильнее и надежнее будет чувствовать себя в будущем. {108} И среди тех же похвал он, клянусь Геркулесом, не без изящества обыграл одну небольшую сентенцию. (4) "Есть, - написал он, - стих, проверенный за долгий людской век:
{108 По-видимому, ссылка на Plat. Tim., 86а. В этом месте Платон говорит о продолжительности лихорадки в зависимости от того, какой элемент ее вызвал; поскольку земля — «четвертый по счету и самый косный род», то и «тело подвержено четырехдневной лихорадке и выздоравливает с большим трудом» (перевод С. С. Аверинцева). Но ничего о том, как выздоравливающий будет чувствовать себя в будущем, Платон не сообщает.}
'Άλλοτε μητρυιή πέλει η̉μέρη, 'άλλοτε μήτηρ.
(То, словно мачеха, день, а другой раз -
как мать человеку). {109}
{109 Hes. Op. et dies, 825. Перевод В. В. Вересаева.}
Этим стихом утверждается, что не может быть каждый день хорошо, но в один [день] хорошо, а в другой плохо. (5) Раз обстоятельства именно таковы, - продолжал он, - что в человеческих делах хорошее и дурное словно бы чередуются, то сколь больше счастья [приносит] эта лихорадка с двухдневным интервалом посредине, в которой присутствуют μία μητρυιά, δύο μητέρες (одна мачеха и две матери).
Глава 13
О том, сколь многочисленные и сколь разные значения имеет частица "quin" и как часто в сочинениях древних [смысл ее] не ясен
(1) Частица quin, которую грамматики называют союзом, связывает, судя по всему, речь различными способами и [придает] ей разные значения. (2) Ведь мы исходим из того, что говорим в одном смысле, когда, как бы упрекая, спрашивая или побуждая, выражаемся: quin venis (почему ты не приходишь?), quin legis (почему ты не читаешь?), quin fugis (почему ты не бежишь?); и в другом смысле, когда утверждаем так: "Non dubium est quin Μ. Tullius omnium sit eloquentissimus" (He подлежит сомнению, что Марк Туллий красноречивее всех). Иначе обстоит дело, когда мы строим [фразу] так, что она в каком-то смысле кажется противоположной предшествующему: "Non idcirco causas Isocrates non defendit, quin id utile et honestum existumarit" (Исократ потому не выступал с речами, что считал этот жанр бесполезным и неблагородным). (3) От этого значения не очень отличается то, [что] стоит в третьей книге "Начал" Марка Катона; {110} он сказал: "Haud eos ео postremum scribo quin populi et boni et strenui sient" (He оттого пишу их в конце, что они лишены добродетели и отваги). {111} (4) Во второй книге "Начал" Марк Катон использовал эту частицу примерно так же, сказав: "Neque satis habuit quod eum in occulto vitiaverat quin eius famam prostituerat" (Ему не было достаточно, что он тайно его опорочил, и он не смог удержаться от того, чтобы не выставить его имя на публичное поругание). {112}
{110 Марк Порций Катон Старший — см. комм. к Noct. Att., I, 12,17.}
{111 Fr. 73 Peter.}
{112 Fr. 36 Peter.}
(5) Мы заметили, кроме того, что Квадригарий {113} в восьмой книге "Анналов" использовал эту частицу весьма неясным образом. Мы приводим его собственные слова: "Romam venit, vix superat, quin triumphus decernatur" (Прибыв в Рим, он едва добивается, чтобы ему был назначен триумф). {114} (6) Также в шестой книге "Анналов" есть следующие слова: "Раеnе factum est, quin castra relinquerent atque cederent hosti" (С трудом удалось не оставить лагерь и не отдать его врагу). {115} (7) Однако от меня не ускользает, что кто-либо может необдуманно сказать, будто в употреблении этих слов нет никаких трудностей, (8) ибо quin в обоих местах помещено вместо ut. [Фраза] совершенно ясна, если сказать так: "Romam venit, vix superat, ut triumphus decernatur" (Прибыв в Рим, он едва добивается, чтобы ему был назначен триумф); точно так же в другом месте: "Раеnе factum est, ut castra relinquerent atque cederent hosti" (С трудом удалось не оставить лагерь и не отдать его врагу). (9) Однако пусть действительно используют те, что выпутались таким образом, как уловку изменения в словах, которых не понимают, но пусть они ей пользуются, где могут это сделать, с большей скромностью. (10) Что же касается частицы, о которой мы говорим, то кто не уяснил, что она является составной и что она не только несет в себе сочетательный смысл, но и обладает вполне определенным значением, тот, конечно, никогда не поймет ее значение и разнообразие в употреблении. (11) Однако, поскольку это требует более обстоятельных рассуждений, тот, у кого есть досуг, сможет найти их в "Заметках" Публия Нигидия, {116} каковые он назвал "грамматическими".
{113 Квинт Клавдий Квадригарий — см. комм. к Noct. Att., I, 7, 9.}
{114 Fr. 70 Peter.}
{115 Fr. 58 Peter.}
{116 Fr. 52 Swoboda. Публий Нигидий Фигул — см. комм. к Noct. Att., II, 22, 31.}
Глава 14
Весьма изящные сентенции, выбранные из "Мимов" Публилия
(1) Публилий {117} писал мимы и считалось достойным рассматривать его как почти равного Лаберию. {118} (2) Злословие же и дерзость Лаберия так задевали Гая Цезаря, что тот объявил, будто мимы Публилия для него лучше и приятнее [сочинений] Лаберия. {119}
{117 Публилий Сир (I в. до н. э.) — римский мимограф, вольноотпущенник, родом из Сирии; сам играл в своих мимах. Известны два названия его мимов («Ворчун» и «Работники, подрезающие деревья») и антология извлеченных из его пьес сентенций, которую и цитирует Геллий. Это собрание содержит более семисот изречений, однако, поскольку оно активно пополнялось в Средние века и Новое время, значительная часть сентенций, по-видимому, Публилию не принадлежит.}
{118 Децим Лаберий — см. комм. к Noct. Att., II, 22, 31.}
{119 Состязание мимографов имело место в 46 г. до н. э. на устроенных Цезарем играх.}
(3) Многие изящные сентенции этого Публилия на слуху и весьма подходящи для использования в обыденной речи; (4) выписанные из них [фразы], состоящие из одного стиха, я, клянусь Геркулесом, с удовольствием привожу: {120}
{120 Ср.: Macr. Sat., II, 7, 10.}
Плохо то решение, которое не может быть изменено. {121}
{121 Syr. Sent. V. 362 Ribbeck.}
Тот, кто оказал благодеяние достойному, был
облагодетельствован тем, что облагодетельствовал. {122}
{122 Syr. Sent. V. 55 Ribbeck.}
Терпи и не ропщи на то, чего нельзя избежать. {123}
{123 Syr. Sent. V. 76 Ribbeck.}
Тот, кому позволено больше, чем подобает,
хочет больше, чем позволено. {124}
{124 Syr. Sent. V. 106 Ribbeck. Этот стих, цитируемый Геллием и Макробием, в манускриптах Публилия отсутствует.}
Красноречивый спутник в дороге - вместо повозки. {125}
{125 Syr. Sent. V. 104 Ribbeck.}
Честность - бедствие с доброй славой. {126}
{126 Syr. Sent. V. 193 Ribbeck.}
Плач наследника - смех под маской. {127}
{127 Syr. Sent. V. 221 Ribbeck.}
Часто испытываемое терпение становится яростью. {128}
{128 Syr. Sent. V. 178 Ribbeck.}
Несправедливо винит Нептуна тот, кто терпит
кораблекрушение вторично. {129}
{129 Syr. Sent. V. 264 Ribbeck.}
Так относись к другу, как если бы думал,
что он может <легко> {130} стать врагом. {131}
{130 Facile (легко) — восстановлено из Публилия, у Геллия и Макробия отсутствует.}
{131 Syr. Sent. V. 245 Ribbeck.}
Терпя старую несправедливость, призываешь новую {132}
{132 Syr. Sent. V. 645 Ribbeck.}
Никогда опасность не побеждается без опасности. {133}
{133 Syr. Sent. V. 383 Ribbeck.}
Истина теряется в излишних спорах. {134}
{134 Syr. Sent. V. 416 Ribbeck.}
Если <изящно> {135} отказать в том, чего просят,
{135 Belle (изящно) — восстановлено из Публилия; у Макробия — cito (быстро); у Геллия — uelle (хотеть), что в данном контексте бессмысленно.}
то уже в этом отчасти содержится благодеяние. {136}
{136 Syr. Sent. V. 469 Ribbeck.}
Глава 15
О том, что академик Карнеад очистил чемерицей желудок, собираясь писать опровержение положений стоика Зенона; а также о природе и лечебных свойствах чемерицы белой и черной
(1) Академик Карнеад, {137} собираясь писать опровержение книг стоика Зенона, {138} [органы] верхней половины тела очистил белой чемерицей для того, чтобы никакая из испортившихся в желудке жидкостей не растекалась вплоть до жилища души и не расшатывала бы усердие и силу духа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аттические ночи"
Книги похожие на "Аттические ночи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Авл Геллий - Аттические ночи"
Отзывы читателей о книге "Аттические ночи", комментарии и мнения людей о произведении.