» » » » Александр Карпов - Азовский флот и флотилии


Авторские права

Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сфинкс, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Карпов - Азовский флот и флотилии
Рейтинг:
Название:
Азовский флот и флотилии
Издательство:
Сфинкс
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-7280-0022-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Азовский флот и флотилии"

Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.

Книга рассчитана для широкого круга читателей.






В журнале, который велся Д. Анненковым систематически, отмечаются состояние погоды, направление и скорость течения, характер береговой полосы, состояние бакенов.

Несмотря на плохую погоду, команда «Волика» под командой мичмана Д. Анненкова в полном объеме вела исследования в Ейском заливе, в районе Петрушиной, Ейской, Кривой, Найденовой кос и других местах Таганрогского залива.

Одновременно с «Воликом» гидрографические работы в Таганрогском заливе проводил палубный бот «Карабут», в задачу которого входила также постановка «шпирт-баканов». Такие навигационные знаки были установлены в гирлах Дона, у Песчаных островов, у Золотой, Кривой и Долгой кос.

Обстоятельные работы в Таганрогском заливе проводились и в последующее время. В 1778 году, например, ставил шпирт-баканы, измерял глубины, вел наблюдения за погодой, определяя грунты, направление и скорость течений, парусный бот «Миус», возглавляемый лейтенантом Гавриилом Корякиным. Несколько ранее такие же работы он выполнял в Керченском районе, результатом которых явилась карта пролива.

В этом же году съемочные и описные работы проводятся на Дону, Донце, Миусе, Крынке и западном побережье Азовского моря. По материалам съемок составляются «План местонахождения между реками Доном, Донцом и Кубанью» и «Карта на часть Кутюрьмы, до выхода в Азовское море, сочиненная штурманом Михайловым».

Результаты многих описных и съемочных работ в различных районах Азовского моря, проведенные во второй половине 70-х годов, нашли свое отражение в составленной, по указанию вице-адмирала А. Сенявина, «Карте Азовского моря с проливом и частью Черного моря. 1779 года. М. 8 в.».

По своему качеству она близка к карте Азовского моря 1775 года, хотя по содержанию береговой части уступает ей. Однако, затребованная в 1780 году вместе с картой Кутюрьмы в Адмиралтейств-коллегию, она получила положительную оценку. Такой же оценки удостоилась и карта Кутюрьмы.

Однако через несколько месяцев последовал приказ командующего Азовской флотилией вновь исследовать Кутюрьминский рукав и фарватер в Таганрогском заливе и нанести их на карту. Это задание возлагалось на штурмана чертежной канцелярии в Таганроге Григория Южакова. Ему предписывалось: «…немедленно ради объявленного промера и баканов постановления… на шлюпках отправиться напервее в Рогожские хутора и явясь к находящемуся там командиру взять от него зимовавшую при Щучьей тоне турецкую лодку со служителями в свою команду, на которой и с оными шлюпками отправясь на фарватер, которому и промер между баканов сделать, и глубину поставить в два ряда, а на какой глубине баканы и вехи поставлены будут, то в экспликации показать..; а с подштурманами сделав тому промеру обстоятельную карту…».

В мае 1781 года штурман Южаков докладывал командующему Азовской флотилией генерал-майору П. А. Касливцову, что задание выполнено: промеры сделаны, вехи поставлены, карта составлена.

Гидрографические работы в Азовском море, и на Дону проводились кораблями Азовской флотилии и в дальнейшем. Наиболее полные съемки и промеры в море были выполнены в 1783 году. На основании новых данных в 1783 и 1786 годах выходят две довольно подробные карты Дона, составляется несколько карт Таманского залива и Керченского пролива, «Карта течения реки Миуса, Самбека и побережья Азовского моря с профилями крепостей Таганрогской, Павловской и Семеновской», «Карта, представляющая Кубань», а также очень подробный «План положению места от Ачуева до реки Есени с берегом Азовского моря, с описанием рыбных ловлей и соляных озер, 1785 год. М. 2 в.».

Очевидно в это же время были составлены две карты северо-восточного побережья, из которых одна называется «Карта северного берега Азовского моря от Кальмиуса до Таганрога», а другая — «Топографическая карта части Азовского моря с устьями реки Дона и с показанием между реками — Миуса и Дона ситуации и наших крепостей. М. 2 в.».

Обе карты характеризуются подробностью изображения береговой линии, кос, пересыпей, рек, балок, оврагов, озер и заболоченных участков. Кроме того, они показывают дороги, укрепленные пункты и в отдельных местах пограничные линии. Тщательность и одинаковая подробность, а главное совпадение названий и изображений в районе Миусского полуострова, который имеется на обеих картах, говорят за то, что они основаны на материалах одной и той же описной партии и составлены одновременно.

После продолжительной и кропотливой работы в 1786 году был составлен «Атлас Черного, Азовского и Мраморного морей», включающий значительное число карт, в том числе «Генеральную карту Азовского, Черного и Мраморного морей 1785 год. М. 4 в.», «Карту части Черного, Азовского и Гнилого морей…», «Карту части Азовского моря. М. 3 в.» и «Карту северного берега Черного моря».

Атлас не был напечатан и остался в рукописи. До сих пор о нем не говорилось ни в одном историко-географическом обзоре, а между тем, это ведь первый наиболее полный атлас морей Азово-Черноморского бассейна, составленный из новейших карт, выполненных на основании современных научных данных. Его появление свидетельствует о высокой научно-практической мысли русских моряков и картографов конца восемнадцатого столетия. По замыслу составителей, атлас должен был служить практическим целям мореплавателей, быть для них руководством и путеводителем. Вполне возможно, что хотя нам известен лишь единственный его экземпляр, будучи размножен рукописным способом, он использовался мореходами именно как лоция.

* * *

Период между началом первой русско-турецкой войны и концом второй занимает 23 года. За этот небольшой отрезок времени на юге России произошло очень много событий, которые навсегда вошли в историю нашего Отечества.

В результате побед русских войск и флота Порта признала независимость Крыма, отдала России Большую и Малую Кабарду, Азов, Таганрог, Керчь, Кинбурн, Северное Причерноморье и Азовское море. После многовековой борьбы с турецкой агрессией вновь открылся древнейший и богатейший торговый путь — свободный выход на иностранные рынки через южные моря.

В победе русского оружия в войне с Турцией важную роль сыграла Азовская флотилия, для которой за период с 1769 по 1783 годы было построено свыше 130 боевых и вспомогательных судов. В строительстве кораблей для нее, наряду с воронежскими, донскими и хоперскими верфями, исключительное место занимала восстановленная и реконструированная Таганрогская верфь. Во второй половине описываемого периода она стала основной базой поставки крупных боевых кораблей для Азовского, а затем и Черноморского флотов. Лишь после полного завершения строительства верфей в Херсоне, Севастополе и Николаеве здесь прекратилось строительство боевых кораблей, но постоянно проводился капитальный и текущий ремонт средних и малых военных судов.

Азовской флотилии принадлежит исключительная роль в создании Черноморского флота. Именно ее корабли явились основой, костяком военно-морских сил на Черном море. Вновь рожденный флот получил многие десятки высококвалифицированных морских офицеров, специалистов, прошедших боевую выучку в сражениях с турками как в Азовском, так и в Черном морях. Вместе с ними на Черноморский флот перешли лучшие традиции моряков-азовцев.

Азовская флотилия содействовала организации Лиманной (Дунайской) гребной флотилии, передав для нее часть своих судов, офицеров и матросов.

Во время русско-турецких воин русское военное искусство обогатилось опытом стратегического взаимодействия армии и флота, успешного форсирования крупных водных преград Буга, Днестра, Дуная, Сиваша.

«В ходе многолетней борьбы за выходы к морям, — писал адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков, — Россия сумела создать мощный военно-морской флот и судостроительную промышленность, обладавшую большими потенциальными возможностями. Талант русских офицеров и адмиралов выкристаллизовывался в передовое военно-морское искусство в кораблестроительную науку»[90].

После одержанных побед в русско-турецких войнах неизмеримо вырос международный авторитет русского флота. Своим героизмом и мастерством русские моряки показали, что им под силу выполнение самых сложных боевых задач на море.

«Возрождение морской мощи страны, — пишет адмирал И. М. Капитанец, — началось в 60-е годы XVIII века, когда императрица Екатерина II продолжила борьбу за выход к побережью Черного моря. Русско-турецкая война 1768–1774 годов стала не только новым этапом роста морского могущества России, она явилась первым в отечественной истории примером того, как флот решил самостоятельную стратегическую задачу — открыл новый фронт в Эгейском море, фактически прервав морские коммуникации, связывающие турецкую метрополию с ее богатыми левантийскими и северо-африканскими провинциями»[91].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"

Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Карпов

Александр Карпов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"

Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.