» » » » коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)


Авторские права

коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно " коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)
Рейтинг:
Название:
Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"

Описание и краткое содержание "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" читать бесплатно онлайн.



«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.

«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.

Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.

Книга содержит таблицы. — DS.

Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.






После ноябрьского (1929 г.) Пленума ЦК ВКП(б) и особенно с 1930/31 г. происходит значительное расширение сети вузов и средних специальных учебных заведений. Особенно высокими темпами росли индустриально-технические высшие и средние специальные учебные заведения. Если сеть всех вузов за годы первой пятилетки выросла в 5,6 раза, а число студентов — в 2,9, то количество индустриально-технических институтов увеличилось в 10,7, а число студентов в них — в 5 раз1424. Число студентов технических вузов выросло с 48,9 тыс. в начале пятилетки до 233,5 тыс. в конце, изменились их социальный состав и политическая направленность1425. Существенно выросла сеть индустриальных техникумов. В 1928 г. число учащихся в них составляло 24,5% учащихся всех техникумов, а в 1933 г. превысило 43%. Особенно быстрыми темпами росло число учебных заведений по подготовке специалистов для машиностроительной, металлургической, электротехнической и химической промышленности.

За годы первой пятилетки значительное развитие получили высшие и средние учебные заведения по подготовке специалистов для сельского хозяйства и педагогических кадров. Число сельскохозяйственных вузов увеличилось с 30 в 1927/28 учебном году до 142 в 1932/33 г., а число студентов в них — с 22,4 тыс. до 62,2 тыс. человек, педагогических — соответственно, с 27 до 163 и с 15,8 тыс. до 93,3 тыс. человек1426. Такое увеличение было связано с преобразованиями в сельском хозяйстве и осуществлением всеобщего обязательного начального, а затем и семилетнего образования в стране.

Для обеспечения наборов в вузы рабочей и колхозной молодежи все возрастающую роль играли рабфаки и курсы подготовки в вузы и техникумы.

В те годы проводилась огромная работа по улучшению методов преподавания в вузах, совершенствованию проведения практики. С осени 1931 г. в учебных заведениях Москвы, Украины и других городов стал применяться лабораторно-бригадный метод обучения. Недостатки самого метода усугублялись отсутствием оборудования, учебных пособий.

Ряд вузов, перейдя на лабораторно-бригадный метод обучения, отказались от других видов занятий, ввели свободное посещение, а преподавателям отвели роль консультантов, что снижало их роль в процессе образования. При проведении занятий стали равняться на середняка, поэтому снижалась успеваемость в целом. На основе проведения обследований работы вузов и техникумов 19 сентября 1932 г. было принято постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах»1427. Это постановление внесло принципиальные изменения в систему преподавания и организацию учебного процесса. Лабораторно-бригадный метод учебной работы был отменен. В основу организации учебного процесса было положено твердое расписание, для всех учебных заведений был установлен единый режим с одинаковой продолжительность учебного года, твердыми сроками начала и конца занятий, каникул и т. д. Контроль за учебной работой технических вузов и утверждение учебных планов и программ был возложен на созданный при ЦИК СССР Комитет по высшей технической школе1428.

Партийные и комсомольские организации вузов и техникумов проводили огромную работу в области упорядочения деятельности учебных заведений, повышения идейно-политической, воспитательной работы среди студенчества.

Развитие высших и средних специальных учебных заведений в этот период иллюстрируют данные табл. 1.

Таблица 1

Рост числа высших и средних учебных заведений СССР * Высшие учебные заведения Средние специальные учебные заведения число учебных заведений в них студентов, тыс. число учебных заведений в них учащихся, тыс. 1914/15 г. (в границах до 17 сентября 1939 г.) 91 112,0 295 35,8 1927/28 г. 148 168,5 1037 189,4 1932/33 г. 832 504,4 3509 723,7

* «Народное образование, наука и культура в СССР». М., изд-во «Статистика», 1970, стр. 151.

За годы первой пятилетки народное хозяйство страны получило 170,7 тыс. новых специалистов с высшим образованием и 308,9 тыс. — со средним. К концу первой пятилетки в СССР было 1,4 млн. человек с высшим и средним специальным образованием, 30% из них окончили вузы и техникумы в годы первой пятилетки1429.

2. Развитие науки

В годы первой пятилетки масштабы организации и развертывания научных исследований приобрели общегосударственное, народнохозяйственное значение. Это соответствовало общим потребностям ускорения развития производительных сил на основе крупного машинного производства, которое характеризуется возрастающей технической и технологической сложностью.

В период первой пятилетки осуществлялась коренная перестройка и интенсивное расширение всей системы научных учреждений страны, закладывались основные организационные принципы развития советской социалистической науки в двух основных направлениях: накопление научно-прикладных знаний (сеть научных организаций промышленности) и фундаментальных, общетеоретических исследований (учреждения Академии наук).

В решениях XV съезда ВКП(б) в качестве важного условия успешного выполнения пятилетнего плана развития народного хозяйства ставилась задача широкого развития сети промышленных научно-исследовательских институтов и лабораторий. 7 августа 1928 г. было принято постановление СНК СССР «Об организации научно-исследовательской работы для нужд промышленности». Для усиления связи работы научно-исследовательских учреждений с текущими нуждами и перспективными планами развития промышленности предусматривалось ускорить разработку пятилетнего плана научно-исследовательских работ в соответствии с пятилетним планом перспективного развития промышленности. Основное внимание уделялось теоретическим проблемам, имевшим практическое значение, проблемам технической реконструкции (электрификации, химизации процессов производства и т. п.) и освобождения советской промышленности от импортной зависимости, организации новых производств и усиления обороноспособности СССР. Намечавшиеся мероприятия должны были обеспечить дальнейший рост сети научно-исследовательских институтов и лабораторий промышленности, значительно расширив географический радиус их размещения.

Если в 1928 г. существовало 30 научных организаций промышленности, в том числе 14 в Москве и 16 в Ленинграде, то на 1 января 1932 г. их общее число увеличилось до 205, или в 7 раз. Хотя в течение этих лет сильно возросло значение Москвы и Ленинграда как крупнейших научных центров страны, все же в начале 1932 г. около 121 научной организации промышленности размещались в новых крупных промышленных центрах, в том числе на Украине — 38, на Урале — 20, в Сибири и на Дальнем Востоке — 15, в Закавказье — 11. К общему числу научных организаций промышленности в начале 1932 г. относились 122 научно-исследовательских института и 83 филиала, причем 176 из них имели общесоюзное значение и 29 — республиканское. В число научно-исследовательских организаций союзного значения входило 16 головных учреждений (8 институтов с 8 филиалами), а остальные 160 были отраслевыми научными учреждениями. На долю химии приходилось 27 институтов и филиалов, машиностроения — 18, металлургии — 13, производства стройматериалов — 25, энергетики — 13, топлива — 13, легкой промышленности — 10. Общая численность персонала научных учреждений промышленности увеличилась с 3,2 тыс. человек в 1929 г. до 24,8 тыс. в 1931 г., в том числе кадры научных работников расширились соответственно с 1,5 тыс. до 8,8 тыс. человек. Примерно с 1930 по 1932 г. общие затраты на научно-исследовательские работы в сфере промышленности, в том числе на капитальное строительство и оборудование, увеличились с 88,5 млн. до 273 млн. руб., или в 3 с лишним раза1430. Уже первый пятилетний план заложил основу исторического процесса все более интенсивного превращения науки в непосредственную производительную силу социалистического экономического развития.

Важную роль в ходе развития промышленности сыграл «Государственный институт по проектированию металлических заводов» (Гипромез). Вначале он включал ряд крупных отделов — металлургический, машиностроительный, энергетический, строительный, экономический и общий, которые объединяли филиалы на местах, затем — в 1929 г. — он разделился на крупные самостоятельные государственные проектные институты по отраслям промышленности. Сотрудниками Гипромеза разрабатывались крупные проекты нового промышленного строительства — Криворожского, Магнитогорского и Челябинского металлургического заводов, вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле, Уральского завода тяжелого машиностроения в Свердловске (Уралмаш), Волгоградского тракторного завода, завода сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону, завода по производству кос в Златоусте, крупного завода текстильного машиностроения, инструментального завода.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"

Книги похожие на "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора коллектив авторов

коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.