» » » » Андрей Аникин - Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса


Авторские права

Андрей Аникин - Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Аникин - Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Политиздат, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Аникин - Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса
Рейтинг:
Название:
Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса
Издательство:
Политиздат
Жанр:
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса"

Описание и краткое содержание "Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса" читать бесплатно онлайн.



Автор книги, доктор экономических наук, в форме занимательных рассказов рисует живые портреты крупнейших предшественников Маркса в политической экономии. Перед читателем проходит целая плеяда ученых прошлого — Буагильбер, Петти, Кенэ, Смит, Рикардо, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и ряд других выдающихся мыслителей, труды которых сыграли важную роль в становлении марксизма. Идеи их раскрываются в тесной связи с особенностями эпох, когда они жили и творили. Автор показывает, что некоторые мысли этих ученых сохранили свое значение вплоть до наших дней. Во второе издание введен значительный новый материал.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся политической экономией и ее историей.






Однако даже верные наблюдения Юма связаны у него с пониманием денег, которое находится во внутреннем противоречии с трудовой теорией стоимости. Юм, подобно французам, обходился вообще без теории стоимости; в этом, может быть, сказывался его философский агностицизм и скептицизм.

В политической экономии Юм известен прежде всего как один из создателей количественной теории денег. Юм и другие авторы, выдвигавшие схожие взгляды, исходили из исторического факта так называемой революции цен. После того как золото и серебро из Америки потекло в XVI–XVIII вв. в Европу, уровень цен товаров там постепенно поднялся. По оценке самого Юма, цены в среднем повысились в 3–4 раза. Отсюда Юм делал, казалось бы, очевидный вывод: стало больше денег (полноценных металлических!), вот и цены соответственно поднялись.

Но, как говорится, внешность обманчива. Ведь весь ход этого процесса можно и нужно объяснить иначе. Открытие богатых рудников вызвало снижение затрат труда на добычу драгоценных металлов и, следовательно, падение их стоимости. Поскольку стоимость денег по отношению к товарам упала, цены товаров повысились.

Юм считал, что в обращении может находиться какое угодно количество полноценных металлических денег, а «стоимость» денег (попросту говоря, товарные цены) устанавливается в процессе обращения, когда куча товаров сталкивается с грудой денег.

На самом деле и деньги и товары вступают в обращение со стоимостью, уже определенной общественно необходимыми затратами труда. Раз это так, то в обращении — при данной скорости оборота денег — может находиться лишь определенное количество денег. Избыток, если он образуется, уйдет за границу или в сокровище.

Другое дело — бумажные деньги. Они никуда из обращения уйти не могут. Покупательная сила каждой бумажки действительно зависит (наряду с другими факторами) от количества этих бумажек. Если их выпустить больше, чем необходимое для обращения количество полноценных металлических денег, то они обесценятся. Это называется, как известно, инфляцией. Юм, рассматривая золото и серебро, в сущности, описывал явления бумажноденежного обращения.

Заслуга Юма состоит в том, что он привлек внимание к проблемам, играющим и теперь большую роль в политической экономии: чем определяется количество денег, необходимое для обращения? Как влияет количество денег на цены? Какова специфика ценообразования при обесценении денег?

Глава седьмая. Франклин и политическая экономия за океаном

Бенджамин (Вениамин) Франклин был одним из последних универсальных умов XVIII в. Академик И. Л. Капица сравнивал роль Франклина в Северной Америке с ролью таких великих основателей науки, как Ломоносов в России, Ньютон в Англии, Декарт во Франции. Франклин был иностранным (почетным) членом Петербургской Академии наук. Физик, один из создателей современной науки об электричестве; философ и писатель, давший оригинальное выражение новым, буржуазно-демократическим взглядам на общество; политический и общественный деятель, один из самых радикальных вождей американской революции и борьбы нового государства за независимость. Таков неполный список заслуг знаменитого американца, который сам считал основным своим занятием книгопечатное дело.

В рамках своих философских и политических занятий Франклин всю жизнь писал и по вопросам политической экономии. Он стоит у истоков экономической мысли в Новом Свете. Франклин осуществлял ее связь с самой развитой и передовой наукой Англии и Франции. Как справедливо заметил один из американских историков экономической мысли, Франклин был «первый американец, который заслуживает быть удостоенным звания экономиста».[73]

Янки из Массачусетса

Франклин оставил автобиографию — замечательный исторический и литературный памятник эпохи. В одной из ее глав, которая писалась в возрасте 79 лет, он говорит о постоянном счастье в своей жизни. Действительно, это была долгая и счастливая жизнь. Он был счастлив как гражданин, ученый и человек. Он дожил до победы того дела, которому была отдана вся вторая половина его жизни, — независимости Северной Америки. Его научные заслуги были признаны всем миром, другие ученые развивали его идеи. Он был счастлив и в личной жизни, в семье, если не считать того, что его единственный сын Уильям оказался во время войны с Англией на стороне врагов его отца и родины.

Начав жизнь бедным подмастерьем, Франклин умер если не богачом, то весьма состоятельным человеком: в педантичном завещании, где не забыт ни один из многочисленных родственников, перечисляется несколько домов и земельных участков. В те времена, особенно в Америке, это было важнейшей формой богатства.

Франклин был настоящий янки, янки до мозга костей. Это был человек Нового Света, где, как писал Маркс, «буржуазные производственные отношения, ввезенные туда вместе с их носителями, быстро расцвели на почве, на которой недостаток исторической традиции уравновешивался избытком гумуса»,[74] т. е. богатством новых земель.

Янки — появившееся в XVIII в. прозвище жителей северных провинций, особенно Новой Англии, сначала полупрезрительное, потом получившее оттенок известного уважения. Янки — это потомки первых переселенцев из старой Англии, большей частью пуритан, бежавших от религиозного и политического гнета. Из этой английской традиции и из американского «гумуса» сложилась особая порода людей с одинаково ярко выраженными достоинствами и недостатками. Они поднимали целину своими собственными мозолистыми руками, а в городах быстро насаждали ремесла. Но поклонялись они Маммоне не меньше испанских конкистадоров, хотя и иначе.

Они создали самую раннюю и самую полную буржуазную демократию, известную истории, твердо отстаивая принципы личной свободы, выборной власти, независимости судей. Но это была демократия, где формальное равенство перед законом стало ширмой для фактического имущественного и политического неравенства и где инакомыслие решительно подавлялось.

У янки не было обветшалой феодальной аристократии, и они смеялись над титулами и фамильными привилегиями. В романе Германа Мелвилла «Израиль Поттер» герой, американский фермер и моряк, попавший в Англию во время войны за независимость в Америке, при обращении к королю Георгу III никак не может заставить себя произнести «ваше величество». Ему трудно именовать английского дворянина «сэром». Но богатые землевладельцы Пенсильвании и купцы Массачусетса не уступали в спеси английским лордам.

По сравнению с Западной Европой Америка была обетованной землей религиозной свободы и терпимости. Но за несколько лет до рождения Франклина в Сэйлеме, совсем близко от его родного Бостона, судили и казнили несчастных «ведьм». Приверженцы различных религий жили своей изолированной жизнью, и в ней часто царил жестокий деспотизм священников и богатых прихожан. В религиозном ханжестве янки превзошли англичан. Первые борцы против национального угнетения, янки сами жестоко истребляли индейцев, в южных провинциях насаждали рабство.

Франклин вышел из этого народа фермеров и ремесленников, в основе своей свободолюбивого, смелого и трудолюбивого. Он вобрал в себя все лучшее, что было в складывающейся нации. Но в его личности преломились и противоречия ее буржуазного развития. С глубоким демократизмом в нем уживалось почтение к богатству и власти. Противник религиозных догм и обрядов, Франклин, по его словам, все же «никогда не сомневался в существовании бога, в том, что он создал мир и управляет им своим провидением». Противник рабства и борец за свободу народов, Франклин вместе с тем верил в особое назначение англосаксонской расы. Человек простой и симпатичный, Франклин иногда представал перед собеседниками и читателями как узколобый и плоский моралист.

Бенджамин Франклин родился в 1706 г. в Бостоне, главном городе колонии Массачусетс, в многодетной семье ремесленника-пуританина. Он не получил никакого систематического образования и был самоучкой. После двухлетней учебы в начальной школе мальчик был отдан учеником в типографию старшего сводного брата. Франклин рассказывает: «Мой брат был очень вспыльчив и часто бил меня, на что я немало обижался. Мне думается, что его суровое и тираническое обращение со мной вызвало во мне то отвращение ко всякой деспотической силе, которое сопутствовало мне на протяжении всей моей жизни».[75]

В эти годы складываются и другие главные черты характера Франклина: энергичность и напористость, исключительное трудолюбие и неутомимая жажда знаний. Он много читает, знакомится с образованными людьми, делает первые литературные опыты. Его отношение к религии в то время становится довольно критическим. 17 лет от роду Франклин уходит из родного дома и города. Он попадает в Филадельфию, главный город Пенсильвании, столицу квакеров, и работает там печатником. Через год по совету богатых покровителей он едет в Англию, чтобы лучше освоить ремесло и закупить оборудование для типографии. Ему обещаны рекомендации и деньги, но ни того, ни другого он не получает.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса"

Книги похожие на "Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Аникин

Андрей Аникин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Аникин - Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса"

Отзывы читателей о книге "Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.