Антон Чехов - Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902"
Описание и краткое содержание "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902" читать бесплатно онлайн.
Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах — первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.
В шестнадцатый том Полного собрания сочинений вошли статьи и заметки Чехова от первых лет его литературной деятельности до последних. Это театральные рецензии и заметки о бенефисах; циклы злободневных фельетонов «Осколки московской жизни» и очерков о судебном процессе — «Дело Рыкова и комп.»; некрологи — о путешественнике Н.М. Пржевальском, о проповеднике В.А. Бандакове, о враче З.М. Линтваревой; произведения историко-медицинского характера — заметка «От какой болезни умер Ирод?» и незаконченное исследование «Врачебное дело в России»; наконец, документы врачебной и общественной деятельности Чехова.
Охотницкие заговоры и молитвы. Стр. 334.
Заговоры и обереги от пьянства. Стр. 341.
Заговоры от порчи и колдунов… 5) Заговор от порчи. Во имя о<тца> и с<ына> и св<ятого> д<уха>, аминь. Сей заговор не на час, не на день, не на м<еся>ц, не на год, а на весь век и на всю жизнь, аминь, аминь, аминь, над аминями аминь. Во имя о<тца>, и с<ына>, и св. д<уха>. От бога святые чудотворцы, преподобные отцы и мученики в море и возмутися море от облака, сыдоша с моря на тридесять поприщ окаянных, нечистых духов, бесов проклятых, видения дьявола. О них же вопрошая их, святые чудотворцы, преподобные отцы и мученики Нифонт и Мароф, Киприан, Иустиния, Конон Исаврийский и Димитрий Ростовский, что вы за бесы проклятые пришли молитвою Христовою? Иже рекоша: мы проклятые и духи нечистые дети сатаны, князя адского, и прочих вопросиша святые и великие чудотворцы и преподобные отцы и мученики и рече им: по что есть нечистые духи пришли? Они же рекоша: пришли есть мучить род человеческий христианский, кости ломити, разум и чувство расшибати, болезни и недуги предавати, пакости и вред творити, сердце щемити, в тоску и в печаль вдавати, всего расслабляти[94], владение отнимати, разные козни действовати, губити и к смерти приводити, кто без молитвы ходит, пьет, ест и что берет и кто на пирах и свадьбах бывает, тот наш род и дом, в того вселяемся, гнездаяся живем, в того нас и колдуны сажают, и посылают; и возмолятся сии св. великие чудотворцы, преподобные отцы и мученицы Н<ифонт> и М<ароф>, К<иприан>, И<устиния>, К<онон> И<саврийский> и Д<имитрий> Р<остовский> богу о болящем рабе и<мя> р<ек>, господи (трижды), избави род человеческий от сей мучительной болезни, порчи. Господь, услыша молитву их, посла им св<ятой> крест на прогнание, Мих<аила> Архангела, ангела Авоида, Илию пророка и Ник<олая> Чудотворца и учнут вас разными муками мучити, мечами и жезлами железными бити, и стрелами поражати и дающе вам ненавидящих по тма тем ран и ударов на день, они же начаша вопити, великим гласом молитися святым чудотворцы Н<ифонт> и М<ароф>, К<иприан>, И<устиния>, К<онон> И<саврийский>, Д<имитрий> Р<остовский>, Мих<аил> Арх<ангел>, ангел Ав<оид>, Илья Пр<орок> и Ник<олай> Чуд<отворец>; не мучите нас, и отпусти нас в гульбище наше, и где мы ваше святое и великое имя услышим, от того раба и<мя> р<ек> побежим, от роду его и от храмины его, никакими кознями не прикоснемся за тридевять поприщ; и вопрошая их св<ятые> и великие чудотворцы, ангелы и архангелы имена назваши, у нечистых духов, как нареченный, первый рече: имя ми есть Трясун. Не может человек согретися в печи, и тоже падаю, роняю, припадки разные навожу; и той буде проклят самим господом нашим И<исусом> X<ристом> и святыми отцами аминь. Вторый рече: имя ми есть Огненный. Как разжигаются дрова смолистые в печи, так разжигаю всякого человека сердце, главу; и той буде проклят… Третий рече: имя ми есть Сухотный. И той ложится у человека у сердца под ребром и в боку, аки камень взымает, вздохнуть не даст, с души мечет сердце, сосет и щемит, всего крушит, мучит и сушит, на петит нет; и той буде… Четвертый рече: имя ми есть Безумный. Творю, забывает ум, счет не по порядку, не знает людей, с ума сбродит, не пьет, не ест, так и одуреность творю; и той буде… Пятый рече: имя ми есть Давотной. К горлу приступает, хрипит, кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает и зажимает, есть не дает; и той буде… Шестой рече: имя ми Пухотной. Надымаю у человека брюхо, аки пузырь говяжий, душу занимаю, проговорить не даю, тяжкость делаю; и той буде… Седмый рече: имя ми есть Ломотный. Ломлю и стреляю у человека кости, главу, руки, ноги, поясницу и спину, грудь и везде, аки древо сырое ломит; и той буде… Осмый рече: имя ми есть Сухой и Потаенный. В человеке кости и всего сушу, сам таюсь и креплюсь, и тот человек аки древо засыхает и погибает; и той буде… Девятый рече: имя ми есть Беснующий, Припадочный и Родимечно. В человеке сижу, мучаю, с места на место перехожу, кличу, плачу, пугаюсь, божьего всего не люблю, в обмороки и в припадки ударяю, разные действия и зло творю, бьюсь, расшибаю; и той буде… Десятый рече: имя ми есть Расслабленный. У человека ноги отнимаю, ходить не даю, члены расслабляю, корчу жилы ручные и ножные, главу ломит, сердце щемит; и той буде… Одиннадцатый рече: имя ми есть Пьяный и Распутный. Человека в запой и пьянство распутство и на блуд понуждаю, в тоску и грусть, задумчивость привожу, в нощи спать не даю, беси приступают, во очах визжат и на месте не уснет; и той буде… Двенадцатый рече: имя ми есть Смертный и сильный начальник нечистых духов над человеками, страшный мучитель и погубитель в человеках. Силяюся, мучаю, морю, гублю, разные пакости и зло творю, все ругаю, горжусь, ненавижу, во чреве детей гублю, похоть, плоть и уду владение отнимаю, ничего не боюсь, всякую святыню принимаю, крепкий до смерти, вон из рабы не выхожу; и той буде всех проклятий, изыди вон, аминь. И прочие многие рече имя нам. Многие есть нас родов и пакостники разные нечистые духи, проклятый скрадены, бесы, дьяволы, демоны окаянные и прочие разные неисчислимые, ведомые и неведомые пакости, зло и действия творим; и тии все будете… Побежат все ненавидящие нечистые духи от роду Христа, от роду раба божия и<мя> р<ек>, призову на нас архангелов, ангелов, херувимов, серафимов, престолов, господств, властей, силов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, праведников, угодников и всех святых, а сира сего ошире, аминь. Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест царем держава, крест верным утверждение, кр<ест> ангелам слава, кр<ест> бесам прогонитель и язва. Крест порченным и больным избавление и исцеление. Главе, груди, сердцу и животу, рукам, ногам, телу, составам, костям, жилам, удам, частям, членам, крови, чувству и всему человеку на исцеление, самим господом И<исусом> X<ристом>, Михаилом, Авоидом, Илиею, Николаем, Нифонтом, Марофом, Кипр<ианом>, Иуст<иниею>, Каноном, Димитрием и всеми св<ятыми> твоими господи И<исусе> Х<ристе> сыне божий, помилуй грешного раба б<ожьего> и<мя> р<ек> аминь, аминь, аминь. (Из рук<описной> тетрадки Книголюбова).
Стр. 345. Наговоры на рыбную ловлю. Стр. 348.
Заговоры от лихорадки. 1) От трясцы. Писать поровну на бумаге три имени: Анфака, Иугалы, Фатулей. (Из старинного лечебника, доставл<енного> свящ<енником> А. Колпиным из с<ела> Пингищей, Холмог<орского> уезда). 2) От лихорадки или дрожжалки. Больной, если хватит силы, идет в лес, находит осину, кланяется ей и говорит: «Осина, осина, возьми мою тресину, дай мне леготу!». После того перевязывает осину своим поясом. (Шенк<урский> уезд). 3) То же. «Мать ты моя вечерняя звезда, жалуюсь я тебе на 12 девиц Иродовых дочерей». Заговаривают по вечерним зарям, заговор читают по 3 раза, отплевывая после каждого в левую сторону с словами: «Покуда я плюю, потуда б рабу и<мя> р<ек> хворать. (Из очерков поверий. Обр<яды>, прим<еты> и гад<ания> в Ворон<ежской> губ<ернии>. Свящ<енника> маг<истра?> Федора Никонова). 4) От лихорадки. Молитва от святого Силиния и Сихайла и четырех евангелистов: Иоанна Бог<ослова>, Марка, Л<уки> и М<атфея>. Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Силиний и Сихайло и зрит (с?) святым Силинием в море: возмутилася вода под небесем, взыдоша из моря 12 жен простовласых, и окаянных видением их диавольским, и вопрошали их св<ятые> С<илиний> и С<ихайло>: что есть за жены? и он рекоша ему: а мы есмы трясовицы и дщери Ирода царя. И вопрошает их св<ятой> С<илиний> и С<ихайло>: «Окаяннии диаволи! Почто ести семо пришли?» И они рекоша ему: «Ми есмы пришли мучити христианскаго роду: аще хто перепьет, того мы мучим; аще хто завтрену воскресенскую проспит, богу ее не молит, в праздники честные блуд творит, не чист ходит, рано пьет и ест, то ваши (наши) угодники». И помолился св. С<илиний> и С<ихайло>: «Господи! (bis)! Избави род человечь от окаянных диаволей!» И услыша господь б<ог> молитву и посла к ним Силиния и Сихайла и четырех евангелист: Матф<ея>, Л<уку>, М<арка>, И<оанна> Б<огослова> — и веле мучити их дубцы железными и дати им по три тысячи на день ран. И они (оне?) рекоша и начаша молитися: святии великие С<илиний> и С<ихайла> и 4 евангел<иста>: Мар<к>, Л<ука>, М<атфей> и И<оанн> Б<огослов>! не мучьте нас! Где ваши имена святые да слышим, и не противимся ни в коем роде, в мужском и женском, — и мы того роду, мужеского и женского бегаем за тридевять поприщь. И вопрошает их св<ятой> С<илиний> и С<ихайло> и апостоли, 4 евангелиста, что ваши имена? Едина рече: мне имя Огния: коего человека поймаю, тот ч<елове>к разгорится, аки пламень в печи, так же я разжигаю всякого человека. Вторая рече: имя мне Ледиха: я коего ч<елове>ка поймаю, тот ч<елове>к не может в печи согреться. Третья рече: мне имя Желтая — аки цвет дубравный. Четвертая рече — мне имя Глохня: к<ото>рого я поймаю, тот ч<елове>к может быть глух быти. 6-я рече: мне имя Юдея: коего я ч<елове>ка поймаю, тот ч<елове>к не может насытиться многим брашном. 7-я рече: мне имя Корчея: коего человека поймаю, тот ч<елове>к корчится вместе руками и ногами, не пьет, не ест. 8-я рече: мне имя Грудея: к<ото>рого ч<елове>ка изловлю, лежу на грудях и выхожу храпом внутрь. 9-я рече: мне имя Проклятая: коего ч<елове>ка поймаю, лежу у сердца, аки лютая змия, и тот человек лежит трудно. 10-я рече: мне имя Ломеня: аки сильная буря древо ломит, тако же и аз ломаю кости и спину. 11-я рече: мне имя Глядея: коего ч<елове>ка поймаю, тому ч<елове>ку сна нет, и приступит к нему, и мутится. 12-я рече: мне имя Огнеястра: коего ч<елове>ка поймаю старого, тот не может жив быть. Молитвами св<ятых> апостол, ангел, С<илиния> и С<ихайло> и 4-х еванг<елистов>: Матф<ея>, М<арка>, Л<уки> и И<оанна> Б<огослова>, царь славы И<исус> X<ристос> ника (?) — Крест хранитель вся вселенныя. Кр<ест> — красота церковная, кр<ест> — царев скипетр, кр<ест> — князем держава, кр<ест> — верным утверждение, кр<ест> — бесам язва, кр<ест> — трясовицам прогнание; прогонитесь от раба б<ожия> и<мя> р<ек> всегда и ныне и присно и во веки веков аминь. А говорити сия молитва трижды над главою больного, положа крест в воду на блюдо, и та вода пити, давати больному. (См. Пермский сб<орник>). 6)…Первая рече: имя мне есть Женнохолла и Трясовица: трясу всякого ч<елове>ка, что не может согретися в печи, я же жар и хол велик творю, озноб, подир и свербу творю. Та буде… Вторая рече: имя мне Перемежающая и дневная: мучаю ежедневно, двухдневно, трехдневно, четырехдневно и недельно, месячно, да я же перемежаюсь разными и недознанными болезнями, и немощами человека мучаю, и разные хвори, недуги и убожествы всякия навожу и все на свети бывшие и небывшие новые болезни творю и открываю. И та буде… 3-я рече: Имя мне Безумная: с ума сбродит, заговаривается, все мелет, говорит, что попало, не знает людей[95] и спит много и мало, не пьет, не ест, в нощи и на месте спать не даю. Беси, девицы и бабы приступают все, во очах видется и представляется, я же в голове сижу, главу разбиваю, мозги ворочаю, ум мешаю, непорядок, дурь, припадок, и как беснующую творю, шум и лом главе, и слепоту и сны разные, и многия пакости навожу. И тая буде… 4-я рече: имя мне есть Переходная: перехожу у человека по различным местам с места на место, ломлю кости, спину, поясницу, главу, руки, ноги; ною, свербю, мощу, ложусь у человека под ребром (lien?), у сердца, поясницей, в боку, в живот, аки камень или перок возымаю, вздохнуть и стоя кашлять и проговорить не даю, с души мечу, душу занимаю, и зажимаю, кашель и одышку творю, сердце щемлю и томлю, и сосу, сушу крушу ч<елове>ка; тоску, скуку, печаль, заботу, невеселие творю, аки бес претворяю. И та проклята… 5-я рече: имя мне Скорбная: ч<елове>ку разные немощи, недуги, хворости, убожествы, вреды, скорби и болезни всякие творю внутри и наружи и я же подобны порчи всякой делаю. И тая буде… 6-я рече: имя мне есть Расслабея: расслабляю ч<елове>ка, аки мертва, немеют и дрожат все члены и суставы я же отнимаю, ход и владения бесчувствия ногам и рукам, корчу руки, ноги, жилы, и свожу, немоту и косноязычие творю, ум, память и чувство отнимаю, и многие пакости творю… И та буде… 7-я рече: имя мне есть Пухлая[96]: Надымаю и разростаю у человека брюхо, аки пузырь говяжий; ноги и все тело отекает и опухает, желчь напускаю, душу занимаю, кашель и чахотку творю, гноение и запор делаю. И та буде… 8-я рече: имя мне Тайная[97]. Разные скорби и невиданные творю, я же хитрая, мудреная, неисповедимая, недознаемая, несказанная, неизвестная. Никто не может меня познати и доведатися и болезни, мною творимой, никаких врачевств прибрати, исцелити, я же лекарств божества и ничего не боюсь, сама желаю, прошу все, что хочешь, принимаю и сижу, я же самая сильная, крепкая, таюсь, кроюсь, креплюсь, перехожу и творю, что бесы творят, только от сего заговора изыду. И тая буде… 9-я рече: имя мне Белая: (горячка?) жар и огонь велик в человеки навожу, безумие, беснование, припадки, обморок творю, все в очах, в голове разной видении и слухи преставляю, ум, память, брожу, плачу, смеюсь, кричу, говорю, падаю, силу, дерзость, боязнь, страх, пугание, бессоние, мечты, бред, пустование (?) и глаголы неверные навожу, и прочие казни творю. И тая буде… 10-я рече: имя мне есть Противна: ничего не навижу, не терплю, не люблю, ч<елове>ку во всем надоедаю, против всех горжусь, грублю, ненавиствую, злюсь, бранюсь, все в постыл день, нехотение, нежалость и зависть, и в смех привожу, в позор, и брань и смех навожу. И та буде… 11-я рече: имя мне есть Причудница: в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь, прихочу, причужаю всего, пить и есть хочу, а иногда не хочу, избавления всякого бегаю, ненавижу ч<елове>ка, отвращаю, отговариваю, в очах сама являюсь женским образом… (не разобрано слово), сны разные навожу, человека давлю, душу, и многие действия и козни творю. И та буде… 12-я рече: имя мне Смертная[98]. Та буде всех проклятий на болящим человеком страшная, плясовица, и представница, и угодница Ирода царя, та усекнула главу Иоанна Предтечи и принесла пред царем на блюде. Она же в человеки сидит, до смерти мучает разными муками и болестями, к смерти, пагуби и бедствию разному приводит, всякого божества боится, а иногда и желает творить подобно порчи и беснуёмому. Та буде всех проклятий самим господом… Стр. 355.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902"
Книги похожие на "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антон Чехов - Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902"
Отзывы читателей о книге "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902", комментарии и мнения людей о произведении.