» » » » Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)


Авторские права

Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно "Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Мысль, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)
Рейтинг:
Название:
Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)
Автор:
Издательство:
Мысль
Жанр:
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"

Описание и краткое содержание "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать бесплатно онлайн.



В книге доктора экономических наук Я. Е. Чадаева показывается подготовка советской экономики к трудным испытаниям второй мировой войны, перестройка народного хозяйства страны на военный лад, создание слаженного и быстро растущего военного хозяйства, опираясь на которое СССР одержал экономическую, военную и политическую победу.

Рассчитана на преподавателей, лекторов, научных работников и широкого читателя.

Книга содержит таблицы. — DS.

Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.






Партия и правительство придавали особое значение перебазированию предприятий черной металлургии. Базой для основных эвакуированных заводов были избраны Магнитогорский комбинат, Златоустовский, Нижнетагильский заводы, Первоуральский новотрубный и Синарский заводы.

С целью сохранения производства броневого листа в экстренном порядке были демонтированы и вывезены два толстолистовых стана: один — с ленинградского Ижорского завода на Новотагильский завод, другой — с Мариупольского завода им. Ильича на Магнитогорский металлургический комбинат. Погрузка оборудования толстолистового стана и термических печей с Ижорского и Кировского заводов была осуществлена 24 июня 1941 г. Пока они находились в пути, на Новотагильском металлургическом заводе проводились земляные, бетонные работы и огнеупорная закладка печей. С прибытием оборудования стана 18 августа 1941 г. начался его монтаж. Вскоре стан был введен в действие.

В первые дни войны проводилась эвакуация горняков и оборудования шахт Криворожского железорудного и Никопольского марганцевого бассейнов на горные предприятия Урала. В правительственном задании Наркомчермету предусматривалось силами горняков Кривого Рога резко увеличить добычу руды на Высокогорском, Гороблагодатском, Богословском и Бакальском рудниках. Специалисты по добыче марганцевой руды направлялись на рудник «Полуночный», расположенный на крайней точке Северного Урала, в 24 км от последней железнодорожной станции Ивдель.

В последующем была осуществлена эвакуация большой группы крупных и важных заводов черной металлургии Приднепровья (трубных, метизных и др.) на Магнитогорский комбинат, Златоустовский и Нижнетагильский заводы. Рабочие и оборудование днепропетровских трубных заводов им. В. И. Ленина, им. Карла Либкнехта и Никопольского южнотрубного завода направлялись на Первоуральский новотрубный и Синарский заводы8.

Период с августа по декабрь 1941 г. был самым напряженным в работе по эвакуации предприятий черной металлургии. Ведь эвакуировались не только металлургические предприятия. Кроме того, навстречу этому потоку двигались на фронт армии, боеприпасы и все необходимое для отпора врагу. К концу декабря 1941 г. по пяти основным главкам Наркомчермета из 50 предприятий, подлежавших эвакуации, были эвакуированы 33 и 6 находились в состоянии демонтажа. Наркомат черной металлургии и Наркомат путей сообщения принимали все меры, чтобы ускорить продвижение к местам назначения оборудования и работников предприятий. Несмотря на огромные трудности, к декабрю 1941 г. оборудование 26 заводов черной металлургии прибыло на место назначения.

С приближением вражеских войск к Донбассу развернулась напряженнейшая работа по эвакуации химических, машиностроительных заводов и оборудования шахт. Не более пяти дней длилась эвакуация Макеевского, Енакиевского, Константиновского и других заводов Донбасса. Краматорский машиностроительный завод был вывезен сначала на Урал, а затем реэвакуирован под Москву, в Электросталь, где был создан новый завод тяжелого машиностроения. Все угольные шахты были остановлены и частично взорваны. Часть оборудования и горняков была эвакуирована на Урал, в Кузбасс, Караганду и Среднюю Азию. Из Донбасса было вывезено основное оборудование (котлы, турбины, генераторы, трансформаторы) крупных Зуевской, Штеровской и строящейся Кураховской ГРЭС.

По ряду отраслей промышленности мощности перебазированных предприятий составляли свыше 1/3 общесоюзной производственной мощности этих отраслей промышленности. Некоторые заводы были эвакуированы на восток целиком, и среди них такие крупнейшие, как Новокраматорский завод тяжелого машиностроения, Харьковский тракторный, заводы вооружения, боеприпасов, авиационные. Из Харькова, например, был целиком перебазирован на Урал завод, производящий танки: вывезли не только оборудование, но и весь основной состав квалифицированных рабочих, инженеров, техников, мастеров и служащих, а также членов их семей. Только одному Харьковскому тракторному заводу для переброски оборудования потребовалось 26 эшелонов. Один из воронежских заводов отправил свыше 25 тыс. единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования, а также около 11 тыс. работников завода. Рыбинскому заводу для переброски оборудования, материалов и личного состава работников потребовалось 30 железнодорожных эшелонов, 7 пассажирских пароходов и 15 грузовых барж9.

Из Харькова были эвакуированы и другие заводы. Например, оборудование и работники Харьковского электромеханического завода были эвакуированы в ряд пунктов: в Чебоксары — электроаппаратное производство, в Уфу — производство низковольтной аппаратуры, в Кемерово — производство взрывобезопасных электродвигателей, в Свердловск — на завод «Уралэлектротяжмаш» — производство электромашин постоянного тока.

Своевременно и полностью было демонтировано и вывезено оборудование Днепровского алюминиевого завода, имевшего большое значение для отечественного самолетостроения. Благодаря энергичным усилиям наркомата и рабочих завода оборудование завода в течение нескольких недель было доставлено на Уральский алюминиевый завод и там быстро установлено с участием рабочих и инженеров, прибывших с Днепра.

На восток перебазировались вместе с личным составом работников важнейшие заводы из Ростова-на-Дону. Так, оборудование, квалифицированные рабочие, инженерно-технический персонал завода «Ростсельмаш» были эвакуированы в сентябре 1941 г. в Ташкент, где на этой базе был создан новый завод сельскохозяйственного машиностроения «Ташсельмаш». Уже с февраля 1942 г. он начал выпускать военную продукцию для Красной Армии.

Сложные и большие работы были проведены по перебазированию предприятий химической промышленности. На Урал и восток страны было эвакуировано 34 завода, и среди них крупные Днепродзержинский, Горловский, Северодонецкий (Лисичанский) азотно-туковые заводы. Славянский и Донецкий содовые заводы, Славянский новосодовый, находившийся в процессе пуска, Константиновский и Воскресенский химические заводы, Рубежанский химкомбинат, частично орехово-зуевский «Карболит», Дорогомиловский, Дербеневский заводы и много других более мелких предприятий.

В крайне трудных условиях проходила эвакуация населения и предприятий Москвы, Московской области и ряда прилегающих к Москве областей осенью 1941 г. В те дни положение под Москвой было исключительно тревожным: гитлеровские войска, находясь на ближних подступах к столице, пытались прорвать советскую оборону и занять Москву. Учитывая опасность, нависшую над столицей, ГКО 14 октября 1941 г. принял решение об эвакуации из Москвы и Московской области оборонных и других важных заводов. Одновременно возникла необходимость провести массовую эвакуацию важнейших предприятий оборонного значения из ряда прилегающих к Москве областей10.

14 октября 1941 г. на заседание ГКО были вызваны секретари обкомов партии: Ярославского — Н. С. Патоличев, Ивановского — Г. Н. Пальцев, Горьковского — М. И. Родионов. ГКО обязал их разработать план эвакуации оборонных предприятий этих областей и принять активное участие в работе по перебазированию московских и подмосковных предприятий в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь и республики Средней Азии.

Во исполнение решения ГКО развернулась массовая эвакуация из Москвы и Московской области населения, всех основных заводов и предприятий, производивших боевую технику, вооружение и боеприпасы.

Московский шарикоподшипниковый завод был разделен на несколько частей и эвакуирован в Саратов, Куйбышев, Томск. В результате в этих городах были созданы самостоятельные крупные шарикоподшипниковые заводы. Отдельными частями перебазировался и Московский автомобильный завод, так как для его размещения в одном месте не оказалось свободных площадей. Кузнечный, прессовый и рессорный цехи были эвакуированы в Челябинск и соседние с ним города: в Миасс, где были развернуты моторостроительные и литейные цехи, и в Шадринск, где производство отдельных узлов автомашин было размещено в кооперации с местными машиностроительными заводами; главный конвейер завода — цех шасси и ряд других производств были эвакуированы в Ульяновск и размещены в каменных корпусах складов Заготзерно.

Московский завод «Фрезер» был эвакуирован в Томск, завод «Калибр» — в Челябинск, электромашиностроительный завод «Динамо» — частично в Миасс, где был организован завод «Миассэлектроаппарат», Кудинский завод «Электроугли» был переброшен в Свердловск, Подольский аккумуляторный завод — в Тюмень, «Москабель» — частично в Томск.

Из Москвы и Московской области было эвакуировано на восток свыше 1,5 млн. человек, около 500 крупных промышленных предприятий, свыше 101 тыс. различных металлорежущих станков и кузнечно-прессовых установок, более 238 тыс. т черных и цветных металлов и различных материалов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"

Книги похожие на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Яков Чадаев

Яков Чадаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.