Владимир Борухович - В мире античных свитков.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В мире античных свитков."
Описание и краткое содержание "В мире античных свитков." читать бесплатно онлайн.
На страницах этого научно-популярного очерка рассказывается о первых шагах, сделанных человечеством на пути создания книги — величайшего детища цивилизации. Вместе с автором читатель пройдет по залам древних библиотек и познакомится с предками современной книги, книгой-свитком и книгой-кодексом. Из Египта, ставшего родиной книги, она распространилась по всему цивилизованному миру, но только у греков и римлян она заняла центральное место в культурной жизни, став главным источником научной информации н вещественным носителем произведений художественного слова.
Одновременно читатель узнает о процессе производства первой бумаги человечества — папируса, о том, как издавалась и отделывалась античная книга. Особое внимание при этом уделяется городу Александрии, где была создана величайшая библиотека древности, и Риму как центру книготорговли и книжного дела вообще.
73
Mohamed A. Hussein. Op. cit., S. 18.
74
Breasted I. H. The conquest of civilization. N.-Y., 1926, p. 53.
75
Великий римский историк Тацит в своих «Анналах» (XI, 14) воздает должное древней египетской цивилизации, отмечая ее особо выдающиеся заслуги в создании системы письменности: «Египтяне первыми передали человеческую мысль с помощью рисунков, изображающих животных; эти древнейшие свидетельства человеческой памяти можно увидеть вырезанными на камнях. Таким образом, египтяне оказались изобретателями письма. Финикийцы, господствовавшие на море, привезли письменность в Грецию и приобрели славу ее создателей, хотя в действительности явились лишь ее распространителями».
76
«Египет, родина папируса, должен считаться и родиной книги» — писал Биссинг (Bissing F. W. Bücher und Bücherei im alten Ägypten, SB, München, Phil.-hist. Klasse, M., 1953, H. 8, S. 7).
77
Ziebarth E. Kulturbilder aus griechischen Städten. Leipzig, 1912, S. 97.
78
Центром поселения греков становится также Фаюмский оазис, в котором проводятся большие осушительные работы с начала правления Птолемея II Филадельфа (285–246 гг. до н. э.).
79
О распространенности поэм в древнем мире красноречиво свидетельствует следующий факт: к 1919 году из 470 литературных папирусов, найденных в Египте, 270 содержали отрывки из поэм Гомера. См. также Lameere W. Pour un recueil de fac-similes des principaux papyrus de l’Iliade et de l’Odyssèe, — Scriptorium. V, f. 2, 1951, p. 177 sqq.
80
Hunger H. Die Papyrussammlung der Oesterr. Nationalbibliothek, Wien 1962, S. 26.
81
Wilamowitz-Moellendorff, U. v. Reden und Vorträge. Berlin, 1902, S. 227 ff.
82
Wilamowitz-Moellendorff, U. v. Timotheus, Die Perser. Leipzig, 1903.
83
В 1962 году во время раскопок в деревушке Дервени (близ Салоник) был обнаружен первый открытый на территории Греции папирус. Несмотря на то, что он был сильно обуглен, удалось установить, что на нем был записан текст комментария к орфической Теогонии. Папирус относится к середине IV в. до н. э. и является, таким образом, древнейшей известной нам греческой книгой. См. Kapsomenos S. G. Der Papyrus von Derveni, Gnomon, 35, 1963, S. 222 ff.
84
Находки папируса с речами Гиперида этим не ограничились. В 1888 г. французский ученый Ревийу (Revillout) приобрел папирус с первой речью «Против Афиногена» (опубликован в Corpus papyrorum Aegypti, III, fasc. 1).
85
Lefèbvre G. Fragments d’un manuscrit de Ménandre, Le Caire, 1907.
86
Литература указана в издании: Menander, Reliquiae, ed. Alfredus Koerte, P. I. Lipsiae, 1957 (ed. Teubneriana).
87
О «тетрадях» см. ниже, главу «Античная книга-кодекс».
88
См. Лурье С. Я. Новая комедия Менандра. — ВДИ, 1960, № 2, с. 176 слл.; Тронский И. М. Новонайденная комедия Менандра. — ВДИ, 1960, № 4, с. 55–72.
89
Menanders Dyskolos, hrsg. v. W. Kraus, Wien, 1960, S. 10 (SB Oest. Akad. d. Wiss., Phil.-hist. Kl., B. 234, Abh. 4).
90
Ménandre. Le Dyscolos (Papyrus Bodmer IV), publié par. V. Martin Cologny-Genàve, 1958.
91
Handley E. W. The Dyskolos of Menander, London, 1965, p. 41.
92
Stoessl F. Personenwechsel in Menanders Dyskolos, SB Oest. Akad. d. Wiss. 234/5, 1960.
93
То же утверждает и Хэндли (Указ. соч., с. 47).
94
Указ. соч., с. 49.
95
См. Тронский И. М. «Сикионец» Менандра. — ВДИ, 1966, № 4, с. 54–67.
96
На четвертом свитке пометки нет, так как начало его утрачено.
97
Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960: второе издание — 1961. См. также: Находки у Мертвого моря. М., 1964.
98
Пушкин А. С. Собрание сочинений. М., Изд-во АН СССР, т. XII, с. 34.
99
Dahl S. Geschichte des Buches. Leipzig, 1928, S. 11.
100
Распространяющиеся в настоящее время микрофильмы как будто возродили к жизни древний тип книги-свитка, но это впечатление только кажущееся (микрофильмы имеют вспомогательное значение).
101
Funke Fr. Buchkunde. Leipz., 1963, S. 50.
102
Pinner H. L. The world of books in classical antiquity. L., 1948, p. 14.
103
Böckwitz H. Beiträge z. Kulturgeschichte des Buches, Leipz, 1956, S. 5.
104
Berliner Klassiker Texte, V, 1.
105
Стихи Марциала здесь и в дальнейшем цитируются в переводе Ф. А. Петровского (Марциал. Эпиграммы. М., «Худ. литература», 1968).
106
Отделать так книгу называлось у римлян «украсить книгу» (ornare). См. Ulpiani Dig., XXXII, 52, 5: «perscripti libri… nondum ornati…».
107
В Египте, где мало дерева, для умбиликов использовали тростник.
108
См. воспроизведение в книге Klasické Ateny, Bratislava, Tatran, 1970, с. 198.
109
Овальную форму имеет окрашенный в пурпурный цвет индекс свитка, который держит в руке мужчина на помпейской фреске, изображающей Пакувия Прокула и его супругу.
110
Ср. например, Grolier Eric de, Histoire du livre, P., 1954, p. 14.
111
Архив Зенона — огромный комплекс папирусных документов, открытых в восточной части Фаюмского оазиса в начале XX века.
112
Swiderek A. W. «Panstwie» Apolloniosa. Warsz., 1959, с. 31.
113
Bethe E. Buch und Bild im Altertum. Wien, 1945, S. 11.
114
Тронский И. М: Оксиринхская дидаскалия к тетралогии Эсхила о Данаидах. — ВДИ, 1957, № 2, с. 146.
115
Löffler K. Einführung in die Handschriftenkunde. Leipzig, 1929, S. 49.
116
Монахи-переписчики не всегда, однако, понимали текст, который они копировали. Известен случай, когда монах, переписавший текст фривольной поэмы Овидия «Искусство любви», добавил в конце переписанной книги, что сделал это «для вящей славы девы Марии».
117
Там же, с. 136.
118
Dain A. Op. cit., p. 34.
119
Документ приведен у Wattenbach W. Das Schriftwesen im Mittelalter. Leipzig, 1875, S. 155 ff.
120
Это правило можно было легко выполнить лишь в пределах небольшого документа. Что же касается больших кодексов, то их писали обычно несколько писцов. Есть рукописи, где можно различить десять и даже более различных почерков.
121
Дукт (лат. ductus, от глагола duco, «веду») — общий характер «ведения» линии пера, выписывающего букву («последовательность и направление начертаний — отдельных линий, составляющих букву, как определяет это понятие А. Д. Люблинская. — Латинская палеография. М., 1969, с. 12).
122
Поставленное в особое привилегированное положение лицо получало соответствующее удостоверение от государства, диплом. Особенно часто в международных отношениях такой документ получали послы, и отсюда ведет свое начало термин дипломатия.
123
В тетради было, таким образом, 16 страниц. Отсюда, по-видимому, ведёт свое начало современное деление печатного листа. Латинским названием тетради было «кватернион»; помимо кватерниона, применялись также бинионы (два листа), тернионы (три листа), квинтернионы (пять листов), секстернионы (шесть листов).
124
Семь свободных искусств — грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка — составляли основу образования в конце античности и в раннем средневековье. Система этих дисциплин была изложена в сочинении Марциана Капеллы (ок. 400 г. нашей эры).
125
«Итала» — латинский перевод Библии, выполненный в II в. нашей эры. После IV века его вытесняет так называемая Вульгата — перевод, выполненный «блаженным» Иеронимом.
126
Rothe E. Buchmalerei aus zwölf Jahrhunderte. Berlin, 1966. S. 183.
127
См. «Антаподосис или воздаяние», а также «Отчет о посольстве в Константинополь» Лиутпранда — (Памятники среднев. лат. литературы, М., 1972, с. 57–79).
128
Bethe E. Op. cit., s. 25.
129
Фотоиздание кодекса в двух томах вышло в Лейдене в 1906 г. (Sijthof-De Uries). См. также описание Буберля в Arch. Iahrb., 51, 1936, с. 114 слл.
130
Мегалопсихия изображена также на мозаике IV — нач. V века из Антиохии (См. Чубова А., Иванова А. Античная живопись. М., 1966, илл. 153).
131
Сергеенко М. Е. Помпеи. М.—Л., 1949, с. 212 слл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В мире античных свитков."
Книги похожие на "В мире античных свитков." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Борухович - В мире античных свитков."
Отзывы читателей о книге "В мире античных свитков.", комментарии и мнения людей о произведении.