Елена Середкина - Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия."
Описание и краткое содержание "Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия." читать бесплатно онлайн.
Приведены отрывки из работ философов и историков науки XX века, в которых отражены основные проблемы методологии и истории науки. Предназначено для аспирантов, соискателей и магистров, изучающих историю, философию и методологию науки.
Логический эмпиризм (позитивизм) — вторая неопозитивистская (аналитическая) программа философии науки, разработанная Венским кружком в 1920−1930 годы XX в. Логический позитивизм: 1) обосновывает в качестве основного метода познания методологический анализ; 2) использует для подтверждения высказываний эмпирические процедуры, принцип верификации.
Логическое высказывание — грамматически правильное предложение, взятое вместе с выраженным им смыслом.
Метафизика — философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания и культуры.
Методология (от греч. metodos — путь к чему-либо) − 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке; 2) учение о методе; среди проблем, изучаемых методологией, выделяются анализ этапов научного исследования, исследование научного языка, выявление области применения определенных методов исследования, анализ исследовательских подходов и концепций.
«Миф о музее» — мысленныйобразУ. Куайна, с помощью которого он критиковал концепцию «языковых каркасов» Р. Карнапа. Языковые каркасы сравниваются с мифологическим музеем, в котором экспонаты — значения слов, а вывески — сами слова.
Научное сообщество — совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, объединенных общностью целей научного исследования.
Научно-исследовательская программа — термин в философии науки И. Лакатоса, под которым он понимает совокупность теорий, связанных между собой общностью принципов исследования.
Онтологической относительности принцип — выдвинутый У. Куайном тезис, согласно которому наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, следует рассматривать лишь на языке другой теории, в свою очередь, «второй язык» рассматривается с помощью языка следующей теории, и так далее до бесконечности.
Онтологические высказывания — утверждения о существовании объектов.
«Онтологический критерий» У. Куайна («существовать — значит быть значением квантифицируемой переменной») − инверсия семантического критерия, поскольку связывает онтологию со способом ее описания и освобождает подобную связь от каузального детерминизма.
Остенсия — способ определения путем прямого указания (например, пальцем).
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) − термин в философии науки Т. Куна, под которым он понимает фундаментальное знание, связанную с этим знанием методологию, а также ценностные установки, принятые научным сообществом и делающие возможным существование научной традиции.
Перцептивный (от лат. perceptio — восприятие) − имеющий отношение к чувственному восприятию (через органы чувств).
Пропозициональная логика — классическая логика высказываний. При выявлении логических форм контекстов современного языка в этой теории происходит абстрагирование от содержаний простых высказываний, от их внутренней структуры, а учитывается лишь то, с помощью каких союзов и в каком порядке простые высказывания сочленяются в сложные.
«Протокольные предложения» — эмпирический базис науки в контексте методологической концепции логического эмпиризма (позитивизма). С их помощью возможно эмпирическое обоснование теоретического знания путем редукции теоретических предложений к эмпирическим.
Реализм — термин, используемый в двух смыслах: в первом случае реализм противостоит номинализму в вопросе соотношения общего и единичного и допускает существование общего в виде «реалий»; в другом случае реализм противоположен инструментализму и феноменологизму и предполагает позицию, согласно которой научные теории соотносятся с объективной реальностью.
Релятивизм (от лат. relativus − относительный) — в широком смысле это принцип относительности; в узком смысле обозначает относительность, условность и ситуативность научного знания, которое во многом зависит от исторического и социокультурного контекста, вплоть до социально-психологических особенностей ученого.
Синтетическое высказывание — высказывание, истинность значения которого определяется посредством данных опыта.
Солипсизм (от лат. solus — единственный, ipse — сам) − философская позиция, согласно которой несомненно данным является только собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания.
Тавтология — теория, которая не несет никакого содержательного знания о мире.
Умозаключение — логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение (заключение).
Фальсификация (от лат. falsus — ложный, facio — делаю) − методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории на основании несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов или несовместимости с фундаментальными научными теориями.
Фаллибилизм (от англ. fallible — подверженный ошибкам, погрешимый) − направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену лучшей интерпретацией.
Холизм — представление, согласно которому верификация возможна лишь в составе всей концептуальной системы (противоположность атомизма-партикуляризма).
Эвристика (от греч. heuresko — открываю, отыскиваю) − понятие, используемое в философии науки И. Лакатосом, для обозначения поиска новых решений проблемы в условиях нестандартных проблемных ситуаций. К примеру, «положительная эвристика» у И. Лакатоса включает предположения, допускающие ограниченные варианты изменения вспомогательных гипотез с целью расширения области применения научно-исследовательских программ.
Эмпирический — опытный.
Эпистемология (греч. episteme — знание) − теория познания. Термин употребляется в англо-американской литературе.
«Языковой каркас» — некая языковая система, подчиненная определенным правилам, в рамках которой можно говорить об абстрактных сущностях определенного рода (понятие Р. Карнапа). Задать языковый каркас — значит задать способы выражения, подчиняющиеся определенным правилам.
Языковых каркасов теория — карнаповская теория, показывающая правомерность высказываний об абстрактных сущностях в современной науке, несмотря на то, что они противоречат принципу эмпирической редукции и не могут быть сведены к протокольным предложениям, выражающим данные непосредственного наблюдения.
1
Согласно советской классификации в истории науки выделялись следующие этапы: 1) первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль); 2) второй позитивизм, или эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус); 3) третий позитивизм, или неопозитивизм (Б.Рассел, Л.Витгенштейн, члены Венского кружка); 4) постпозитивизм (К.Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, М. Полани, П. Фейерабенд).
2
См., например: Никифоров А. Философия науки: история и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006; Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учеб. для аспирантов и соискателей ученой степени канд. филос. наук. – М.: Гардарики, 2007; Шемякинский В.М.. Философия и наука: учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006.
3
В качестве примеров можно сослаться на следующие работы: Аналитическя философия: учеб. пособие / под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. – М.: Изд-во РУДН, 2006; Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учебная хрестоматия / Сост., пер., вступ. ст., вводн. зам. и коммент. А.А. Печенкина. – М.: Логос, 1996.
4
Напомним, что в 1901 и 1902 гг. Рассел спровоцировал кризис в логике классов и тем самым нанес удар по основным положениям арифметики, которые Фреге доказал именно с помощью логики классов. Это произошло вследствие обнаружения антиномии, показавшей, как определенное утверждение, правомерное с точки зрения арифметики у Фреге, является тем не менее противоречивым («парадокс Рассела»).
5
Никифоров А. Философия науки: история и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – С. 20 – 23.
6
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учеб. для аспирантов и соискателей ученой степени канд. филос. наук. – М.: Гардарики, 2007. – С. 54.
7
Подр. см.: Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учебная хрестоматия / Сост., пер., вступ. ст., вводн. зам. и коммент. А.А. Печенкина. – М.: Логос, 1996. – С. 23 – 37.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия."
Книги похожие на "Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Середкина - Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия."
Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия.", комментарии и мнения людей о произведении.