Александр Кравчук - Галерея римских императриц

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Галерея римских императриц"
Описание и краткое содержание "Галерея римских императриц" читать бесплатно онлайн.
Перевод с польского Е.В. Смирновой
Книга крупнейшего польского ученого, знатока античности и писателя Александра Кравчука является продолжением знаменитой «Галереи римских императоров». Яркие образы и судьбы жен и возлюбленных римских императоров от Августа до Феодосия позволяют по-новому взглянуть на историю Рима, приоткрыть завесу тайн и интриг, царивших при императорском дворе. (Историческая библиотека).
В 64 г. в Риме вспыхнул страшный пожар – не первый и не последний в истории этого города. Император, а наверняка также и Поппея, находились в это время в Анции. Враги Нерона тут же начали распускать слухи, что город подожгли по его приказу – чтобы он мог насладиться разрушительной мощью огненной стихии, а заодно и освободить место для полной перестройки нескольких городских районов. Ужаснувшись этими слухами, Нерон решил, что ему необходимо найти козла отпущения. Как обычно бывает в подобных случаях, эта роль была сначала предназначена иудеям. Однако в Риме в то время они не составляли единой группы. Часть их считала, что мессия, которого они по-гречески называли Христом, уже сошел на землю и что приближается конец света, а в царство Божие попадут лишь те, кто верит в него – они звались христианами. Но большая часть осталась верна ожиданию мессии, который даст Израилю царство на этом свете.
Поппея симпатизировала иудеям и со многими из них поддерживала хорошие отношения, что она доказала на практике еще в 62 г., когда в Иерусалиме возник конфликт между иудеями с одной стороны и прокуратором Фестом и царем Агриппой – с другой. С западной стороны от храма иудеи построили каменную стену, которая стала мешать царю из дворца и римлянам из крепости видеть то, что происходит на площади перед храмом. Прокуратор хотел снести эту стену, но согласился на то, чтобы этот вопрос рассмотрел и принял окончательное решение сам император. Делегация с первосвященником во главе отправилась в Рим, и там, благодаря заступничеству Поппеи, получила от Нерона согласие оставить стену на месте. Современник событий, еврейский историк Иосиф Флавий, пишет прямо, без обиняков, что император поступил так, чтобы угодить своей жене, которая была богобоязненна и помогала иудеям. Следует ли трактовать здесь слово «богобоязненна» (по-гречески theosebes) как указание на то, что Поппея также интересовалась и иудейской верой – вопрос дискуссионный.
Через каких-то два года, в начале 64 г., самому Иосифу Флавию довелось предстать перед Поппеей и просить у нее милости. Речь шла о том, что предшественник Феста на посту прокуратора Иудеи, Феликс, за какую-то незначительную провинность заключил под стражу и отослал в Рим несколько священнослужителей – родственников Иосифа. Чтобы спасти их, он сам отправился в столицу империи. После драматических приключений на море – его корабль затонул по дороге – Иосиф сумел добраться до императрицы. Добиться встречи с ней ему помог известный актер, еврей по происхождению, который пользовался благосклонностью Нерона. И на этот раз вопрос был решен положительно. Историк так пишет об этом в своей автобиографии: «Не только моя просьба была исполнена, но сверх того я получил еще и щедрые подарки».
Поэтому вполне вероятно, что когда искали виновников пожара, Поппея вступилась за правоверных иудеев и таким образом способствовала углублению конфликта между ними и евреями-христианами, которых и признали поджигателями. Это имело огромные исторические, религиозные и политические последствия, продолжающиеся до настоящего времени.
Не менее важной с точки зрения истории, но в данном случае катастрофической для иудеев, была поддержка, которую Поппея оказала Гессию Флору, когда тот искал возможность стать прокуратором Иудеи. Он получил эту должность благодаря тому, что его жена Клеопатра была подругой императрицы, и проявил себя на этом посту как человек жадный и жестокий. «Что тут говорить? Именно Флор довел нас до того, что мы начали войну против римлян. Мы предпочли погибнуть все и сразу, чем умирать поодиночке». Это слова Иосифа Флавия, участника и летописца этой войны. Она вспыхнула в 66 году и стала одной из причин падения Нерона. Однако Поппеи тогда уже не было в живых. Она умерла в 65 году по вине Нерона. Однажды он пришел пьяный, и когда Поппея стала укорять его за позднее возвращение, он пнул беременную жену, и это стало причиной ее смерти.
Вопреки общепринятой традиции останки Поппеи не были сожжены. Тело было забальзамировано и помещено в мавзолее Августа. Сенат включил ее в число богов, и ей поклонялись как Diva Augusta – божественной Августе. Похвальную речь на похоронах произнес сам Нерон. Он прославлял ее красоту и то, что она была матерью божественных детей. Только ее добродетелей прославить у него не получилось, как едко заметил Тацит. Он же свидетельствует, что смерть императрицы оплакивали все – официально и публично, а про себя, в сущности, скорее, радовались.
Тоскующий по Поппее Нерон чуть не женился на какой-то случайно встреченной им девушке – лишь потому, что та показалась ему похожей на покойную. Однако потом он счел, что больше ему напоминает Поппею мальчик Спор. Нерон приказал кастрировать его и женился на нем. Однако у него все же появлялись некоторые сомнения, и как-то он спросил одного из приятелей, считает ли он Спора подходящей для него женщиной. На что тот со всей серьезностью выражения ответил: «Ты хорошо поступаешь, общаясь с такими женщинами. Ах, если б твой отец имел вкусы, подобные твоим, и искал таких же супруг!» К счастью для шутника, истинный смысл этого высказывания до императора не дошел.
После смерти Нерона в 68 г. статуи Поппеи были сброшены с пьедесталов. Но когда в 69 г. императором стал ее бывший муж Отон, он сумел склонить сенат к принятию нового постановления о возвращении скульптур Поппеи на свои места.
Статилия Мессалина
Statilia Messalina
Третья и последняя жена императора Нерона, правившего в 54-68 гг. Брак заключен в 66 г.
Нерон был ее пятым мужем.
Получила титул августы.
Была жива после 69 г.
Потомства не оставила.
Статилия Мессалина происходила из знатного сенаторского рода. Имена трех ее первых мужей нам не известны, зато четвертый, Аттик Вестин, в течение некоторого времени был одним из ближайших друзей Нерона. Затем их пути разошлись, поскольку Вестин, человек умный и энергичный, не скрывал, что относится к императору пренебрежительно. Он даже позволял себе отпускать в его адрес язвительные шутки, которые не были забыты. Но самым серьезным его прегрешением на взгляд Нерона оказалось то, что он осмелился жениться на Статилии, хотя прекрасно знал, что император был одним из ее любовников.
В 65 г., когда был раскрыт заговор Пизона, одним из консулов был как раз Аттик Вестин. Он не входил в число заговорщиков, и даже под пытками никто из допрашиваемых не произнес его имени. Но несмотря на это император решил, что заговор предоставил ему прекрасную возможность избавиться от мужа Статилии. И он тут же, не выискивая никаких законных предлогов, расправился с ним. В дом Вестина, расположенный неподалеку от Форума, неожиданно явилась когорта преторианцев. Хозяин был дома: в тот день он уже закончил все дела, связанные с его консульской должностью, и пировал с большим количеством гостей. Солдаты промаршировали прямо в зал и потребовали, чтобы он немедленно предстал перед трибуном. Вестин встал, его схватили и потащили в спальню, где уже ждал врач, который должен был вскрыть ему вены, после чего несчастного отнесли в ванну с горячей водой. Умирающий сохранял спокойствие и не терял присутствия духа. А над его гостями император поиздевался по-другому. Они оставались под стражей в доме Вестина до глубокой ночи, и никто из них не знал, выйдет ли он оттуда живым.
Вскоре после этого Нерон женился на вдове Вестина, Статилии. Император не так давно стал вдовцом – после смерти Поппеи Сабины, в которой он сам был повинен. Церемония бракосочетания состоялась в начале 66 г. В следующем году Статилия, вне всякого сомнения, сопровождала мужа в знаменитом путешествии в Грецию. Во время этой поездки Нерон в Коринфе торжественно даровал грекам независимость, и получившие свободу города возводили в честь императорской четы статуи и алтари, в надписях на которых выражена глубочайшая признательность и искренняя благодарность. После смерти Нерона как его имя, так и имя его жены из этих надписей старательно уничтожили.
Статилия пережила трагические события июня 68 г., когда ее муж, покинутый всеми, совершил самоубийство. Его наследники не тронули ни ее саму, ни ее имущество, наверняка еще и потому, что все быстро сменявшиеся на троне правители – Гальба, Отон, Вителлий – принадлежали к тем же кругам римской аристократии, что и семья Статилии. Есть сведения, что Отон собирался на ней жениться, но в 69 г. был свергнут Вителлием и покончил жизнь самоубийством. Перед смертью он написал Статилии письмо, в котором попросил, чтобы она не забывала его и позаботилась о похоронах.
Статилия, определенно, была женщиной выдающейся. Один из современных ей авторов охарактеризовал ее кратко, но метко: отличалась и умом, и красотой, и богатством.
Эмилия Лепида
Aemilia Lepida
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Галерея римских императриц"
Книги похожие на "Галерея римских императриц" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Кравчук - Галерея римских императриц"
Отзывы читателей о книге "Галерея римских императриц", комментарии и мнения людей о произведении.