» » » » Илья Мощанский - Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград


Авторские права

Илья Мощанский - Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Мощанский - Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательский дом «Вече», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград
Рейтинг:
Название:
Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград
Издательство:
Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-3884-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград"

Описание и краткое содержание "Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград" читать бесплатно онлайн.



Книга известного военного историка И. Б. Мощанского посвящена использованию бронетанковых войск Красной Армии в самой длительной операции Великой Отечественной войны — сражении за Ленинград. С 1941 по 1944 год силы Северо-Западного, Северного, Ленинградского и Волховского фронтов, а также нескольких отдельных армий сделали все, чтобы сохранить город на Неве для нашей страны и человеческой культуры.

В представленной работе описаны малоизвестные операции сражения под Ленинградом, а также быт и жизнедеятельность штабов, соединений, и, нередко, рядовых танкистов. Опираясь на архивные и историко-литературные документы, автор описывает трагические и комические происшествия, так хорошо характеризующие национальную идентичность нашего народа. Наиболее подробный анализ посвящен Синявинской операции (19 августа — 1 октября 1942 года) — неудачной попытке Волховского и Ленинградского фронтов прорвать блокаду Ленинграда.






25 сентября 16 тбр выгрузилась на станции Войбокало и стала сосредотачиваться в районе н/п Бабаново, Вейпола, Компы. В этот же день ей было приказано поддержать огнем 4-ю гвардейскую дивизию, которая контратаковала германские соединения, прорвавшиеся в район Гонтовой Липки и н/п Синявино.

И тут с 16-й танковой бригадой стали происходить малообъяснимые вещи. В отчете о боевой деятельности танковых войск 54-й армии прямо сказано: «Были факты перед вступлением в бой: отказы экипажей участвовать в бою по причине неисправности танка, умышленное сворачивание с дороги в болото при следовании на исходные позиции, трусость и невыполнение приказа командующего бывшим командиром бригады». Возможно, обычное неумение в условиях той нервозной обстановки принимали за злой умысел, но у 16 тбр появился новый командир — полковник Барышников. Танковое соединение поддержало 4 гсд в контратаке на немецкие позиции, и врага удалось остановить[23].

Причем немцы размещали свои оборонительные позиции прямо перед домами и в домах населенных пунктов. Чтобы уничтожить врага, наши танкисты нередко таранили «хаты» с помощью тяжелых танков КВ. В боях выяснилось, что сносить танком надо только угол дома, после чего и происходило его обрушение. Ранее несколько наших танков КВ на полном ходу проламывали стену дома и въезжали в центр строения. Падающая крыша тут же накрывала танк, и его приходилось откапывать целому взводу красноармейцев.

26 сентября Ставка ВГК, сознавая, что между Ленинградским фронтом и 54-й отдельной армией нет должного взаимодействия, издает две директивы. В первой из них она извещает генерала Жукова, что срочно отзывает Кулика и поручает командующему войсками Ленинградского фронта руководство 54-й армией. Второй директивой № 002357 Ставка ВГК приказывает 54-ю армию с 26 сентября подчинить командующему Ленинградским фронтом, включив ее в состав фронта; командующим 54-й армией назначить начальника штаба Ленинградского фронта генерал-лейтенанта М. С. Хозина.

В принципе, если объективно оценивать ситуацию, Г. И. Кулик неплохо управлял армией (но надо учитывать, что его своевременно пополняли существенными для того времени резервами. — Примеч. авт.): наступление немцев успешно отражались, у врага было отбито несколько важных в тактическом отношении населенных пунктов. Но личностного взаимодействия с Г. К. Жуковым достигнуто не было.

Локальные успехи войск 54 А и создание «Невского пятачка» на левом берегу Невы встревожили высшее германское командование, так как они (успехи) ставили под угрозу план осады Ленинграда. 26 сентября Гитлер приказывает немедленно отправить самолетами в Южное Приладожье 2 полка парашютистов, 20 тысяч мин, передислоцировать из группы армий «Центр» 250-ю испанскую пехотную дивизию («Голубую дивизию»), из Франции — 227-ю и 212-ю пехотные дивизии[24]. С их прибытием и в район Ленинграда борьба стала еще более напряженной и ожесточенной.

Обе танковые бригады, несмотря на ежедневное участие в боях, сохраняли боеспособность. На 1 октября в 122 тбр были исправны один KB, четыре Т-34 и 11 легких Т-30/Т-40С. 16 тбр располагала 7 KB, 5 Т-34 и 25 легкими танками семейства БТ[25]. Что же касается судьбы маршала Г. И. Кулика, то здесь все сложилось совсем не просто.

После снятия с должности командарма он попадает в опалу у Сталина. 19 февраля 1942 года Кулика лишили звания Маршала Советского Союза. Началась его «генеральская эпопея». 17 марта 1942 года он стал генерал-майором и находился в распоряжении народного комиссара обороны. Через год, 15 апреля 1943 года, — генерал-лейтенантом, назначенным командовать 24-й (4-й гвардейской) армией (с апреля по октябрь 1943 года), а затем до конца 1944 года находившийся в распоряжении Главного управления кадров НКО СССР.

В годы войны Кулик был лишен своих наград, и лишь постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года ему были возвращены два ордена Ленина, полученные в 1937 и 1938 гг., и три ордена Красного Знамени, полученные в 1919, 1920 и 1930 гг.

С января по апрель 1945 года Г. И. Кулик — второй заместитель начальника Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии. В наградном листе начала 1945 года он был представлен своим начальником генерал-полковником Смородиновым как «опытный и всесторонне подготовленный генерал».

Однако через несколько месяцев этот же генерал-полковник, докладывая заместителю народного комиссара обороны генералу армии H. A. Булганину, придерживался уже другого мнения: «…изучая внимательно на протяжении года работу и личное поведение т. Кулика, прихожу к выводу о необходимости немедленно снять его как несоответствующего должности…»[26]

Сначала он был отстранен, а в начале июля 1945 года — и освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУК НКО. Тут же, 9 июля 1945 года, вышло постановление СНК, где генерал-лейтенант Г. И. Кулик был «восстановлен» в звании генерал-майора.

С 19 июля 1945 года по 26 июня 1946 года он являлся заместителем командующего Приволжским военным округом, но 28 июня был уволен из рядов армии в отставку. В 1947 году Г. И. Кулика арестовали.

По справке Главной военной прокуратуры, он был расстрелян 24 августа 1950 года и похоронен в Куйбышеве.

28 сентября 1957 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР Г. И. Кулик был посмертно восстановлен в звании Маршала Советского Союза.

«Ледяная переправа»

О ледяной трассе, заслуженно и очень метко названной «Дорогой жизни», которая спасла многих ленинградцев от голодной смерти, пожалуй, знает большинство граждан нашей страны. А вот о том, что рядом, параллельно с нею, пролегла дорога-переправа для боевых танков, слышали лишь немногие. Об уникальной истории функционирования танковой переправы, мужестве и риске экипажей боевых машин мне и хотелось рассказать читателям.

Особенностью диспозиции армий Ленинградского фронта в конце 1941 года было то, что 54-я армия Ленфронта, находясь на другой стороне Ладожского озера, не имела сухопутной связи с войсками этого объединения, а смыкалась с 4-й отдельной армией, впоследствии ставшей основой новообразованного Волховского фронта. Суть такой сложной организации была обусловлена множеством объективных и субъективных причин, результатом которых стало следующее явление — бронетанковой техникой 54 А снабжалась из отрезанного от остальной страны Ленинграда. Поэтому к середине октября танковый «кулак» 54-й армии составляли 16-я и 122-я танковые бригады, а также 119-й отдельный танковый батальон, которые на тот момент волей обстоятельств были укомплектованы в основном только легкими и средними танками. Тяжелые танки KB, ремонтировавшиеся в Ленинграде, в более теплое время переправляли за Ладогу на баржах. Но с наступлением зимы и появлением льда судоходство прекратилось, a KB же из-за своего большого веса лед не выдерживал.

Проблему стали решать военные инженеры. В конце ноября 1941 года на реке Неве при толщине естественного льда 40 см стали проводиться эксперименты по транспортировке танков КВ по построенному бревенчатому настилу, специально уложенному по льду. Когда 48-тонная машина продвинулась по импровизированному мосту несколько метров, лед под ней с хрустом начал вдавливаться, и стало ясно, что тяжелый KB вот-вот провалится в воду. Но танкисты не растерялись и буксиром буквально выдернули боевую машину на берег.

По результатам подобных экспериментов были приняты два решения. Первое — транспортировка танков типа KB своим ходом по льду Ладожского озера (протяженность маршрута 32 км) практически невозможна. Поэтому штаб специальной танковой переправы, занимавшейся переброской боевых машин KB и Т-34 через Неву в районе плацдарма на Невской Дубровке по воде (в ноябре были переправлены 23 KB и 11 Т-34), начал разработку вариантов проекта по переброске тяжелых танков КВ по льду Невы путем создания «ледяного моста» из наращенного льда. Устройство такой сложной переправы под систематическим артиллерийским и пулеметным огнем противника при неустойчивой погоде (мороз не опускался ниже -12°, а в основном был от -3°до -8°), и ввиду того, что активные боевые действия на этом участке фронта были прекращены, было просто «нерентабельно». Все свернули на самой начальной стадии работ. Теоретические расчеты и практическое осуществление подобной переправы оказались настолько сложными, долгосрочными и зависимыми от погоды (для наращивания льда требовался мороз в пределах от -20° до -30°), что решили больше на Неве этим не заниматься, а при организации переброски гусеничных боевых машин через Ладожское озеро для легких танков учитывать температуру окружающего воздуха при определении толщины льда, и в зависимости от состояния ледяного покрова отправлять их в «путешествие» своим ходом. С тяжелыми KB поступили иначе. Инженерно-саперные подразделения стали сооружать «ледяной паром» — это были громадные сани, которые должны были буксировать два тяжелых артиллерийских тягача «Ворошиловец». На такую конструкцию в зависимости от температуры воздуха (и следовательно — толщины льда) устанавливался или весь танк KB «в сборе» (температура воздуха в пределах от -20° до -30°) или танк без башни и боеукладки (температура воздуха в пределах от -3° до -12°), а затем боевая машина буксировалась тягачами к месту назначения. Однако подобную переправу «запустили» только 15 января 1942 года — когда лед на Ладоге стал достаточно толстым. А легкие танки и САУ Т-26 двигались своим ходом через Ладожское озеро уже в декабре и начале января, не дожидаясь, пока лед на Ладожском озере будет достаточно прочен и надежен. И вот в декабре 1941 года своим ходом пересекли Ладогу и влились в состав 54 А семь однобашенных танков Т-26 и три Т-26 САУ[27] (так называлось 76,2-мм орудие образца 1927 г., установленное в полуоткрытой рубке на базе танка Т-26. — Примеч. авт.). Перед наступлением с 1 по 8 января 1942 года было переправлено еще 6 двухбашенных Т-26, три Т-26 образца 1933 г., пять огнеметных Т-26, 2 БТ-5, 3 БТ-7, 8 бронеавтомобилей БА-10. Всего 27 единиц, но (из-за тонкого льда) без тяжелых KB, так нужных при наступлении.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград"

Книги похожие на "Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград"

Отзывы читателей о книге "Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.