Ефрем Сирин - Творения. Том 2

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения. Том 2"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 2" читать бесплатно онлайн.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век) родился в древнем месопотамском городе Нисивине и, приняв монашество, прославился высотой своей духовной жизни. Творения святого Ефрема еще при его жизни переводились на другие языки и даже читались в церквях после Священного Писания. Чтение молитвенных сочинений преподобного Ефрема существенно-спасительно для православной души.
Что же царь и пророк Давид? Найдешь ли, чтобы имел он хоть какое-то упование на земле? Ибо кто проводил на земле жизнь более болезненную и скорбную? Кто возможет исчислить Давидовы опасности, скорби и сетования? Только хорошо потрудившиеся в изучении Писаний, и с добрым разумением прочитавшие книгу Псалмов, только они знают, что у праведника никогда не было недостатка в причинах к плачу: иногда постелю свою омочал он слезами; иногда же говорил: Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41:4); иногда забывал о вкушении пищи: яко забых, говорит, снести хлеб мой (Пс. 101:5) … и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Но для чего мне сказывать те скорби, которые описаны в псалмах его? Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непременно влечет нас во ад, и принуждает идти самым широким путем погибели. Поэтому, возлюбленные, чтобы враг не низложил нас забвением, неведением и леностью, и не низвел во ад, воспротивимся тверди верою (1 Пет. 5:9), и постыжденным бежит от нас бесстыдный змий. Ничто же так не одолевает и не низлагает его, как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Эти добродетели, как сказано ранее, — стрелы в сердце врагу. Ибо он принимает на себя личину всех добродетелей, как то: поста, бдений, нестяжательности. Если скажешь о посте, то он вовсе не ест. Если о бдении, то он совершенно пребывает неусыпным. А если кто скажет о нестяжательности, то он вовсе ничего у себя не имеет. Хотя и прекрасны, и весьма полезны эти добродетели, — разумею пост, бдение и нестяжательность, однако же, вселукавый диавол принимает на себя их личину и измышляет способы окрадывать тех, кто имеет эти добродетели, тщеславием, самомнением, высокомудрием. Но ничего не может он измыслить против смиренномудрых, потому что не может принять на себя личины этой добродетели. Смиренномудрие — Христова риза; и враг, будучи горд, бегает смиренномудрия, видя в смиренномудрых смирение Самого Христа, Который, по свойственному Ему человеколюбию, смирил Себя и принял образ раба. А человекоубийца искони, диавол, за гордость лишен Царства Небесного, и ею же низлагает превозносящихся. Подобным образом не может он ничего измыслить против покорных и послушных, потому что видит в них Владыку, Который, как говорит апостол: послушлив быв Отцу даже до смерти, смерти же крестныя. А он, будучи непокорен, преслушал Бога и удален от сопребывания с Ангелами. К облекшимся же в нелицемерную любовь никак не смеет он и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, виновника и подателя любви, как сказано в Евангелии: Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Поэтому боится враг облекшихся в эти добродетели и бегает их, потому что исполнен он ненависти, и сам есть изобретатель ненависти.
Итак, вместе с прочими добродетелями приобретем эти оружия, которых он не в состоянии иметь, то есть смиренномудрие, послушание, покорность, и сей в Боге насажденный корень — нелицемерную любовь. Ибо смиренномудрие, как сказано, Христова есть риза. Поэтому, кто приобрел оное, тот уподобился Смирившему Себя и Принявшему образ раба. Послушание, а также и покорность, доставляют ту же славу принявшим их на себя от всего сердца, потому что покорность приводит в порядок неумеренную попечительность; послушный, убедившись, что предел послушанию полагает только смерть, ничего не предпочитает ему, но, как сказано, делается в нем подражателем Христу, Который послушлив был Отцу даже до смерти. И любовь — непреоборимое оружие на диавола, потому что Бог любы есть, и пребываяй в любви, как сказано, в Бозе пребывает (1 Ин. 4:16). Нет ничего досточестнее этих добродетелей, потому что в них весь закон и пророцы. Итак, возлюбленные, употребим старание, чтобы преуспеть в этих добродетелях, и низложим всю силу диавола, презирая суетную славу, а равно и бесчестие, как учит апостол, говоря: оружии правды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохвалением; яко лестцы, и истинны (2 Кор. 6:7–8). Таковы были апостолы: пренебрегали всякой человеческой славой, все в веке сем вметали (бросали) они в уметы (навоз), ничего не предпочитая любви Божией, но, соблюдая единодушие во всем прекрасном и имея мир и любовь друг к другу, разрушили чрез это все козни диавольские, и сокрушили всякую злобу врага; не убоявшись гнева царей и мучителей, своим согласием и миром привели в бездействие и совершенно уничтожили все диавольское беснование; храня между собой мир, — отразили диавольские брани; ниспровергнув всякое идолобесие, — в ничто обратили все диавольские наругания (бесчестия); будучи невеждами, — посрамили философов; недействительными сделали определения советодателей и основали Церковь, водрузили жертвенник, показали нам путь на небо, засеяли вселенную словом спасения. Во всем же этом преуспели святые не телесной крепостью, не действием оружия, но любовью к Богу и к ближнему, взаимным между собой согласием и миром; ибо ничего нет выше любви и мира. За эти-то добродетели и сподобились они такой славы: наименованы друзьями и братиями Господними. Ибо некогда Господь сказал им: Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам (Ин. 15:14). А по воскресении говорит женам: Возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят (Мф. 28:10). Поэтому и в пакибытие Владыка обещал им сидение на двоюнадесяте престолу, и сказал, что поставит их судиями обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19:28).
Итак, возлюбленные, будем и мы следовать их учению, подражать их добродетелям, твердости в правой вере, искренней надежде на упокоение в будущем веке, нельстящей любви к Богу и ко всем, их смиренномудрию, терпению, негневливости, безмятежию, рассудительности, нетщеславию, сострадательности, сердоболию, терпеливости, кротости, безмолвию, несребролюбию, воздержанию, тщательности, ревности к добродетелям, послушанию, постоянству, готовности на скорби, опасности и искушения; кроме же всех этих перечисленных добродетелей, — единомыслию и союзу единения, чтобы при помощи всех этих добрых дел избавиться нам диавольских злоухищрений, обмана и прелести, избежать геенны, червя неусыпающего, плача, скрежета зубов и тьмы кромешной, сподобиться же вечного и бессмертного света в упокоении и вечной радости Господа нашего Иисуса Христа, там, откуда бежали печаль, болезнь и воздыхание, где нет противовоюющего диавола, где не видно ни обидчика, ни обидимого, где нет смерти и бедствий, но есть веселие и вечное радование. Этого возжелаем, этому поревнуем, это постараемся приобрести житием своим в мире. Поспешим, ускорим шествие, пока ещё день, пока не застигла нас нескончаемая ночь, пока не заключены двери: уясним (проясним) светильники душ наших убелением чистоты, чтобы вместе с владычественным Бессмертным Женихом, радуясь, войти в небесный Его чертог. Вверенную же нам одежду святыни постараемся соблюсти неукоризненной, чтобы Владыка узнал дар Свой, сохраненный нами чистым и неоскверненным, и чтобы услышать нам оный блаженный глас Владыки: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25:34); и ещё: добре, рабе благий и верный! о моле Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа (Мф. 25:23), о Христе Иисусе Господе нашем, Ему слава и держава ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
О вооружении монаху
Такое вооружение должен приобрести себе желающий подвизаться ради Христа, чтобы ему быть в состоянии противостоять диаволу и благоугодить пред Спасителем нашим. Какое же это вооружение? Слушай, монах.
Вместо брони восприми подобную горчичному зерну веру в Единосущную и Нераздельную Троицу. Ибо горчичное зерно совершенно округло, не имеет ни расщеплений, ни углов, но совершенно кругло и как бы самодвижно. Ее-то (такую веру) приобрел верховный апостол Петр и, исповедав Христа Сыном Бога Живаго, приял ключи Царства Небесного. Это-то совершенное вооружение приобрети и ты, брат мой, чтобы получить тебе дарование, как научил Господь, говоря: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам (Мф. 17:20). Видишь, как имеющий веру сподобился дарования? Ему дается дарование — дух разумения, ибо, когда кто уверует, тогда уразумеем (Ис. 7:9). Дарование — не осуждать ближнего; потом — слово премудрости; потом — дарование исцелений, потому что врачует немощных в вере и восставляет падших сердцем; ибо вся же сия действует един и той жде Дух (1 Кор. 12:11). Иные имеют веру, но не имеют дел; это — не вера, потому что мертва, ибо сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2:21). Кто имеет веру и делает дела веры, — в том вера, как самодвижное горчичное зерно. Ее приобрети, брат мой, и будь здрав и невредим в вере, горя произволением в заповедях Спасителя нашего, чтобы и тебе услышать от Него: добре, рабе благий и верный… вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:23). Благим наименовал его Господь за дела, а верным — за веру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 2"
Книги похожие на "Творения. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ефрем Сирин - Творения. Том 2"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.