» » » » Андрей Малыгин - Крымский узел


Авторские права

Андрей Малыгин - Крымский узел

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Малыгин - Крымский узел" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Новый Крым, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Малыгин - Крымский узел
Рейтинг:
Название:
Крымский узел
Издательство:
Новый Крым
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крымский узел"

Описание и краткое содержание "Крымский узел" читать бесплатно онлайн.



Документально-публицистические исследование известного историка и политолога А. Малыгина последовательно прослеживает социально-политические преобразование в Крыму в 90-х годах XX века, включая интереснейшие процессы, связанные с судьбой и статусом Черноморского флота и попытками «криминальных революций».






Весной активизировался и противоположный фланг политического спектра. В Крыму существовало несколько небольших украинских групп — филиалов Народного Руха, УРП, Организации украинских националистов, общества «Просвита» и др. К ним примкнула часть крымских демократов, полагавших, что восстановление республики на руку лишь местной номенклатуре, а также часть самой этой номенклатуры, ориентировавшаяся на Киев, а не на Симферополь. 5 апреля проукраинские организации образовали в г. Красноперекопске новую общественную организацию «Крым с Украиной». Ряд депутатов городских и районных советов Евпатории, Красноперекопска, Черноморского, Советского и Первомайского районов заявили о намерении в случае провозглашения независимости Крыма о переходе этих районов к Херсонской области.[203]

В свою очередь умеренное крыло ВС Крыма разработало пакет документов по разграничению полномочий государственных органов Крыма и Украины. На переговорах в Киеве в марте 1992 года крымская делегация отстаивала конституционно-договорной принцип такого разграничения, украинская же (руководитель В. Гринев) настаивала на определении полномочий Крыма путем делегирования их специальным Законом Украины. В конце концов, как писал участник переговоров депутат ВС Крыма С. Ефимов, — «…Стороны согласовали основные принципы решения проблемы. Одобренные сторонами положения были зафиксированы в Соглашении делегаций, а также в проекте Закона Украины «О разграничении полномочий Украины и Республики Крым«…делегации договорились, что положения закона будут закреплены в подготавливаемой Конституции РК, а в Конституцию Украины будут внесены соответствующие изменения… Соглашением и проектом Закона были предусмотрены гарантии того, что данное разграничение полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке».[204] В целом проект предоставлял Крыму весьма широкую автономию, однако, развитие дальнейших событий пошло по иному сценарию.

Сессия ВС Украины, на которую был вынесен для утверждения проект Закона «О разграничении полномочий…», проигнорировала предшествующие договоренности и 22 апреля 1992 года приняла Закон «О статусе автономной Республики Крым», существенно урезающий сферу компетенции региональных властей и в целом права региона (хотя в сравнении с законом от 17 марта 1995 года этот документ нельзя не признать достаточно либеральным).

Принятие этого закона и в особенности характер его обсуждения на сессии ВС Украины вызвал резко негативную реакцию в Крыму, где его расценили как проявление региональной дискриминации, имперства и просто неуважения к Крыму, его населению и местным властям. Не сгладило этого впечатления и обращение президента Кравчука к «народным депутатам всех уровней, политическим силам, населению Республики Крым», обнародованное 21 апреля.[205] Но по-настоящему накалил ситуацию инцидент в штабе Крымского армейского корпуса Вооруженных сил Украины. В начале мая 1992 года от командования корпусом был отстранен генерал В. Кузнецов (ранее принявший присягу на верность Украине). По сообщениям печати, отставка состоялась после того, как во время аттестации генерал отказался дать утвердительный ответ представителю Министерства Обороны на вопрос, готов ли он в случае необходимости воевать с Россией. Генерал Кузнецов счел отставку незаконной и отказался покинуть служебный кабинет. Инцидент получил широкую огласку в Симферополе. Радикальные республиканские и пророссийские организации пикетировали здание штаба корпуса, на некоторое время блокировали автомобильное движение в центре города и организовали серию митингов у здания ВС Крыма.

5 мая 1992 года открылась сессия Верховного Совета Крыма. Выступая на ней, Н. Багров сказал о том, что принятый в Киеве «Закон о статусе АРК» в значительной степени свел на нет многомесячную работу по разграничению полномочий.[206] Это была, пожалуй, самая мягкая из прозвучавших на сессии характеристик. «Документ, — говорил депутат С. Ефимов о Законе Украины, — полностью исключает право Крыма на защиту своего конституционного строя. Собственность у народов Крыма отнята, возможность самостоятельно строить отношения с другими государствами СНГ для Крыма исключается… Полномочия, полученные нашей республикой, — делал вывод выступающий, — низводят ее права до уровня райисполкома…».[207] Это мнение разделялось большинством депутатского корпуса. Ю. Мешков и другие депутаты от РДК предлагали принять в ответ на политику Киева акт о независимости Крыма и вынести его на общекрымский референдум. Большинство, однако, не заходило столь далеко. В итоге жарких дебатов ВС принял документ с более осторожной формулировкой — «Акт о государственной самостоятельности Республики Крым». За его принятие проголосовало 118 депутатов, против — 28, воздержались — 21. «Мы, безусловно, обострили в нем до предела все наши проблемы»[208] — написал позже Н. Багров. В своих интервью в 1992 году он следующим образом объяснял существо документа: «Акт о провозглашении государственной самостоятельности, я это подчеркиваю, самостоятельности, а не независимости, — не является стремлением к нарушению целостности границ Украины. Цель акта — подчеркнуть, что Крым — не рядовая область, а республика, с которой надо считаться».[209]

6 мая всего за один день ВС Крыма принял Конституцию республики. Ее основные положения: «Республика Крым является правовым, демократическим государством. На своей территории Республика обладает верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории» (Ст.1). «Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, который составляют граждане Республики Крым всех национальностей» (Ст.2). «Республика Крым входит в состав государства Украина и определяет с ним свои отношения на основе договоров и соглашений» (Ст.9), «Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями» (Ст.10).[210] Конституцией устанавливалось региональное гражданство Крыма (гражданами Крыма объявлялись граждане Украины, постоянно проживающие на территории Крыма). Это была типично федералистская Конституция, основанная на принципах, которые были заложены в советской системе межсубъектных взаимоотношений. Такой подход противоречил взглядам представителей официального Киева, которые видели Украину унитарным государством и рассматривали Крым лишь как административную автономию.

Третьим важным моментом сессии было принятие решения о проведении общекрымского референдума о статусе Крыма. Не взирая на то, что большинство депутатов склонялось к разрешению противоречий между Украиной и Крымом в духе федерализма, депутатам от РДК удалось добиться постановления о референдуме. Руководство парламента пошло на это не только ввиду активности радикалов, но и в надежде получить дополнительный рычаг давления на украинские власти.

Крым был готов к сопротивлению, и в этой решимости его поддержало командование Черноморского флота, выступившее со специальным заявлением.[211] Тем не менее, верный своей тактике компромиссов Н. Багров решил принять участие в сессии ВС Украины, которая была назначена на 12 мая специально для обсуждения крымского вопроса. Атмосфера этой сессии хорошо описана самим Н. Багровым в своих мемуарах. Спикер крымского парламента выступил с речью, в которой он призвал украинскую сторону к продолжению диалога.[212] Киев так же стремился избежать конфронтации. Это было связано с тем, что позиции украинских властей в Крыму были достаточно слабы, а также с тем, что развитие конфликта могло бы привести к перерастанию его в межгосударственный с втягиванием в него крупных воинских контингентов. Л. Кравчук заверил крымскую делегацию в том, что при условии отмены некоторых наиболее радикальных актов самим ВС Крыма, работа по разграничению полномочий будет продолжена.

Вскоре, невзирая на бурные протесты республиканцев, большинство Верховного Совета Крыма аннулировало постановление об «Акте о государственной самостоятельности» (с формулировкой «как фактически реализованное») и объявило бессрочный мораторий на референдум о статусе Крыма. Сторонники оппозиции разбили у стен крымского парламента палаточный городок и приступили к пикетированию ВС Крыма, однако повлиять на ситуацию уже не могли.

Закон о разграничении полномочий

1 июня в Ялте начались переговоры президиумов двух Верховных Советов, обе делегации возглавляли спикеры парламентов И. Плющ и Н. Багров. Как указывал позже последний, «совместный документ, принятый в Ялте двумя президиумами, наметил путь к разрешению проблемы. В результате дальнейшего переговорного процесса мы сняли большинство имевшихся вопросов».[213] В ходе переговоров между делегациями был совместно разработан проект Закона Украины «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым», который фактически возвращал ситуацию в украино-крымских отношениях к весне 1992 года. 30 июля Закон был принят в согласованном виде ВС Украины, однако его введение было отложено до того момента, когда Крымская Конституция будет приведена в соответствие с законодательством Украины. 25 сентября после жарких словесных баталий в крымском парламенте необходимые изменения были внесены. Они касались более четкого определения взаимоотношений Крыма и Украины. В частности, первая статья новой редакции Конституции была сформулирована так: «Республика Крым является правовым, светским государством в составе Украины. Республика Крым в лице ее должностных лиц осуществляет на своей территории все полномочия, кроме тех, которые составляют исключительную компетенцию органов государственной власти Украины. Компетенция РК устанавливается Конституцией РК и Законом Украины «О разграничении полномочий между государственными органами власти Украины и Республики Крым». Девятая статья новой редакции определяла что «РК входит в состав Украины и определяет с ней свои отношения на основе взаимосогласованных законодательных актов и соглашений».[214]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крымский узел"

Книги похожие на "Крымский узел" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Малыгин

Андрей Малыгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Малыгин - Крымский узел"

Отзывы читателей о книге "Крымский узел", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.