» » » » Мария Луиза Бульст-Тиле - Священная Римская империя: эпоха становления


Авторские права

Мария Луиза Бульст-Тиле - Священная Римская империя: эпоха становления

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Луиза Бульст-Тиле - Священная Римская империя: эпоха становления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Луиза Бульст-Тиле - Священная Римская империя: эпоха становления
Рейтинг:
Название:
Священная Римская империя: эпоха становления
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-8071-310-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Священная Римская империя: эпоха становления"

Описание и краткое содержание "Священная Римская империя: эпоха становления" читать бесплатно онлайн.



История Священной Римской империи представляет собой одну из наиболее содержательных страниц общеевропейской истории — не только благодаря беспрецедентным размерам и «жизненному пути» государства, которое охватывало Центральную Европу и прилегающие к ней области более девяти столетий, но и благодаря неизменной актуальности происходивших здесь процессов для всей западной цивилизации.

Книга, написанная ведущими немецкими историками, охватывает период становления и первых веков развития Священной Римской империи. Издание рекомендуется как специалистам, так и всем читателям, интересующимся историей Европы и Германии.






В последние годы правления императора больше занимали проблемы на западной границе империи. Его тесть Генрих I Английский одержал в 1106 году победу над своим старшим братом Робертом, герцогом Нормандским, и взял его в плен, снова объединив таким образом Англию и Нормандию. Однако Нормандия была и оставалась леном французской короны, которая в 1108 году после смерти Филиппа I перешла к его энергичному сыну Людовику IV. Вскоре между ним и его могущественным английским вассалом возникли трения. Когда единственный сын Генриха I Вильгельм в 1120 году утонул в канале при переправе в Нормандию, его сестра-близнец императрица Матильда стала ближайшей наследницей английского короля. Казалось, намечается новое соотношение политических сил в форме германо-английской империи под единым правлением. Поэтому было естественным то, что Генрих V поддерживал своего тестя в его столкновениях с Францией. Летом 1124 года во Францию должно было отправиться немецкое войско.

Угроза такого немецкого нападения привела во Франции к последствиям, которые трудно было предсказать. Король, напутствуемый мудрым аббатом Сен-Дени Сугерием, призвал к национальному сопротивлению, подняв над алтарем монастыря Сен-Дени орифламму, считавшуюся знаменем Карла Великого. Крупные отряды французской феодальной знати присоединялись к войску Капетинга. Войско Генриха V не обладало такой мощью. Император, который продвинулся до Меца, вынужден был в августе повернуть назад, так и не вступив в бой, поскольку в собственном тылу против него восстал город Вормс. Это было последней политической акцией Генриха V. В начале 1125 года болезнь, похожая на рак, от которой император страдал уже давно, обострилась. 23 мая в возрасте 39 лет он скончался в Утрехте. Будучи бездетным, он передал свои владения племяннику Фридриху Швабскому и тем самым признал его наследником без необходимого формального выдвижения. Генрих V был похоронен рядом со своими предками в соборе Шпейера. За несколько месяцев до него, 14 декабря 1124 года, скончался папа Каликст II. После его смерти обострились возникшие еще на Латеранском синоде 1123 года трения внутри коллегии кардиналов. В обстановке скандала новым папой Гонорием II был избран кардинал-епископ Ламберт Остийский, руководитель переговоров в Вормсе. Главную роль в этих событиях сыграл выдвинутый Каликстом II в канцлеры кардинал-дьякон Хаймерих.

Со смертью Генриха V закончилось вековое господство Салической династии. Хотя современники-хронисты и изображали императора в неблагоприятном свете, нельзя отрицать наличие твердости и хитрости в его характере. Как бы ни был Генрих V отличен от своего отца, целью обоих последних Салиев было сохранение по мере возможности власти короны в Германии. В целом, несмотря на все отдельные уступки, им удалось существенно укрепить определяющее влияние королевской власти на немецкую церковь. Однако росту княжеской власти они не могли помешать. Именно конец правления Генриха V позволяет понять, насколько центр тяжести в борьбе между королем и князьями сместился в пользу последних. Заключение Вормсского конкордата было, в первую очередь, результатом действий князей. Но, с другой стороны, Генрих V, продолжая дело своего отца, способствовал развитию новых, политически и социально идущих на подъем сил — бюргерства и имперского министериалитета — и тем самым указал Штауфенам путь, на котором становилось возможным обновление королевской власти.

Глава 24

ДУХОВНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В ЭПОХУ БОРЬБЫ ЗА ИНВЕСТИТУРУ

Борьба между regnum и sacerdotium, между старым, вошедшим в обычай порядком и новыми реформаторскими идеями, оставила глубокие следы в духовной и религиозной жизни Германии. Напряженность этих десятилетий ясно проявляется не только в исполненных страстности историографии и публицистике, но и в искусстве той эпохи. Особенно явственно это обнаруживается в архитектуре. Исходным образцом для нового типа монастырского культового строительства стал Хирзау. Рядом со старой церковью Св. Аврелия Вильгельм фон Хирзау распорядился построить базилику св. Петра и Павла, которая — с ее расширенными хорами, особенно с сооруженным здесь «chorus minor» («малым хором»), а также с преображенным в «предцерковь» атриумом — учитывает новые обычаи богатой литургической жизни, пришедшие в Хирзау из Клюни. При этом в Хирзау еще придерживались традиций строительства базилик с плоским перекрытием сводов. Этот новый тип монастырской церкви стал позднее образцом для ряда монастырей в Швабии и в Средней Германии. Однако пока нельзя говорить о возникновении собственной архитектурной школы Хирзау, так как наряду с этими исходящими из Хирзау импульсами важную роль играла местная традиция. В развитии церковной архитектуры в Германии важное место занимает также новый собор в Шпейере, строительство которого примерно с 1080 года вел Генрих IV. Ещё Конрад II и Генрих III начали строительство этого нового собора как родовой усыпальницы. При Генрихе IV отказываются от первоначальной концепции базилики с плоским перекрытием и впервые в Германии применяют технику перекрытия нефов крестовыми сводами. На время Генриха IV приходится также строительство новых соборов в Майнце и Вормсе.

Новые религиозные импульсы распознаются и в поэзии того времени. После почти 150-летнего перерыва владеющие искусством письма клирики снова начинают творить стихи на немецком языке. Ранняя средневерхненемецкая литература — это в основном религиозная поэзия дидактического характера. Влияние монастырского реформаторского движения на немецкую духовную поэзию конца XI века не очень значительно. Поэтому ее нельзя назвать «клюнийской». Создателями этой литературы были в основном представители «белого духовенства», которые в своих произведениях обращаются прежде всего к светской знати. Так, сразу после 1060 года настоятель Бамбергского собора Эццо сочинил песнь о чудесных деяниях Христа. Это первое крупное духовное сочинение в стихах на немецком языке исполнялось, возможно, во время массового паломничества в Палестину в 1064 году (см. гл. 15). Около 1070 года появился призывающий к покаянию текст «Memento mori», автор кторого Нокер, очевидно, был аббатом монастыря Цвифальтен. К концу XI века относится, вероятно, и появившаяся в монастыре Зигбург «Песнь об Анноне», одно из самых ранних произведений немецкой эпической литературы, которое рассматривает жизнь Кёльнского архиепископа Аннона II (см. гл. 1 и сл.) как образцовый пример из церковной и имперской истории. В начале XII века эта духовная литература находит свое развитие также в Средней Германии и в Австрии, чтобы в период с 1130 по 1150 год достичь своего полного расцвета.

Особое место среди церковных школ занимает Бамбергская соборная школа под руководством схоласта Мейнхарда, одного из образованнейших и искуснейших стилистов своего времени. Оживление наблюдалось и в Хильдесхейме при руководителе церковной школы Бернхарде. На юго-западе Империи необходимо назвать прежде всего церковную школу в Констанце, управление которой долгое время находилось в руках Бернольда. Но с середины века немцы начинают интенсивно переселяться во Францию, где известными становятся, в первую очередь, школы Шартра, Лана и Парижа.

Во Франции зародилась и новая церковная наука. Если столкновение мнений обнаруживало определенные расхождения между церковными авторитетами и местами вызывало сомнения в дидактической традиции, то эта новая наука — схоластика — пытается рационалистично постигнуть и взаимно согласовать религиозные истины. Ее основоположником, невзирая на нередко высказывавшиеся в последнее время сомнения, следует считать уроженца Северной Италии Ансельма Кентерберийского (ок. 1033–1109), о роли которого уже упоминалось выше в связи с церковным конфликтом в Англии (гл. 17). Значение его важнейших сочинений «Cur deus homo?» («Почему Бог является человеком?»), «Monologium», «Proslogium» заключается в том, что он пытается продвинуться от непосредственности веры к достижимой цели научного познания («fides quarens intellectum» («разум, ищущий веры»)), а также подвести логический фундамент под церковную дидактическую систему. Благодаря ему экзегеза становится важнейшей задачей теологии XII века. Этот диалектический метод ранней схоластики находит свое развитие прежде всего в творчестве Пьера Абеляра (1079–1142). Занятый сначала в кафедральной школе Лана, с 1113 года он начинает активную деятельность в Париже. Его слава привлекает сюда многочисленных учеников, в том числе немало молодых немцев, и его школа становится первым шагом к созданию Парижского университета. Благодаря своему вмешательству в спор об универсалиях, в котором он занял посредническую позицию, Абеляр положил начало критической трактовке проблемы познания. Но диалектический метод, необходимость которого демонстрировал прежде всего его труд «Sic et non» («Да и нет»), выводил за пределы религиозной традиции. Таким образом, Абеляр нередко отдалялся от господствовавшей в то время дидактической позиции. Поэтому на двух синодах (1121 года в Суассоне и 1140 года в Сансе) он был обвинен в ереси и осужден.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Священная Римская империя: эпоха становления"

Книги похожие на "Священная Римская империя: эпоха становления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Луиза Бульст-Тиле

Мария Луиза Бульст-Тиле - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Луиза Бульст-Тиле - Священная Римская империя: эпоха становления"

Отзывы читателей о книге "Священная Римская империя: эпоха становления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.