» » » » Олег Гончаренко - Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы


Авторские права

Олег Гончаренко - Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Гончаренко - Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Гончаренко - Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы
Рейтинг:
Название:
Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-9533-1620-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы"

Описание и краткое содержание "Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы" читать бесплатно онлайн.



Русский Императорский флот не погиб в 1917 году. Его лучшие представители, офицеры и адмиралы, встали на защиту империи. На Балтийском, Черном, Каспийском и Баренцевом морях, на Онежском и Ладожском озерах, на Волге, Каме, Шилке и Ангаре были созданы эскадры и флотилии, на судах которых, как прежде, взвился Андреевский флаг. Новая книга военного историка О. Г. Гончаренко повествует о жизни русских моряков, их участии в Гражданской войне и их судьбах после ее окончания. Русский морской офицер на берегах Тигра, Евфрата и Хуанхэ, в знойных портах Бизерты и Александрии, на рейдах Шанхая и Сингапура даже в те непростые годы оставался в глазах иностранцев символом стойкости, высокого профессионализма и благородства.






Но память о той частичке русской жизни жива. После спуска Андреевского флага в 1924 году богослужебные предметы из корабельного храма с «Георгия Победоносца» были перенесены в квартиру на rue Anjou, ибо русское корабельное имущество распродавалось французами по бросовым ценам того времени. Утварь одной из походных церквей бывший флотский протоиерей о. Николай Венецкий в 1924 году перевез в свой новый приход во французском городке Крезо, посещаемый русскими рабочими, работавшими на местном артиллерийском заводе. Разъехавшиеся морские офицеры продолжали понемногу устраивать свою жизнь, кто в Африке, а кто на северо-американском Западном побережье. Кого-то судьба привела в порты Египта, а иные очутились в Юго-Восточной Азии. Судьба так сильно разметала русских из Бизерты по разным уголкам мира, что, казалось, нарушилось их былое единство и верность традициям.

Впрочем, память о святом Павле, покровителе флота, сохранилась у моряков почти повсеместно. Контр-адмирал Николай Николаевич Машуков от всего сердца пожертвовал в парижский собор Святого Александра Невского редкую икону, изготовленную в виде несущегося по волнам корабля с тремя парусами, на коих изображены святые покровители флота; Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский, апостол Андрей Первозванный и исповедник Павел Цареградский. Состарившийся на чужбине, один из офицеров-бизертинцев с горечью писал: «Наша смерть унесет в небытие все вековые традиции бывшего Морского корпуса — колыбель офицеров Императорского флота, жизнь и воспитание целых поколений…»

Глава тридцать первая

Посьет

Последняя эвакуация Белого флота

В дни, когда будущее Русской эскадры в Тунисе было еще не столь очевидным, из дальневосточного порта Посьет в ненастный октябрьский день вышла еще одна эскадра, под командованием контр-адмирала Старка. Завершалась белая борьба на территории России. Еще в конце января 1920 года некоторые из собранных во Владивостоке кораблей Сибирской эскадры под командованием контр-адмирала Михаила Александровича Беренса (командующего морскими силами во Владивостоке при Приамурском губернаторе генерале Розанове) были объединены в Отряд особого назначения, составленный из крейсера «Орел», посыльного судна «Якут» и ледокола «Байкал». Отряд ушел в Японию, где части команд кораблей остались на берегу. Ледокол «Байкал» вернулся во Владивосток. Адмирал Беренс, передав командование капитану 1-го ранга Кислицыну, отбыл тогда в Европу, а затем снова прибыл на Черноморский флот, базировавшийся в Крыму, в распоряжение генерала Врангеля. Кислицын привел «Якут» в Крым, оставив крейсер «Орел» в Дубровнике (Югославия), совершив при этом многотысячемильный переход из Японии в Черное море.

В ночь на 26 октября 1922 года двадцать пять кораблей русского флота, сосредоточились в Посьете. Готовились к отплытию и немногочисленные суда флотилии на Камчатке. На пути из Охотского моря и нескольких других пунктов Тихоокеанского побережья собралось еще около десятка боевых кораблей. Все они были заполнены находившимися на них войсками и гражданскими беженцами и держали свой путь в японский порт Гензан, находившийся всего в 360 милях от Посьета. На кораблях «Байкал», «Свирь», «Батарея», «Диомид», «Илья Муромец», «Парис», «Фарватер», «Страж», «Лейтенант Дыдымов», «Охотск» и «Манчжур» были помещены воинские части Дальневосточной казачьей группы генерал-лейтенанта Глебова и их семьи, Урало-Егерский отряд генерал-майора Лебедева с семьями. Там же оказались и кадеты Хабаровского кадетского корпуса. Кадеты старших классов были основной силой в отряде И. П. Калмыкова — выборного атамана Уссурийского казачьего войска, который объявил войну большевикам в Хабаровске. В январе 1920 года они ушли с ним в Китай… В октябре 1922 года Хабаровский кадетский корпус в полном составе с педагогами, кадетами, библиотекой ушел из Владивостока в эмиграцию на кораблях эскадры адмирала Старка. Всего ушло из Владивостока 700 кадетов.

В Шанхае, где остановился корпус, кадеты прослушали полный курс учебных дисциплин и были выпущены с первым офицерским чином русской армии. Часть бывших хабаровских кадетов в дальнейшем служила офицерами в югославской армии. На катерах «Стрелок», «Ординарец», «Резвый» и «Надежный» и пароходах «Эльдорадо», «Защитник», «Взрыватель» вышли в море батальон Морских стрелков, Морская десантная рота, Хабаровский и Омский кадетские корпуса и семьи воспитателей, семьи морских офицеров в количестве 150 человек, чины эвакуировавшихся учреждений Морского ведомства и их семьи в количестве 200 человек, милиция Татарского пролива и их семьи, а также Русско-сербский отряд. На пароходах «Монгугай», «Чифу», «Пушкарь», «Смельчак», «Воевода» и «Тунгуз» плыло неопределенное количество беженцев, которым просто некуда было податься и у которых совершенно не было средств, чтобы путешествовать самостоятельно.

По самым скромным подсчетам, на бортах эскадры находились 8000 русских людей, плывших, по существу, «в никуда». Будущее флотилии было окутано мраком, а пока что началась борьба со стихией при совершенно неблагоприятной для кораблей в открытом море обстановке. Да и конечный порт назначения был пока неизвестен. Командующий флотилией адмирал Старк в этих условиях мог лишь в определенной степени руководствоваться письменными указаниями тогдашнего русского морского агента в Токио адмирала Бориса Павловича Дудорова.

В конце ноября 1922 эскадра пришвартовалась в порту Фузана, где были пополнены запасы угля, продовольствия и питьевых запасов, но уже 1 декабря 1922 года китайские власти потребовали от адмирала Старка, чтобы эскадра покинула порт. Выйдя в море, корабли отправились вдоль береговой линии, по направлению к Шанхаю, попав в Желтом море в сильнейший тайфун, разметавший суда по всему морю. Адмирал Старк вспоминал: «…внезапно налетел сильный шквал от норд-веста, превратившийся в шторм силою 8–9 баллов». Один из миноносцев, «Лейтенант Дыдымов», погиб при невыясненных обстоятельствах. «Последний раз его видел „Парис“ на закате солнца 4 декабря. „Дыдымов“ сильно штормовал, поворачивая то по волне, то против, не имея почти никакого хода», — отмечал в своем отчете командующий эскадрой.

Утром 4 декабря 1922 года, когда дивизионы находились на расстоянии 150–180 миль от Шанхая, внезапно налетел сильный шквал с норд-оста, превратившийся в шторм силой в 8–9 баллов. Когда флотилия стянулась на рейде Вузунг в Янцы-Кианге, то не досчитались флагманского корабля дивизиона «Лейтенанта Дыдымова». На нем погибли начальник 3-го дивизиона капитан 1-го ранга Алексей Васильевич Соловьев с женой и дочерью, командир старший лейтенант Борис Иванович Семенец, прибывший ранее во Владивосток из месопотамского лагеря Басра, как и старший лейтенант Георгий Владимирович Недригайлов, а вместе с ними на дно пошли 80 человек команды и пассажиров-кадетов. После пережитого шторма остальные корабли постепенно собирались в Шанхае, где китайскими властями было объявлено, что члены экипажи и пассажиры судов эскадры на китайской территории являются персонами non-grata и чиновники порта потребовали оставление кораблями эскадры Старка китайских территориальных вод.

Впрочем, в декабре 1922 года русское население Шанхая все же резко увеличилось после ухода из устья Янцзы эскадры адмирала Старка, с устаревших военных судов которой, не приспособленных для перевозки пассажиров, на берег устремились тысячи беженцев из России, в том числе и военные беженцы из числа чинов отряда генерала Глебова и дальневосточных казаков. В Шанхае русских стало больше 6 тысяч. В дальнейшем количество их росло за счет переселенцев из Маньчжурии (в основном из Харбина).

В середине 1930-х годов русских и русскоязычных в Шанхае проживало более 20 тысяч. Русские были тогда самой большой иностранной колонией на территории Шанхая. Они селились в основном на территории Французской концессии, и одна из ее центральных улиц — Авеню Жоффра (современное ее название Хуайхай чжунлу) на местном просторечье именовалась «русская», и даже сама Французская концессия носила это название, ибо там проживало в четыре раза больше русских, чем французов.

Потери эскадры за время похода не ограничились гибелью миноносца «Лейтенант Дыдымов». Еще раньше, тоже в непогоду, утонул катер «Ретвизанчик» и выскочил на песчаный берег катер «Усердный». Пароходы Добровольческогого флота «Сишан» и «Томск», застигнутые событиями в японских портах после эвакуации Камчатки, не без вмешательства японцев вернулись к красным, во Владивосток. В январе 1923 года флотилия, изнуренная всевозможными неудачами и лишениями, как и до крайности потрепанная штормами, прибыла на Филиппины. Там часть кораблей была продана, часть же за негодностью брошена, а большинство личного состава, кто как умел и имел возможность, перебросили в Австралию, Новую Зеландию, Северную и Южную Америку, Китай, Европу и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы"

Книги похожие на "Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Гончаренко

Олег Гончаренко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Гончаренко - Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы"

Отзывы читателей о книге "Закат и гибель Белого флота. 1918–1924 годы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.