» » » » Александр Карпов - Азовский флот и флотилии


Авторские права

Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сфинкс, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Карпов - Азовский флот и флотилии
Рейтинг:
Название:
Азовский флот и флотилии
Издательство:
Сфинкс
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-7280-0022-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Азовский флот и флотилии"

Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.

Книга рассчитана для широкого круга читателей.






Недалеко от входа в Боспор ученый располагает Корокондомитское озеро (Таманский залив), а в северо-западной части Меотиды — озеро Сапре (Гнилое), соединенное с морем широким устьем. Окружность озера он приравнивает к 400 стадиям, уменьшив ее более чем в 3 раза. Однако другие данные Страбона о Гнилом озере поражают своей точностью. «Оно, — сообщает писатель, — очень болотисто и едва судоходно для сшитых (из кожи — А. К.) лодок, так как ветры открывают мели и затем снова их наполняют водой; в заливе этом есть три островка, а вдоль берега мели и немногие подводные камни».

Описывая столицу Боспорского государства Пантикапею, расположенную на месте нынешней Керчи, Страбон указывает, что она имела гавань и доки, приблизительно на 30 кораблей, а также склады для товаров, которые привозятся из стран Востока и Средиземноморья. Южнее Синдской области и Горгиппин (нынешней Анапы) побережье Понта, по указанию Страбона, гористое и лишенное большей частью гаваней. В этой части Кавказа живут народности, которые занимаются морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью приблизительно до 25 человек, редко — до 30; у греков они называются «камарами» или «крытыми лодками». Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то на какую-нибудь страну или город, они господствуют на море. Иногда им помогают даже жители Боспора, предоставляй свои корабельные стоянки и рынок для сбыта добычи.

Краткую, но емкую характеристику этих судов дал римский историк Публий Корнелий Тацит (57–117 г. и. э.). «Варвары, — пишет он в своей выдающейся работе „Анналы“, — с удивительной быстротой понастроили кораблей и безнаказанно бороздят море. Корабли эти называются у них камары, борта их расположены близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется; варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами; когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладывают доски, образующие что-то вроде крыши, и защищенные таким образом барки легко маневрируют. Грести на них можно в любую сторону, эти суда кончаются острым носом и спереди, и сзади, так что могут с полной безопасностью причаливать к берегу и одним, и другим концом». Небезынтересно, что прототипом для этих судов послужили либурнские галеры (либурны), составляющие значительную часть римского флота и принимавшие участие во многих походах по Черному морю.

Целый ряд сведений об Азовском море и Приазовье в Ι веке н. э. сообщают известный географ римского периода, выходец из южной Испании Помпоний Мела, римский ученый-натуралист Плиний Старший и древнегреческий писатель и историк Плутарх.

Однако после Страбона наиболее ценные сведения по описываемому району представил греко-римский астроном и географ Клавдий Птолемей (90–168 гг. н. э.), который оставил нам превосходные карты Европейской Сарматии, впервые привел наиболее полные данные о длительности самого продолжительного в Приазовье дня, определил географическое положение более 30 различных пунктов, расположенных вокруг Азовского моря. К числу весьма серьезных научных сведений Птолемея относится его указание на сближение Дона и Волги в районе нынешнего Волго-Донского канала, а также его утверждение, что Каспийское море является замкнутым бассейном. Такой взгляд на находящийся вблизи Азовского моря Каспийский бассейн не разделял во времена Эрастофена и Птолемея ни один видный древнегреческий и римский ученый.

Клавдий Птолемей, по существу, венчает изучение Азовского моря и его берегов в период Древнего Рима. После него, в связи с общим кризисом рабовладельческого строя, разгоревшейся ожесточенной борьбой внутри самой Римской империи, на ее окраинах и границах, в связи с резким упадком торговых отношении между Римом и Грецией, с одной стороны, и Азово-Черноморскими странами — с другой, интерес к последним резко падает.

С IV по VII вв. и. э. плавания и торговля через Азовское море почти не проводились, так как на Дону и в Приазовье не было оседлого населения, здесь жили, сменяя друг друга, только кочевые племена.

Сведения о Причерноморье и Приазовье в это время появляются чаще всего в работах компилятивного характера, не дающих по географии и истории этого района ничего нового.

Меотида в описаниях средневековых авторов

В период раннего средневековья, в связи с гибелью античной культуры и географической науки, сведения об Азовском море и окружающих его районах встречаются очень редко.

Вновь внимание этому краю стало отводиться в сочинениях арабских ученых и писателей, деятельность которых связана с практическими потребностями огромного арабского государства, ведущего обширные торгово-экономические и политические сняли с многими народами, в том числе и с народами, населявшими Азово-Черноморье и сопредельные с ним области.

Географические и другие сведения арабские писатели получали как у послов, купцов, моряков, бывавших здесь, так и из трудов древних греков и римлян, причем влияние последних было столь значительным, что арабам не удалось избежать многих их ошибок.

Среди арабских писателей особо выделяется Масуди, справедливо названный арабским Геродотом, деятельность которого относится к X веку. В своих произведениях Масуди значительное место отводит описанию Приазовья. Так, в «Книге сообщений и знании» он пишет, что существует «море Бонтус (Черное море — А. К.), которое соединяется с озером Майотис, (Азовское море — А. К.), имеющим длину 300 миль и ширину 100 миль. Озеро это находится на окраине населенной земли по направлению к северу, и часть его доходит до Северного полюса. Это море соединяется в нескольких местах с морем Бальуль Абваба (Каспием — А. К.) при посредстве канала и больших потоков воды. Это обстоятельство ввело в заблуждение некоторых авторов, описавших моря и обитаемую землю и соединивших вместе море Бонтус, озеро Майотис и море Хазарское[4]».

Масуди указывает, что р. Танаис выходит из большого озера, расположенного на севере и образованного за счет многочисленных источников и рек, берущих начало в горах. По его данным, Танаис, имеющий длину 300 фарсангов (1680 км), «течет по возделанным местностям… проходит море Майотис и впадает в море Нитас (Черное море — АД.)». Наряду с указанными сведениями Масуди привел краткую характеристику климатических, почвенных условий и растительного мира Приазовья.

Из европейских писателей того времени наиболее подробную характеристику Азовского моря и Приазовья дал византийский император и писатель-географ Константин Багрянородный (905–959 гг.). Благодаря использованию огромного количества источников, в том числе материалов архивов, канцелярий, донесений послов, описаний путешественников и купцов, ему лучше других были известны Крым, Перекопский перешеек и Таманский полуостров, их размеры, дороги, реки и полезные ископаемые. Он сообщает о существовании в районе Геническа, Сиваша и Перекопа соляных озер, из которых в его время добывали соль. В своей работе «О фемах и о пародах» автор пишет: «За Боспором находится устье Меотийского озера, которое по величине называют морем. В него впадают многие великие реки: на севере оно имеет реку Днепр, по которой россы отправляются в Черную Болгарию, Козарию и Зихию. Самый же залив Меотиды достигает до Некропил, отстоящих от Днепра на 4 мили, и соединяется с ним там, где древние переплывали море каналом поперек Херсона (Крыма — А. К.). С восточной стороны Меотийское озеро принимает в себя многие реки, каковы Танаис, который идет от Саркела, и Харакуль (северный рукав Кубани — А. К.); кроме того, реки Вал, Бурлик, Хадыр и многие другие. Устье Меотиды, изливающееся в Понт, также называется Бурлик. Это устье простирается на 18 миль, и посередине его находится низменный остров Атех (Таманский полуостров — А. К.). От Таматархи (ныне ст. Таманская — А. К.) на расстоянии 18 или 20 миль есть река, именуемая Укрух (южный рукав Кубани — А. К.), которая отделяет Зихию от Таматархи. За этим городом имеются многочисленные источники, которые после питья производят сыпь во рту».

Во время царствования Багрянородного и позже воды Черного и Азовского морей бороздили военные и торговые суда: акатии, галеи, тариды, дромоны, усиеры, памфилы и селании. Среди них выделялись наиболее крупные — усиеры — двухпалубные торговые суда, оснащенные двумя мачтами с латинскими (косыми) парусами, и небольшие гребные суда галеи, которые использовались для посыльных и разведывательных целей, наряду с другими явились предшественниками галер. В этот тип судов византийцы внесли ряд усовершенствований, и частности, в конструкцию рангоута и бегучего такелажа. Для латинского паруса были изобретены косой рей и гафель.

Во второй половине Средневековья в связи с падением былой мощи Византии, резким сокращением ее торговли с восточно-европейскими народами ведущее место в Средиземном, затем Черном и Азовском морях занимают итальянские республики. Их проникновению в Северное Причерноморье и Приазовье не помешали даже монголо-татары, захватившие в середине XIII века юг Восточно-Европейской равнины.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"

Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Карпов

Александр Карпов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"

Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.