Лазарь Лазарев - Коснувшись неба
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Коснувшись неба"
Описание и краткое содержание "Коснувшись неба" читать бесплатно онлайн.
- На своем автомобиле.
- Но у меня попросту бензина не хватит. Да и не в этом дело. Как я могу бросить свое ОКБ? Я могу ехать только со своими людьми, а им надо дать на сборы несколько дней.
- Товарищ Архангельский, - нарком рассердился не на шутку. - Прошу со мной не спорить. Вы должны немедленно выехать. Это приказ ГКО. Сам товарищ Сталин распорядился, чтобы все главные конструкторы сегодня же эвакуировались. - Потом, понизив голос, продолжил: - На фронте неважные дела. Немцы прорвали фронт и движутся на Москву. Вам ясно положение?
- Ясно, - упавшим голосом сказал Архангельский, думая, что же станется в суматохе срочной эвакуации с его конструкторами.
Словно угадав его мысли, нарком сказал:
- Принято решение о слиянии вашего ОКБ и туполевского. Вы едете к нему заместителем. Ваши люди тоже направляются туда же. Так что будете вместе.
- А мне нельзя с ними в одном эшелоне?
- Нельзя.
- А как быть с семьей? У меня же семья.
- Слушайте внимательно. Сегодня же отправляйтесь в ЦАГИ и уезжайте с ними. Я дам распоряжение, чтобы они вам выделили вагон. И помните, что вы эвакуируетесь по приказу товарища Сталина.
Шахурин повесил трубку.
Архангельский прежде всего позвонил в КБ, рассказал о его неожиданной эвакуации и распорядился выбить из наркомата теплушки и организовать эвакуацию конструкторов с их семьями. Потом позвонил в гараж и распорядился прислать ему грузовик и его "бьюик".
Наталья Дмитриевна спешно начала собирать вещи. Архангельский позвонил брату и друзьям. Сказал, что может захватить и их с собой в эвакуацию. Те согласились.
При выезде из Москвы Архангельский увидел только что открывшуюся булочную. Он остановил машины и зашел в нее. У одного из их друзей, по счастью, с собой оказалась справка, которая выдавалась эвакуированным. По этой справке они по своим карточкам забрали хлеб на десять дней вперед. Погрузив в машину два десятка буханок черного хлеба, вновь двинулись в путь.
Но, когда они приехали, ЦАГИ уже опустел. Эшелон ушел.
Архангельский позвонил в наркомат: как быть?
- Эшелон ЦАГИ стоит в Быково, - ответил ему секретарь наркома, скорее поезжайте туда, он стоит на путях и еще только формируется.
Эшелон действительно стоял на станции Быково, и маленькая "кукушка" таскала взад-вперед теплушки и платформы. Начальник эшелона указал Архангельскому теплушку, которую паровоз медленно тащил в хвост поезда. В нее-то прямо на ходу быстро погрузили все вещи.
Архангельский тем временем заприметил на путях пустую платформу. Подогнав к ней "бьюик", он вышел и, найдя две доски, положил их на край платформы. Затем сел в машину, резко дал газ, и "бьюик" буквально взлетел на платформу. Правда, в последний миг доска упала, и задние колеса повисли над краем платформы. Но это уже было не страшно. Несколько человек подбежали и втолкнули машину наверх. Эту платформу доставили в начале состава, прямо за паровозом. И через час эшелон ушел на восток. Правда, по дороге их несколько раз бомбили. Но поскольку в состав бомбы не попали и пути оказались целы, то Архангельский объяснил своим спутникам, что это "не считается".
Они ехали до места 18 суток. На вокзале их встретил сын Туполева, Леша, с грузовиком и привез прямо домой к Туполеву.
Андрей Николаевич выделил всем восьмерым на первое время комнату в своей квартире. Потом помог получить квартиру.
Архангельский был очень рад встрече со своим другом, но к радости примешивалась тревога: где его конструкторы?
А его ОКБ тоже уже было в пути. Но прежде чем отправиться на новое место, Болотову, который как зам. главного конструктора отвечал за эвакуацию, пришлось пережить немало опасностей.
Естественно, перед отъездом Болотов поехал за своей семьей в подмосковный городок Зарайск, к которому уже приближались немцы.
Поехал он поездом, захватив с собой большую авоську, в которую запихал свернутое теплое пальто жены. Усевшись у окна битком набитого пригородного поезда, он повесил авоську на крюк над головой. Поезд тронулся. За окном пробегали пригороды, поселки с заколоченными дачами, рощи, пустынные поля. Он читал газету. Неожиданно его оглушил удар. Очнувшись, сначала ничего не понял. Над головой - небо. Рокот моторов, треск пулеметных очередей. Потрогал голову - кровь, руки тоже в крови. От пальто жены одни лохмотья.
Немецкие самолеты сначала сбросили бомбы на мирный эшелон, потом обстреляли его из пушек и пулеметов. Одна бомба упала рядом с вагоном, в котором ехал Болотов, и взрывом сорвало крышу. Затем разрывные пули прошили угол вагона, где он сидел. Но, на его счастье, над головой висел тюк с пальто. Тем не менее мелкий осколок попал в голову и еще несколько - в руку. И все-таки ему крупно повезло: выбираясь из вагона, он видел множество убитых и раненых.
Вместе с другими он пошел, залитый кровью, по шпалам до следующей остановки. На станции его кое-как перевязали, и Болотов, дождавшись поезда, поехал дальше. Так, с риском для жизни ему удалось привезти в Москву свою семью.
Приехав в город, Болотов сел в машину и отправился в КБ. Тут, узнав положение дел, он немедленно позвонил в наркомат начальнику главка Алексееву и от него получил указание о немедленной эвакуации. Не медля, вместе с другими сотрудниками стал готовиться к переезду в глубокий тыл.
Однако наркомат никак не мог выделить вагоны для эвакуации: в эти дни вывозили оставшееся оборудование и рабочих с семьями.
Сводки Совинформбюро были тревожными. Москва пустела прямо на глазах. Правительственные учреждения выехали в Куйбышев, большая часть Генштаба и Наркомата Обороны тоже покинула столицу.
В Наркомате авиационной промышленности тоже было пустынно. Однако сам нарком Алексей Иванович Шахурин вместе с зам. наркома Хруничевым и небольшой группой сотрудников оставался на месте. К нему зашел Болотов, чтобы справиться, когда же будут вагоны.
- Завтра уедете, - ответил Хруничев, потом помолчал и добавил: Если будут вагоны.
- А если не будут?
- Москву будем защищать до последней капли крови. На баррикадах, если понадобится. Но вы учтите, что немцы пытаются взять Москву в кольцо. Поэтому, если эшелона не найдется, уходите из города.
К вечеру эшелон, вернее четыре теплушки для ОКБ, были выделены, и они уехали.
Путь был далекий - целых 22 дня. А они спешили. Потому что понимали: сейчас для них фронт проходит через листы ватмана с чертежами новых боевых самолетов, которые должны в небе войны громить врага.
Ту-2 берет реванш
Придя в туполевское КБ, Архангельский увидел, что его состав в значительной степени обновился. Это и понятно - часть инженеров перешла в ОКБ Сухого и Петлякова.
Но кое-кто и остался. С радостью Архангельский увидел старых знакомых и друзей: Б.М. Кондорского - родоначальника форм туполевских самолетов; ученика Жуковского, летчика, ученого и известного специалиста в области строительной механики самолета А.М. Черемухина; одного из старейших сотрудников АГОСа по опытным конструкциям Г.А. Озерова; заместителя главного конструктора Н.А. Соколова; специалиста по вооружению А.В. Надашкевича; аэродинамика А.Э. Стерлина; конструктора В.А. Саукке.
Но еще больше было людей, хотя и новых, но уже известных в авиации. Г.С. Френкель, в прошлом военный штурман, кандидат технических наук, ученый в области авиаприборостроения, один из участников подготовки перелетов экипажей Чкалова и Громова через Северный полюс в Америку. Френкель руководил оборудованием самолетов, и при его участии был сделан ряд приборов, в том числе прицел для автоматического бомбометания с пикирования. А.Р. Бонин - крупный специалист в области устройств автоматического полета самолетов и дистанционного управления. Изобретатель оригинальных механических и гидравлических схем и агрегатов. Д.С. Марков, чрезвычайно опытный и разносторонний инженер, в прошлом главный конструктор широко распространенного в 30-х годах самолета Р-5. Н.И. Базенков - специалист по серийному внедрению новых машин в производство. Профессор И.Г. Нейман, ранее конструировавший самолеты ХАИ (Харьковского авиационного института). В.А. Чижевский, который ранее был главным конструктором БОК - бюро особых конструкций. С.А. Вигдорчик, ранее главный технолог одного из крупнейших самолетостроительных заводов. Л.Л. Кербер, ранее один из виднейших специалистов по радиосвязи и навигационному оборудованию НИИ ВВС. И наконец, Сергей Михайлович Егер - руководитель бригады общих видов. Еще юношей, учась в школе, в Тамбове, а потом в ФЗУ, Егер мечтал стать летчиком. В то время комсомол шефствовал над Воздушным Флотом, и Сергей хотел летать. Однако, когда он попробовал поступить в авиашколу, его забраковали из-за близорукости. Но парень решил не сдаваться и, поехав в Москву, поступил на первый курс МАИ.
И здесь в судьбе студента-первокурсника произошел поворот. Почему-то Егер попал не в обычную группу, а в группу ЦАГИ. В МАИ в это время учились две группы работников ЦАГИ, которые не имели еще высшего образования. Руководство ЦАГИ составило для них особое расписание. С утра и до обеда они работали, а к 3 часам ехали в МАИ, где начинались занятия. Таким образом, без отрыва от работы десятки сотрудников и конструкторов получали высшее образование.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Коснувшись неба"
Книги похожие на "Коснувшись неба" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лазарь Лазарев - Коснувшись неба"
Отзывы читателей о книге "Коснувшись неба", комментарии и мнения людей о произведении.