Ефрем Сирин - Творения. Том 1

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Творения. Том 1"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 1" читать бесплатно онлайн.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век) родился в древнем месопотамском городе Нисивине и, приняв монашество, прославился высотой своей духовной жизни. Творения святого Ефрема еще при его жизни переводились на другие языки и даже читались в церквях после Священного Писания. Чтение молитвенных сочинений преподобного Ефрема существенно-спасительно для православной души.
Бесстрашие рождает юношеский помысел, а страх Господень и юных делает старцами.
Чти Господа, и не соблазняй мирянина. Подражай пророку Самуилу, потому что он и Богу угождал, и людей назидал. А сыны бесстрашия пали от меча.
Отважному юноше и старцу не придавай смелости делать неприличное. Ибо боящийся Господа попечется о людях Своих.
Благоговение при смиренномудрии и любви возносит голову монаха, и во время посещения его воссияет он (Прем. 3:7).
Ненависть или зависть под покровом благочестия — горькая вода в золотых сосудах. Вложи в нее древо жизни, и сделается сладкой, потому что древом услаждена была вода (Исх. 15:25), и все наветы коварного врага упразднены Крестом Спасителя нашего Иисуса Христа.
Любовь просвещает мысленные очи, а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает руку свою в нору к аспидам.
Что червь в дереве, то тщеславие в монахе; и что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом.
Не возносися, да не падеши и наведеши души твоей безчестие (Сир. 1:30). Ибо приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли (Пс. 146:6). Кто сам себя возвышает, — тот готовит себе бесчестие; а кто служит ближнему в смиренномудрии, — тот прославится.
Кто сердоболен к ближнему в день скорби, к тому и Господь всегда будет милосерд, потому что милостыня человека — как печать при нем.
Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым; потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи.
Во всех делах твоих, брат, поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7:39); не кичись и не ширься, но смиряйся; наказание нечестивым — огонь и червь.
Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно.
Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20:26–29).
Старейшину ли тя поставиша, не возносися, но буди в них яко един от них (Сир. 32:1). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчиненные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение.
Написано: Во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному. Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен (Притч. 14:28–29).
Будем молиться, чтобы сподобиться нам дарования, а сподобившись, невысоко будем думать о себе.
Если кто имеет попечение о братиях своих и преподает им вразумление и учение Господне, то душа его угодна будет Господу.
Кто пренебрегает жизнью своей, тот грешит пред Богом.
Не радуйся невежеству братий своих, потому что нет тебе славы в бесчестии.
Не завидуй успеху братий своих, ибо Писание говорит: Болши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща (3 Ин. 1:4).
Написано: Имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11:14).
Если брат сведущ, не печаль духа его, если живет он свято. Как Иаков к Сириянину Лавану, так и ты обрати к нему лицо свое.
Ты называешь себя сведущим? Пусть знают это по делам твоим. Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно.
Признаки доброй жизни в молодом монахе — смиренномудренное воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведет до конца своей доброй жизни.
Не принуждай брата своего пить вино до опьянения, хотя бы издавна он вкушал, ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара. Кроткого юношу да возлюбит душа твоя, и не возлагай на него бремени ему не по силам, чтобы спасти тебе душу его о Господе и получить неувядающий венец славы в явление Архипастыря.
Со всех сторон обнеси дом свой стеной, и не оставляй скважины в ограде, чтобы враг, войдя через нее, не разграбил дом твой и ты не стал виной твоей погибели.
Снабди нуждающегося, а не говори: «Он не имеет нужды», чтобы доброе вразумление впоследствии не приводило к скудости.
Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтобы не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии.
Послушаем, братия, того, кто говорит: Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем. А хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель. Корень бо всем злым сребролюбие есть (1 Тим. 6:8–10).
Из всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в этом случае не одолеют тебя лукавые бесы. Особенно смиряй душу свою пред Господом — и обретешь благодать. Ибо домы досадителей разоряет Господь (Притч. 15:25), и посади кроткия вместо их (Сир. 10:17).
Не поноси человеку обращающуся от греха… Не безчести человека в старости его: ибо и ты сам состареешися (Сир. 8:6–7).
Не оставляй в пренебрежении недужного, ибо написано: Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй его (Притч. 21:13).
Ненавистен в соседстве, кто переносит речи из дома в дом; муж же мудр безмолвие водит (Притч. 11:12).
Не входи в келью брата своего, не постучав прежде в дверь, потому что возмущение неприлично безмолвию.
Умный настоятель укрепляет души братий своей вразумлением и учением Господним, а пренебрегающий ими потерпит вред.
Оказывай честь старцам ради Господа и ради наиболее ведущих из братий.
Не приневоливай старцев к делу, потому что они сокрушили подвигами плоть юности своей.
Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести.
Человеку, который в силах работать, нехорошо есть хлеб в праздности, когда апостол говорит: без стужения вам себе соблюдох и соблюду (2 Кор. 11:9).
Написано: Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5:7). Не обижай ближнего под предлогом, что он не на месте стоит; церковь составляют не столпы, а люди; потому написано: горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце. Яко внезапу востанут угрызающии его, и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им (Авв. 2:6–7).
Кто строит себе дом неправдой, тот сооружает себе памятник, свидетельствующий о его любостяжательности, ибо святые возненавидели всякий неправедный путь.
Большая опасность — жить детям в монастыре, если нет там надлежащего управления. А кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен.
Немалый ущерб готовит себе пастырь, который спит вне овчего двора, потому что сон пастырей — радость волкам.
Если брат смиряется под руку твою, то разумей, что не тебя боясь делает это; и потому памятуй о Господе, для Которого и он терпит, и ты не должен озлоблять его.
Не домогайся прибыли, в которой есть вред для души, ибо что дороже души?
Бедный монах, который в смиренномудрии безмолвствует, лучше богатого монаха, который исполнен гордости и надменности.
Союза с братом не подтверждай клятвой, но имей с ним единомыслие в страхе Божием.
Смотри, монах, и желая угодить рассуждающим по-мирскому, не погуби жизни монашеской, но в страхе Божием пребывай целый день.
Ропотливый монах потерпит большой вред, а если все переносит он мужественно, то наследует он радость.
Не будем малодушествовать, возлюбленные, потому что нам не вечно жить в этой жизни.
Что ни сделает кто для Господа, — все это прибыток ему. Ибо брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. 6:13).
Если ты, монах, внимателен к самому себе, то, во-первых, себе тем сделаешь милость, а потом доставишь радость и любящим тебя, так как Премудрость говорит: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9:12).
Разумей, монах, что говорю; пусть не будет у нас внешне — благоговение, а в келье — роскошь, чтобы не уподобиться гробом повапленным (окрашенным), иже внеуду (снаружи) убо являются красны, внутрьуду (внутри) же полни суть костей человеческих… и нечистоты (Мф. 23:27). Ибо на всяком месте один Бог, Которому слава во веки! Аминь.
Смири помысел гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысел высокоумия прежде, нежели оно низложит тебя. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 1"
Книги похожие на "Творения. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ефрем Сирин - Творения. Том 1"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.