» » » » Самуил Штутман - Дивизия имени Дзержинского


Авторские права

Самуил Штутман - Дивизия имени Дзержинского

Здесь можно скачать бесплатно "Самуил Штутман - Дивизия имени Дзержинского" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство 9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Самуил Штутман - Дивизия имени Дзержинского
Рейтинг:
Название:
Дивизия имени Дзержинского
Издательство:
9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-24543-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дивизия имени Дзержинского"

Описание и краткое содержание "Дивизия имени Дзержинского" читать бесплатно онлайн.



Октябрьская революция, братоубийственная Гражданская война, страшная Великая Отечественная, напряженное послевоенное время. Защита завоеваний революции, война в тылу с внутренним врагом, борьба с послевоенным бандитизмом, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, поддержание правопорядка, предотвращение межнациональных конфликтов, специальные операции по борьбе с терроризмом. Все это – долгие годы существования и вехи славного пути самого известного соединения внутренних войск – дивизии имени Дзержинского Внутренних войск МВД РФ. На счету бойцов дивизии сотни уничтоженных бандитов, десятки взятых в плен и ликвидированных полевых командиров чеченских сепаратистов, участие в подавлении бунта в Сухумском следственном изоляторе и в освобождении заложников «Норд-Оста», а также множество иных специальных операций.

Зародившись в годы Гражданской войны как автобронеотряд особого назначения (ОСНАЗ), дивизия НКВД железным щитом встала на пути рвущихся к столице немецких войск, а позднее очищала тылы действующей армии от шпионов и диверсантов, от бандитов и националистов. В настоящее время отдельная дивизия оперативного назначения (ОДОН) является мощной силой по охране конституционного порядка в нашей стране.






Из Положения ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.


«28 октября 1918 г.

...7. Всероссийская чрезвычайная комиссия и все местные чрезвычайные комиссии имеют право на организацию при себе особых вооруженных отрядов...

Все отряды Всероссийской чрезвычайной комиссии и местных чрезвычайных комиссий находятся под контролем и на учете Революционного Военного Совета Республики[3].

Как видно из приведенных документов, определение «особый» используется, чтобы подчеркнуть значение и важность силы, к которой оно относится.

Стоило легендарному Автоброневому отряду ВЦИК, прошедшему с боями десятки тысяч километров по фронтам Гражданской войны, влиться в конце 1920 г. в состав войск внутренней службы республики, как он преобразуется в Автоброневой отряд особого назначения. Правда, ненадолго. Об истории и боевом пути этого отряда, поскольку он стал родоначальником первого мотострелкового полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского, мы и начнем наш рассказ.


24 февраля 1918 г. было принято постановление Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), на основании которого в г. Петрограде при ВЦИК формируется Автобоевой отряд. Инициатором этого решения выступил Я.М. Свердлов, который 21 февраля 1918 г. на заседании Петроградского Совета в связи с начавшимся наступлением германских войск был избран председателем созданного Комитета революционной обороны Петрограда. Этому предшествовали меры, принятые после Октябрьской революции в области обороны республики, в первую очередь декреты об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (15(28) февраля 1918 г.) и декрет-воззвание СНК «Социалистическое Отечество в опасности!» (21 февраля 1918 г.).

Само название – АБО – свидетельствовало о военном характере данного формирования и его значении. Приняв решение о создании АБО, Президиум ВЦИК предписал соответствующим учреждениям «выдать открытые автомобили» определенной мощности «для спешно формирующего 1-го Автобоевого отряда ВЦИК С.Р., С. и К.Д.» (Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов), предупредив, что «за отклонения от исполнения сего или скрытие автомобилей виновные будут привлекаться по всей строгости военно-осадного положения»[4].

Задача АБО – охрана Смольного, обслуживание аппаратов ВЦИК, Совнаркома, в ряде случаев и ВЧК. Первоначальный состав – 11 человек. В «Известиях» публикуется объявление о том, что Автобоевому отряду требуются шоферы и пулеметчики. В отряде тогда имелись две бронемашины типа «Остин», пара грузовиков «Фиат» («Тигр»), пулеметы «максим». Экипажи и обслуживающий персонал – люди разных национальностей (латыши, венгры, поляки, русские). В дальнейшем, когда численность отряда возросла, изменился национальный состав[5]. Это был дружный многонациональный коллектив. Техника иностранная, и обслуживать ее могли люди технически грамотные и опытные, в основном солдаты-автомобилисты, революционно настроенные, добровольно изъявившие желание служить новой власти.

С первых дней существования АБО пришлось выполнять ответственные боевые задания и отдельные поручения руководства страны. Одним из важных таких поручений было обеспечение безопасности при переезде правительства из Петрограда в Москву. В новой столице Автобоевой отряд разместился в Кремле в Потешном корпусе. Он участвует в операции ВЧК по разоружению анархистских боевиков, подавлении левоэсеровского мятежа, сопровождает литерные поезда. Когда в марте 1919 г. председатель ВЦИК Я.М. Свердлов выехал в Харьков для участия в работе III съезда КП(б) Украины и 3-го Всеукраинского съезда Советов, его поезд сопровождали автобоеотрядцы: Карл Буш, Михаил Базанов, Ян Гроссман, Михаил Венярчик, Николай Волков, Георг Зейбарт, Карл Тимм, Александр Афанасьев, Петр Соболев, Михаил Анисимов, Арнольд Либек, Станислав Зеленкевич[6]. То была последняя предсмертная поездка Свердлова. 25 марта 1919 г. Президиум ВЦИК, рассмотрев заявление АБО, принял решение:

«Постановление 1-го Автобоевого отряда о его переименовании в память Я.М. Свердлова в 1-й Автобоевой отряд имени т. Я.М. Свердлова ВЦИК утвердить».

В апреле 1919 г. сопровождали поезд уполномоченного Совета Обороны Л.Б. Каменева. Во время нахождения в Екатеринославе на имя начальника отряда Ю. Конопко пришла телеграмма («военная, вне очереди»): «Получили предписание Президиума немедленно выделить треть отряда на фронт. Технический состав такой: один броневик, один полутанк, полученный из Одессы, и два мотоцикла с пулеметами. Принимаем меры. Желательно ваше мнение. Вызывайте по прямому проводу. Ждем ответа. Зеленкевич»[7].

В Предписании ВЦИК в связи с отправкой на фронт добровольцев АБО от 17 мая 1919 г. говорилось:


«Предписывается всем добровольцам Автобоевого отряда ВЦИК имени Свердлова, желающим отправиться на фронт, немедленно сформировать отряд в составе одного танка, броневика, двух пулеметных мотоциклов и одного грузовика и отправиться в действующую Красную Армию в распоряжение военного командования.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет надеется и уверен, что все как один человек покажут полную самоотверженность и преданность делу революции и своим примером воодушевят всех действующих на фронте против врагов Советской власти.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предписывает соблюдение строжайшей революционной дисциплины и порядка.

За председателя ВЦИК В. Аванесов Секретарь ВЦИК А. Енукидзе»[8].


Началась фронтовая эпопея Автобоевого отряда. Возник вопрос о дальнейшей его судьбе: сохранить или передать целиком Красной Армии. Было принято решение об утверждении нового статуса АБО. 22 августа Президиум ВЦИК принимает постановление:


«Автобоевой отряд имени Я.М. Свердлова формируется как автобоевая единица и находится при ВЦИК в полном распоряжении Президиума.

1. Все боевые части отряда могут быть передаваемы в распоряжение Народного комиссариата по военным делам, но сохраняют название части, и при передвижении с одного фронта на другой [об этом] сообщается во ВЦИК.

2. Откомандированные в распоряжение военного ведомства боевые части отряда находятся в полном распоряжении и подчинении военного командования и на полном довольствии.

3. Семьи красноармейцев приравниваются ко всем другим и пользуются одинаковыми льготами, как и семьи всех красноармейцев.

4. Легковые машины Автобоевого отряда имеют свободное передвижение на всей территории РСФСР»[9].


О боевой и служебной деятельности АБО свидетельствуют документы, воспоминания, очерки, статьи[10]. Мы ограничимся некоторыми не публиковавшимися ранее материалами, дополнив их своими комментариями.

О людях Автобоевого отряда, их боевых подвигах и драматических судьбах можно писать отдельную книгу. В АБО некоторое время состояли шоферы Степан Гиль и Сергей Тихомолов. Первый, как известно, возил председателя Совнаркома В.И. Ленина. Правда, числился С.К. Гиль в отряде недолго[11]. Сергей Тихомолов был шофером Ф.Э. Дзержинского. В АБО он состоял с февраля 1919 г., но вскоре переведен в ВЧК[12]. В своих воспоминаниях «Восемь лет с Дзержинским» он пишет:

«Моя первая встреча с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским состоялась 27 мая 1918 г. Прежде чем я приступил к работе шофером на машине „Паккард“ в ВЧК, меня вызвали к нему на беседу.

Когда я вошел в кабинет, навстречу мне из-за стола поднялся высокий худой человек с умными проницательными глазами. Одет он был очень скромно: солдатская гимнастерка и брюки, заправленные в сапоги.

– Здравствуйте! – сказал он. – Как вас зовут?

– Сергей Тихомолов.

– А я Дзержинский.

Я тогда еще не знал, кто такой Дзержинский.

Феликс Эдмундович расспросил меня о моей предыдущей работе и сказал, что я буду обслуживать членов президиума ВЧК.

– Работать придется в три смены. Подберите себе помощников. О жилье для вас позаботится Абрам Яковлевич Беленький.

Мне выдали продовольственную карточку: на хлеб, на завтрак, обед и ужин. Хлеба давали 100 граммов в сутки, завтрак состоял из двух маленьких лепешек и стакана чая, в обед – суп или щи из конины, на второе – тушеная конина с соусом из отрубей, а на ужин – опять две лепешки с чаем...»[13].

Далее он рассказывает о мятеже левых эсеров в Москве, задержании Дзержинского мятежниками, о его пребывании на Юго-Западном и Западном фронтах, отношении к детям.

Новая власть, ее органы защиты, вооруженные силы рождались в борьбе, поэтому были ошибки, неудачи, перегибы, жестокость. Но были и смелость, энтузиазм, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи. Все это сплачивало, вдохновляло и давало силы при скудном питании, нехватке продуктов, обуви, одежды, лекарств, оружия... Люди боролись, переносили голод, холод, болезни, терпели лишения, мирились с невзгодами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дивизия имени Дзержинского"

Книги похожие на "Дивизия имени Дзержинского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Самуил Штутман

Самуил Штутман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Самуил Штутман - Дивизия имени Дзержинского"

Отзывы читателей о книге "Дивизия имени Дзержинского", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.