Адриан Голдсуорти - Во имя Рима: Люди, которые создали империю
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Во имя Рима: Люди, которые создали империю"
Описание и краткое содержание "Во имя Рима: Люди, которые создали империю" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории Рима и его пятнадцати великим полководцам, охватывает период от начала Второй Пунической войны до эпохи Юстиниана, когда Западная римская империя уже перестала существовать.
Спицнон Африканский и Гай Марий, Помпей Великий и Цезарь, Тит и Траян, Юлиан и Велизарий… Именно под их руководством плохо обученное ополчение превратилось в те железные легионы, которые завоевали полмира.
Книга будет интересна как специалистам, так и любителям истории.
О войске под командованием Мария известно немногое, но оно, вероятно, представляло собой сильную консульскую армию из двух легионов и двух ал. Численность последних доходила до 6000, и их поддерживал значительный контингент вспомогательных войск. Общая численность его армии составляла около 30 000-35 000 человек. Он занял и укрепил сильную позицию на берегах реки Родан, где Марий сосредоточил огромные ресурсы. Во время долгого ожидания врага он велел своим солдатам прорыть канал к морю, чтобы увеличить средства сообщения и облегчить доставку провианта. Консул считал, что не должен позволить втянуть свою армию в битву или переходить на другую позицию из-за нехватки продовольствия.
Далее к востоку главные проходы в Цизальпинскую Галлию охранялись его коллегой Квинтом Лутацием Катулом с более слабой консульской армией численностью ненамного превышающей 20 000 человек. Римлянам было известно, что племена разделились. Тевтоны и амброны направились в сторону Мария, а значительная часть кимвров повернула к Норику и готовилась проникнуть в Италию через Альпийские перевалы. Сообщения о передвижениях неприятеля поступали к римским командирам от галльских племен, являвшихся союзниками Рима или же, по меньшей мере, относившихся враждебно к появлению большого числа иноземных варваров.
Сулла, человек который захватил Югурту, служил легатом Мария в 104 г. до н. э. и трибуном в 103 г. до н. э. В течение этого времени он несколько раз участвовал в переговорах с галлами. Он, например, убедил племя марсов стать союзником Рима. Куда более необычными являлись деяния Квинта Сертория, офицера, который был ранен в бою при Аравсионе и спасся лишь благодаря тому, что переплыл Родан. Нарядившись как один из варваров — к тому же он знал немного язык противника, — он проник в лагерь врага, подробно выяснил его численность и намерения и сообщил об этом римлянам.{129}
Тевтоны и амброны приблизились к римскому лагерю на Родане, и они предстали перед легионерами — «бесчисленные, страшные, голосом и криком не походившие ни на один народ», как пишет Плутарх.{130} В другом месте он описывает, как варвары выходят на бой. Кавалеристы выехали
во всем своем блеске, с шлемами в виде страшных чудовищных звериных морд с разинутой пастью, над которыми поднимались султаны из перьев, отчего еще выше казались всадники, одетые в железные панцири и державшие сверкающие белые щиты. У каждого был дротик с двумя наконечниками, а врукопашную кимвры сражались большими тяжелыми мечами.{131}
Бойцы неприятеля были высокими, крепкими, мускулистыми с бледной кожей, светлыми волосами и голубыми глазами. В описаниях кимвров и тевтонов сильно сказалось влияние литературных и художественных стереотипов относительно диких северных варваров: сильные, но недостаточно выносливые; храбрые, но недисциплинированные. Несмотря на преувеличения, эти описания в целом соответствуют действительности, армии варварских племен обычно не умели маневрировать, применяли простую тактику и в основном полагались на стремительную атаку. Она была весьма устрашающей, иногда варвары просто сметали противника — особенно робкого, — но если неприятелю удавалось устоять, то варвары, тут же растеряв свой пыл, в конце концов отступали.
Племена переселенцев странствовали и сражались уже несколько лет подряд и, вероятно, становились более опытными бойцами, чем большинство варварских армий, набираемых для защиты собственных территорий или для совершения краткосрочного набега. Тем не менее эти воины, по сути своей, являлись героями-одиночками, жаждущими проявить храбрость и завоевать славу. Особенно это утверждение справедливо по отношению к знати и ее окружению. Они также были самоуверенны и презирали врагов, которых не так давно им удалось обратить в бегство. Победы варваров, пусть одержаны они были над неподготовленными римскими армиями под руководством бездарных командиров, неизбежно производили отрицательный эффект на солдат Катула и Мария, ожидающих вторжения. Слухи, несомненно, преувеличивали численность и свирепость врага, заставляя легионеров волноваться еще больше. Крайне маловероятно, чтобы солдаты, вступавшие в бой в подобном настроении, могли остановить стремительную атаку дико кричащих воинов, которых считали до этого момента непобедимыми.{132}
Марий знал о настроении своих солдат и поэтому не принял боя, когда племена расположились лагерем неподалеку от его армии. Несколько дней тевтоны выстраивались в боевом порядке на равнине между двумя лагерями и отдельные воины бросали римлянам хвастливые вызовы. Подобные выходки являлись основной частью межплеменных раздоров, — характерная особенность для сообществ с большим количеством бойцов-героев. Один из воинов, надеясь сразу завоевать славу, выкрикнул, что желает сразиться с Марием один на один. Консул предложил ему пойти и повеситься, раз ему так хочется умереть. Германец продолжал настаивать, и Марий послал пожилого гладиатора небольшого роста, объявив, что если варвар победит этого человека, тогда он, возможно, сам сразится с варваром. Подобная насмешка над кодексом чести германцев — ибо гордый воин требовал такого же известного соперника — разительно отличалась от готовности Марцелла веком ранее вести себя так же геройски.
Марий требовал от своих солдат беспрекословного подчинения, не позволяя ни отдельным подразделениям, ни смельчакам-одиночкам вступать с врагом в бой. Он хотел, чтобы его бойцы видели врага на близком расстоянии и привыкли к внешности варваров и производимому ими шуму. Он полагал, что вскоре неприятель не будет казаться таким ужасным. Через некоторое время солдаты начали сердиться на нежелание своего командующего проводить сражение. Тевтоны разоряли окружающую местность и даже предприняли атаку на лагерь римлян, стремясь заставить Мария принять бой.
Нападение было с легкостью отбито, и племена решили пройти мимо не желавшего двигаться врага и отправиться к Альпийским перевалам. Весьма вероятно, что долгое пребывание варваров на одном месте привело к нехватке продовольствия и фуража. Проходя мимо, тевтоны громко выкрикивали оскорбления в адрес римлян, интересовались у солдат, не хотят ли те передать что-нибудь своим женам, поскольку они скоро к ним наведаются в гости. После чего варвары ушли. Плутарх пишет, что тевтонам потребовалось шесть дней на то, чтобы покинуть лагерь, намекая на огромную численность варваров. Однако если эти сведениях верны, то они скорее отражают отсутствие дисциплины во время передвижения племен.{133}
Марий подождал, пока неприятель не пройдет, а затем со своей армией покинул лагерь и последовал за ним. В течение следующих нескольких дней он шел за тевтонами по пятам, держась на близком расстоянии, но, не вступая в непосредственный контакт. Места для лагеря во время ночевок он выбирал очень тщательно, так чтобы особенности местности защищали лагерь от возможного нападения. Он уже объявил своим солдатам, что готов принять бой, но необходимо выбрать подходящий момент и место, чтобы обеспечить победу римлян.
Мария открыто сопровождала сирийская женщина по имени Марта, которая пользовалась славой пророчицы. Ходили слухи, что жена полководца Юлия виделась с этой женщиной во время гладиаторских боев, и та успешно предсказывала исход каждой схватки на арене. Сейчас во время похода Марту несли на носилках. Различные предзнаменования, свидетельствующие об успехе армии, тут же широко оглашались. Как и в случае с заявлением Сципиона Африканского о том, что перед атакой ему во сне явился Нептун и пообещал поддержку, в наших источниках нельзя найти ответ, верил ли Марий во все эти знамения или просто манипулировал настроением своих солдат.{134}
Наконец, когда тевтоны добрались до Акв Секстиевых (Aque Sextiae), Марий посчитал, что долгожданный момент наступил. Римляне, как обычно, разбили лагерь, заняв сильную позицию неподалеку от врага. В данном случае, однако, у этого места был серьезный недостаток из-за отсутствия источника свежей воды. В этом неудачном выборе Фронтин позднее обвинил походную заставу, которая всегда шла впереди главной колонны и размечала место для разбития лагеря.
Марий объявил, что жажда придаст солдатам дополнительный стимул в бою с варварами, расположившихся возле реки и соседних с ней горячих источников. Но первым делом он отправил легионеров недовольных отсутствием воды легионеров укреплять новый лагерь. Армейские же рабы направились к реке, чтобы набрать воды. Несмотря на то что Марий сократил их количество до абсолютного минимума, в армии их оставалось не так уж мало, чтобы смотреть за обозом и вьючными животными. Некоторые из обозных слуг — галеарии (galearii) — носили шлемы, кое-какую защиту и имели основное оружие. Германцы не собирались сражаться в тот день, поскольку римляне следовали за ними уже некоторое время и ни разу не пытались завязать бой. Силы варваров в этот момент сильно рассредоточились, и многие тевтоны купались в источниках.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Во имя Рима: Люди, которые создали империю"
Книги похожие на "Во имя Рима: Люди, которые создали империю" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Адриан Голдсуорти - Во имя Рима: Люди, которые создали империю"
Отзывы читателей о книге "Во имя Рима: Люди, которые создали империю", комментарии и мнения людей о произведении.



























