» » » » Александр Лазаревич - Советия


Авторские права

Александр Лазаревич - Советия

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Лазаревич - Советия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Советия
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советия"

Описание и краткое содержание "Советия" читать бесплатно онлайн.








1.5. Определение понятия "Советский народ" и можно ли считать его "настоящим" народом.

Во времена существования СССР прежнее советское руководство трактовало советский народ расширительно, понимая под ним все население Советского Союза. Но, вообще говоря, слово "народ" имеет два значения: 1) население какой-либо страны, и 2) этнокультурная общность.

В настоящей книге понятие "Советский народ" будет использоваться только во втором смысле. Под "советским народом" я понимаю общность людей, воспитанных советской цивилизацией.

Из приведенного выше определения советской цивилизации видно, что советская цивилизация не столько "этнична" сколько "общечеловечна", поскольку научное мировоззрение универсально и не знает национальных границ. В каком-то смысле советский народ это уже не совсем народ в традиционном смысле, это этническая общность нового типа, шаг от мира, разделенного на народы, к единому миру, состоящему из неповторимых индивидуальностей, свободных от давления со стороны каких бы то ни было этнических групп.

В этом смысле можно сказать, что Советский народ отличается от традиционных народов. Но я не стал бы называть его "ненормальным" народом. То что сегодня пока не норма может стать нормой завтра. Тенденции мирового развития показывают, что человечество постепенно взрослеет и умнеет, постепенно отказывается от своих детских религий, начинает осознавать важность науки и техники, и их роль в преобразовании мира, необходимость обеспечения равенства возможностей для всех людей и т.п. Мы были первыми, но это не значит, что мы были "ненормальными".

Но есть еще одна причина, по которой советский народ многими не воспринимается в качестве настоящего народа. Формирование всех прочих крупных народов на Земле завершилось несколько столетий назад. (За исключением, возможно, американского народа, который еще не совсем окончательно сформировался). Они давно действуют на исторической сцене, и никто не может подвергать сомнению тот факт, что они реально существуют. Сегодня, кроме историков, никто уже и не помнит, что почти каждый из этих народов создавался путем военных завоеваний и насильственных обращений населения в иную веру. Сегодня, по прошествии веков, процесс этногенеза (формирования этнической общности) этих народов кажется процессом совершенно ненасильственным и естественным. Кто, скажем, сегодня вспомнит, что такой культурный народ как итальянцы возникли в результате разрушения великой древнеримской цивилизации варварами?

Совсем по-другому в этом плане воспринимается советский народ. Он настолько молод, что многие люди вообще еще не успели признать его существование. История его создания столь свежа, что ее помнят не только историки. Люди еще помнят, что народ создавался конкретными действиями конкретных личностей, и потому не могут избавиться от ощущения искусственности созданного, хотя искусственности здесь было не больше чем при создании любого другого народа - просто в случае других народов мы уже не помним конкретных действий конкретных личностей, и кажется, что процесс этногенеза там произошел сам собой. На самом деле в истории ничего само собой не происходит - история всегда состояла из конкретных поступков конкретных людей.

Большинство наших проблем связано с тем, что процесс этногенеза советского народа еще не завершен. Народы не возникают мгновенно, а 80 лет - это мгновение с точки зрения истории. Если мы посмотрим, например, на историю американского народа, то увидим, что первые английские поселенцы появились в Америке в 1607 году, но им потребовалось более полутора столетий, чтобы осознать, что они больше не англичане, а американцы, и начать борьбу против британской короны (Декларация независимости была принята в 1776 году). Но даже сегодня, почти четыреста лет спустя после основания колоний в Америке, не так-то просто сказать, кто является американцем, а кто нет. То есть, у американцев есть то, что они называют mainstream ("основной поток") - это люди которые не принадлежат ни к какой другой культурной традиции кроме чисто американской, родившейся на американском континенте в течение этих последних 400 лет американской истории. Но наряду с ними существую люди не полностью оторвавшиеся от своих этнических корней, от древних народов - американские индейцы, а также американцы итальянского, китайского, японского и т.п. происхождения. Есть также американцы с черным цветом кожи, в большинстве своем утратившие африканские культурные корни, и создавшие свою совершенно новую культуру уже на американском континенте, культуру ставшую неотъемлемой частью общеамериканской культуры. Но при этом американские расисты не считают их полноценными американцами. Таким образом, разные люди могут вкладывать в понятие "американский народ" разный смысл, и одни и те же люди могут трактовать его расширительно или ограничительно, но это еще не служит доказательством того, что американского народа не существует.

В моем представлении это означает лишь, во-первых, что само слово "народ" является нечетким понятием (но нечеткое понятие еще не означает бесполезное и не отражающее никакую реальность), и, во-вторых, что даже по прошествии 400 лет этногенез американского народа, по-видимому, еще не вполне завершился. Что уж тут говорить о советском народе, который в пять раз младше американского?

Когда я говорю, что этногенез советского народа еще не завершен, я имею в виду следующее:

Советский mainstream пока еще очень малочислен. Гораздо многочисленней те, кого часто называют советскими людьми, но кто на самом деле являются людьми стоящим одной ногой в русской (или другой древней) культуре, а другой - в собственно советской. Существует огромное количество промежуточных форм, где советская цивилизация и древние культуры смешаны в одном человеке в самых различных пропорциях. Наконец есть просто люмпенизированные массы (в основном дети тех самых крестьян, которые были выдавлены из деревни в город в ходе индустриализации), которые уже "выпали" из своей древней культуры, но еще не успели усвоить ценности советской цивилизации. Критики советской цивилизации с позиции древних народов чаще всего пытаются представить дело так, будто только эти люмпены и есть советские люди. Я с этим абсолютно не могу согласиться. Я готов признать советскими людьми духовных "люмпенов", выпавших из других культур и пока еще не усвоивших ценностей советской цивилизации. Я считаю, что таких людей нельзя отталкивать, их надо воспитывать. Но я никогда не соглашусь с попытками представить дело таким образом, будто советский народ целиком состоит из подобных людей, что именно они определяют лицо народа. В любом народе есть очень разные люди, стоящие на очень разном культурном уровне. Нельзя судить о народе по людям, стоящим на самой нижней ступеньке культурного развития. Если пойти по такому порочному пути, то все народы получатся плохими. Это путь разжигания межнациональной розни. Так можно далеко зайти.

Именно промежуточные культурные формы и люмпены, а не советский mainstream, будучи наиболее многочисленными группами населения, являлись основным действующим лицом на протяжении большей части истории СССР, в особенности в ее ранний, "варварский" период, и именно на их совести лежит большинство тех преступлений, которыми так богат ранний период советской истории. Именно из их рядов выходили тупые бюрократы типа товарища Бывалова, во многом определявшие общую атмосферу в стране. Но по мере увеличения доли собственно советских людей, Советский Союз становился все более цивилизованной страной, и я думаю, что он в конце концов достиг бы мировых стандартов цивилизованности, если бы люмпенам, использовавшим остатки древних народов в качестве временных политических попутчиков, не удалось в декабре 1991 года разрушить СССР и создать на его обломках свои государства.

Незавершенность этногенеза советского народа выражается также в том, что значительная часть людей вполне разделяющих фундаментальные советские ценности - технический прогресс, научное мировоззрение, равноправие всех людей, независимо от их происхождения - и уже не принадлежащие ни к одному из древних народов, пока еще не осознают себя советскими людьми.

Я считаю результатом недоразумения выражение типа "русский атеист", поскольку "русскость" всегда определялась через православие. Так что "русский" атеист - это на самом деле советский человек.

Предвижу возражения типа: "а что же, французский атеист уже не француз, и немецкий атеист уже не немец?", поэтому остановлюсь на этом вопросе подробнее.

Развитие любой системы может происходить либо эволюционно (т.е путем накопления постепенных изменений), либо революционно (т.е. скачкообразно, через катастрофу, "мутацию", "разрыв непрерывности"). В случае эволюционного развития, как бы далеко не ушла система от начального состояния, мы всегда можем проследить непрерывную цепочку промежуточных состояний, которая позволяет нам сказать, что хотя система и сильно изменилась, это по прежнему та же самая система, только изменившаяся, и имеет смысл продолжать называть ее прежним именем. В случае же скачкообразного развития, промежуточных форм между начальным и конечным состояниями системы нет. Сначала была одна система, потом на ее месте появилась другая, очень непохожая на нее. Имеет ли смысл называть новую систему тем же именем, что и старую? Возможно, если мы хотим сказать, что старая система послужила "строительным материалом" для создания новой. Но предположим, что в результате скачка на месте старой системы появились не одна, а две системы, причем одна из них сильно напоминает старую, а другая совершенно на нее не похожа. Я думаю, что в этом случае имеет смысл сохранить старое название только за той из новых систем, которая похожа на старую, а для новой придумать новое название, чтобы не запутаться.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советия"

Книги похожие на "Советия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Лазаревич

Александр Лазаревич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Лазаревич - Советия"

Отзывы читателей о книге "Советия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.