» » » » Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)


Авторские права

Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно "Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Мысль, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)
Рейтинг:
Название:
Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)
Автор:
Издательство:
Мысль
Жанр:
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"

Описание и краткое содержание "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать бесплатно онлайн.



В книге доктора экономических наук Я. Е. Чадаева показывается подготовка советской экономики к трудным испытаниям второй мировой войны, перестройка народного хозяйства страны на военный лад, создание слаженного и быстро растущего военного хозяйства, опираясь на которое СССР одержал экономическую, военную и политическую победу.

Рассчитана на преподавателей, лекторов, научных работников и широкого читателя.

Книга содержит таблицы. — DS.

Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.






Главную роль в ускорении темпов промышленного строительства сыграли хорошо разработанные графики строительных работ и строго последовательное их выполнение, заранее продуманная и образцово проведенная подготовительная работа, полное материальное обеспечение, рациональное использование мощности строительных организаций, смелое внедрение новаторских методов в строительном деле применительно к местным условиям и особенностям, а также трудовой героизм строительных рабочих, инженеров и техников.

В 1942 г. была построена и сдана в эксплуатацию первая очередь Челябинского трубопрокатного завода: главный корпус длиной 300 м и комплекс производственных зданий и коммуникаций общей протяженностью более 40 км. В отличие от традиционного порядка работ сначала выполнялись работы по строительству подземных коммуникаций, полов, фундаментов под оборудование и колонн, после чего постройку здания и монтаж оборудования производили одновременно, что позволило сократить сроки строительства до четырех с половиной месяцев.

Скоростным методом строились многие угольные шахты. До войны в Кизеловском бассейне шахты одной и той же мощности строились 2—2,5 года, а во время войны — 12—14 месяцев.

Скоростные методы особенно широко применялись в военной промышленности. На заводах, производящих боеприпасы, за 20—30 дней отстраивались большие цехи. На одном крупном уральском танковом заводе в 1942 г. за два месяца вошли в строй два цеха с металлическими каркасами площадью более 40 тыс. кв. м. Корпус площадью 10 тыс. кв. м со всем санитарно-техническим оснащением был построен за 10 дней7.

В скоростном порядке строились авиационные заводы. Всего за четыре с половиной месяца был построен один из крупнейших заводов авиапромышленности, производственная площадь которого составляла 125 тыс. кв. м. Эвакуированный самолетостроительный завод площадью 80 тыс. кв. м был восстановлен за 66 дней.

Пример скоростного метода строительства показал крупный Запорожский карборундовый завод, перебазированный в Ташкент. До войны на строительство его подготовительных цехов потребовалось два с половиной года, а в Ташкенте их построили за пять месяцев. Цех крупного дробления возвели за четыре месяца, а до войны его строительство продолжалось два года.

Особенно важное значение для Урала и Сибири имело освоение скоростных методов строительных работ в зимнее время. В этом деле большую роль сыграла разработанная и освоенная до войны техника и технология зимнего строительства: производство в зимних условиях земляных и кровельных работ, способы зимней кирпичной и каменной кладки. Без этого строители не смогли бы построить многие заводы в решающие месяцы конца 1941 и начала 1942 г., когда морозы на Урале и в Сибири достигали 40-50°.

В годы войны было освоено бетонирование в зимних условиях. Применение пара и электричества дало возможность значительно ускорить физико-химические процессы твердения бетона и сократить сроки ввода конструкций в эксплуатацию. Метод электрообогрева бетона широко применялся для кладки бетонных массивов при устройстве крупных фундаментов под конструкции и оборудование. Уже на второй-третий день после бетонирования фундамента таким методом можно было производить монтаж конструкций и оборудования, тогда как при старом методе зимней кладки фундамента — только через семь — десять дней.

Применялся также электрообогрев замерзших грунтов при устройстве фундаментов и прокладке коммуникаций. Впервые в зимних условиях была выполнена огнеупорная кладка значительного количества нагревательных и термических печей промышленных предприятий, а также дымовых труб. Для защиты от снега и ветра использовались только легкие тепляки. Кладка в зимних условиях этих сооружений без применения громоздких тепляков давала возможность сократить сроки строительства.

Большой экономический эффект дало четкое разграничение строительно-монтажных работ по возведению сооружений и подготовительных и вспомогательных работ по заготовке строительных материалов и деталей. Эти вспомогательные операции осуществлялись за пределами строительной площадки на специальных заводах и предприятиях по производству строительных материалов, полуфабрикатов, строительных конструкций и деталей.

Одним из существенных факторов массового внедрения в строительство индустриальных скоростных методов явилось широкое развитие производства строительных полуфабрикатов: деталей, крупных блоков, сборных конструкций и строительных материалов, отвечающих требованиям современной строительной техники. В составе строительных организаций возникло много подсобных предприятий: цехи металлоконструкций и бетона, гравийные и бутовые карьеры, лесопильные и деревообделочные мастерские.

Одной из особенностей строительства в военные годы было создание ряда новых строительных конструкций и материалов. Так, новые конструкции сборных стальных мостов из небольшого числа стандартных элементов позволили значительно ускорить темпы строительства и восстановления железнодорожных мостов. Применение новых конструкций радиомачт из металлических труб высотой 200 м и более уменьшило расход металла и во много раз сократило сроки строительства этих сложных сооружений.

Советские инженеры освоили такие новые строительные материалы, как местные грунтоблоки, шлакобетон, высокопрочный гипс и др.

Строительные организации уделяли большое внимание развитию местной базы производства строительных материалов, поскольку сократились возможности обеспечения строек дальнепривозными материалами и строительным лесом. Работа велась в направлении изыскания новых материалов взамен дефицитных. С целью отбора для эффективного применения в массовом скоростном строительстве тщательно рассматривался весь ассортимент старых и новых строительных материалов и стройдеталей. Местные строительные материалы широко использовались даже для строительства таких сложных объектов, как магнитогорские доменные печи, а простые сооружения, как правило, строились из местных материалов.

С целью экономии были резко ужесточены нормы расхода отдельных видов материалов. Например, до войны норма расхода металла на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ составляла 85,6 т, а в 1942 г. — только 48,5 т, металлоконструкций — соответственно 129 и 84 т. Норма расхода цемента была сокращена с 480 до 195 т и кирпича — с 280 тыс. до 124 тыс. штук. Взамен остро дефицитного кирпича на многих стройках широко применялись изготовленные собственными силами блоки из пробужденных шлаков и горелых пород, блоки с применением смешанных цементов, сплошные и пустотелые гипсовые блоки из чистого гипсового бетона и с введением в бетон шлакового и других заполнителей, грунтоблоки из глин и суглинков с введением добавок, повышающих водостойкость и прочность блоков, и др.

Для выполнения грандиозной программы капитального строительства, связанной с перебазированием эвакуированных предприятий в восточные районы, потребовалось расширить и укрепить строительную базу на востоке СССР.

Государственный Комитет Обороны 8 июля 1941 г. обязал Наркомстрой организовать в своей системе на базе действовавших строительных и монтажных трестов особые строительно-монтажные части (ОСМЧ). На них было возложено выполнение срочных заданий по строительству предприятий военной промышленности, восстановлению объектов, поврежденных в результате военных действий, возведению оборонительных сооружений. На положение ОСМЧ было переведено свыше 90% строительных и монтажных организаций Наркомстроя. Было создано 100 ОСМЧ, укомплектованных строителями и монтажниками общей численностью около 400 тыс. человек8. Наркому по строительству было предоставлено право перебрасывать особые строительно-монтажные части с одних строек на другие и переводить в случае необходимости личный состав частей на казарменное положение. Переброски строительно-монтажных частей позволили оперативно концентрировать необходимые средства и силы строительных организаций на строительстве важнейших объектов, как того требовали интересы страны.

В годы войны произошел крупный сдвиг в сторону повышения удельного веса специализированных организаций и снижения доли общестроительных организаций, что обусловливалось увеличением в военное время в структуре строительных работ удельного веса восстановительных работ, состоявших главным образом из монтажа оборудования, сооружения инженерных сетей и т.д. Наряду с основными строительными работами многие строительные организации, особенно в 1941 г., активно участвовали в строительстве оборонительных рубежей, в работах по демонтажу ценного оборудования и металлоконструкций с целью эвакуации их в восточные районы.

Выполнение грандиозной программы капитального строительства на востоке страны — великий трудовой подвиг строителей, монтажников, слесарей, сварщиков, которые дневали и ночевали на стройплощадках и в цехах, чтобы в кратчайший срок пустить в строй предприятия, фабрики, заводы, шахты, а также культурно-бытовые объекты. Эта огромная работа проводилась под руководством местных партийных организаций, ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов партии. Партийные, профсоюзные и комсомольские организации строек всячески способствовали распространению передового опыта, широкому развитию различных форм социалистического соревнования.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"

Книги похожие на "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Яков Чадаев

Яков Чадаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Яков Чадаев - Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.