» » » » Фаина Гримберг - Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов


Авторские права

Фаина Гримберг - Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов

Здесь можно скачать бесплатно "Фаина Гримберг - Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Московский лицей, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Фаина Гримберг - Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов
Рейтинг:
Название:
Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов
Издательство:
Московский лицей
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5-7611-0108-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов"

Описание и краткое содержание "Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов" читать бесплатно онлайн.



Книга Фаины Гримберг «Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов» предназначена для широкого круга читателей и одновременно является необходимым пособием для преподавателей, студентов и старших школьников, которые хотят мыслить самостоятельно и нетривиально.

Что такое аристократия? Как развивалось в Древней Руси военное дело? Кто такие Борис и Глеб? Когда было написано «Слово о полку Игореве» — в XII или в XVIII веке? Как рационально объяснить характер и действия Ивана Грозного? Вот лишь краткий перечень вопросов, поставленных на страницах этой книги.






Но русская летописная традиция (в частности, Никоновская летопись) предлагает нам и другую версию. Сообщается о двух поездках Александра в Орду (в 1257 и 1258 годах); вместе с ним поехали Борис Василькович Ростовский, Ярослав-Афанасий и… Андрей… Ни о каких иных действиях Андрея Ярославича летописи не сообщают. В 1263 году сообщается о смерти Александра. Сообщение о борьбе Афанасия-Ярослава и Андрея за получение ярлыка на великое княжение имеется только у Татищева и даже самые доверительные по отношению к Татищеву историки относят это сообщение к числу так называемых «татищевских сообщений», то есть не подтвержденных никакими иными источниками… Под 1263/64 годом упоминается в летописях о смерти Андрея, названного суздальским князем. Никоновская летопись упоминает о его смерти еще раз: в 1278 году… Интересно отметить, что конец правления Александра был отмечен интенсивными выступлениями горожан в связи со «сбором дани» монголами. Выступления произошли во Владимире, Ростове, Костроме, Ярославле и… Суздале… Однако никаких известий об Андрее Ярославиче в связи с этим нет… Летописи рано начали путать его с сыном Александра Невского Андреем Александровичем. В частности, известно, что Александр дал в удел сыну Андрею Городец, но иногда Андреем, князем Городецким называют Андрея Ярославича…

Что сталось с женой Андрея Ярославича? Имел ли он детей? Находим в связи с записью о его смерти упоминание о его сыновьях: Василии, Юрии и Михаиле. Речь явно идет о мальчиках, «невозрастных». Юрий и Михаил с летописных страниц исчезают, остается Василий, впоследствии (с 1305 по 1309) князь суздальский. А. В. Экземплярский предположил, что речь идет о сыновьях Андрея Александровича, сына Невского… Но если это все же сыновья Андрея Ярославича, то кто их мать? Сколько дочерей имел Даниил Романович, тесть Андрея? В польских источниках упомянуты две его дочери: Переяслава, супруга польского князя Земовита; и Мария, имя которой упоминается в связи с Угровской женской обителью — монастырем, который был основан Феодорой, сестрой Даниила… Оба упоминания относятся к 60-м годам XIII века. Идет ли речь об одной личности, или о разных женщинах? Могло ли «Мария» быть монашеским именем? Можно ли отождествить Марию, дочь Даниила, с женой Андрея Ярославича?.. Если он действительно убит, то его вдова может находиться в монастыре, это вполне естественно…

Но на одном временном «пятачке» скопилось слишком много Андреев, что в связи с многократным переписыванием летописных сведений производит путаницу. Кратко перечислим лиц, с которыми путают Андрея Ярославича: Андрей, Переяславский чудотворец, полулегендарная (или совсем легендарная) личность, о которой мы уже говорили; есть версия, относящая его жизнь ко второй половине XIII века и связывающая его с Суздалем; Андрей Владимирович Углицкий, умерший в 1261 году; возможно, это именно он сопровождал Александра в поездках в Орду; женат он был на некоей Устинье, составитель родословия Рюриковичей Хмыров передал эту Устинью Андрею Ярославичу, А. В. Экземплярский «вернул» бедную Устинью законному супругу, тем не менее и до сих пор некоторые историки называют жену Андрея Ярославича «Устиньей Даниловной»; и наконец — в польских источниках фигурирует Андрей Ярославич, который в конце 80-х — начале 90-х годов XIII века находится при Льве Даниловиче, галицком князе, сыне Даниила Романовича… Так все же: убит был русский Гамлет, или примирился со своим братом-противником? Ведь покорился же Александру Ярослав-Афанасий! Впрочем, Ярослав не формулировал четко своей антиордынской позиции и не действовал против Александра, как это делал Андрей… Вероятнее всего, Андрей Ярославич был убит, но память об этой значительной личности сохранялась долго, и вызывала его тень на страницы летописей и хроник…

Беспокойные потомки Невского. «Московские ханы», они же и последние Рюриковичи. Попытки реванша

Эта глава, казалось бы, должна сделаться самой длинной и обстоятельной; ведь чем дальше, тем больше источников в нашем распоряжении; тем больше возможностей для рассмотрения и анализа как самих этих источников, так и трудов историков, уже проанализировавших и рассмотревших эти источники. Но именно поэтому мы и будем о «поздних Рюриковичах» говорить коротко. Я написала о них отдельное исследование, в котором рассматриваю их жизненные пути и деятельность именно в контексте русской истории. А сейчас мы будем говорить о них именно как о представителях династии Рюриковичей.

Чем же характеризуется период с конца XIII по конец XVI столетия? Ведь это триста лет. За триста лет династия Романовых успела начаться, процвести и… кончиться. В свое последнее трехсотлетие Рюриковичи успевают пережить и засилье на княжеских Столах незначительных мелких личностей, и становление сильных «абсолютистских» характеров, и мучительный конец династии…

Прежде всего эти триста лет характеризуются постепенным упадком Орды. В XV веке она распадается на отдельные ханства. Собственно, чем же был вызван упадок Золотой Орды? Любопытно, что предельный срок существования подобных государственных образований — пятьсот-шестьсот лет; по истечении этого срока подобные образования, образованные посредством «приращения территорий» (в отличие от «заморской» колонизации) распадаются непременно. Орда распалась раньше. Но все же — почему? Совсем не странно, но причиной упадка послужило… развитие. Да, закрепление на покоренных территориях в той или иной степени оседлости привело к тому, что удивительная «модель регулярной армии», такая удивительная и такая преждевременная, найдя наконец регион, соединившись с которым возможно было породить «модель государства-войска»; так вот, «регулярная армия» нашла «свой регион»; «новая модель» была зачата, что называется, чтобы в свое время явиться на свет; а покамест… «модель регулярной армии» начинает помаленьку… распадаться, преображаясь в самое обычное «феодальное развитие». При хане Узбеке принимается одна из мировых религий — ислам. Исламизация сильно ударила по нашему «прототипу регулярной армии», поскольку (как покажет в далеком будущем советский опыт) лучше всего укрепляет подобную «имперскую» армию именно внерелигиозная идеология, прокламирующая культ не бога, но правителя-полководца (эту особенность пришлось учитывать на Балканах османам). Уникальная дисциплинированная монгольская «армия без государства» постепенно преобразуется в «обычные» феодальные дружинные войска. «Осевшие» монголы интегрируются в состав местного населения, превосходящего их по уровню культурно-бытового развития. «Регулярная армия» прекращает свое существование. А феодальные дружины «татарских ханов» значительно слабее дружинных войск Рюриковичей, ведь дружины Рюриковичей раньше появились и уже прошли более длительный путь развития. Теперь монголы перестали быть «непобедимыми и ужасными». Русские князья все чаще побеждают их на поле битвы. Наиболее известная из этих побед, конечно же, знаменитая битва на поле Куликовом, когда в 1380 году объединенные войска Рюриковичей под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) победили фактического правителя Орды, известного в русских летописях под именем Мамая… Кроме того, дружинные войска постепенно заменяются (прежде всего в Московском княжестве) «кантонистскими» войсками, то есть основанными на принципе компактных военизированных поселений с наличием военной подготовки, укрепляющей боевую готовность. В подобное войсковое образование человек входил, «вписывался», как и в дружины прежде, — навсегда, но архаические институты «посвящения» и «добычи» постепенно уходят в прошлое. Место «добычи» занимает «жалованье», выплачиваемое князем, царем (при Иване Грозном — уже «государственным учреждением» — стрелецким приказом); жалованье выплачивалось как деньгами, так и натурой — «кормами». При Иване III и его внуке Иване Грозном русские войска достигают высокого уровня боеспособности…

Здесь следует сказать и о влиянии несомненном службы в ордынской «армии». «Число» для того и проводилось, чтобы «набирать» в ордынские войска. Представителей боярства не надо было и набирать, они приходили добровольно… В этой связи происходит весьма важный процесс: «монголизация» русской знати… Рассматривая позднейшие русские родословия, возможно выделить четыре «разряда» аристократии: Рюриковичи; Гедиминовичи (о которых мы еще будем говорить); потомки монгольских («татарских») вельмож и полководцев, принявших христианство; и потомки позднейших выходцев из Европы перешедших на службу к Рюриковичам… Наиболее многочисленный «разряд» составляют эти самые потомки «татарских мурз». Но действительно ли ордынские вельможи и полководцы только и делали, что обращались в христианство и шли на службу к Рюриковичам? Или в большинстве случаев речь идет просто-напросто… о боярах, воротившихся после службы в Орде? Вероятно, эта служба могла иметь определенный срок и сулить определенные льготы…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов"

Книги похожие на "Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фаина Гримберг

Фаина Гримберг - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фаина Гримберг - Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов"

Отзывы читателей о книге "Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.