» » » » коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)


Авторские права

коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно " коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)
Рейтинг:
Название:
Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"

Описание и краткое содержание "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" читать бесплатно онлайн.



«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.

«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.

Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.

Книга содержит таблицы. — DS.

Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.






Однако успехи машиностроения еще не отвечали предъявляемым к нему требованиям. Например, одной из основных трудностей капитального строительства даже в конце начального периода индустриализации (1927/28 г.) был недостаток оборудования (паровых котлов, паротурбин, дизелей, нефтяных двигателей, станков по металлу), который приходилось покрывать за счет ввоза из-за границы. Импорт машин новейших конструкций даже несколько расширялся. Машины были необходимы при сооружении новых заводов, оборудуемых по последнему слову техники398.

Грандиозные задачи в области машиностроения выдвигались первым пятилетним планом. Намечалось широкое развитие станкостроения, создание новых производств, призванных освободить СССР от импорта различного оборудования (для металлургии, топливной и текстильной промышленности, авто-, авиа- и тракторостроения и т. д.). Чтобы обеспечить быструю индустриализацию страны, технико-экономическую независимость и обороноспособность СССР, необходим был исключительно высокий темп развития машиностроения. Валовая продукция его к концу пятилетки должна была увеличиться в 3,5 раза, а сельскохозяйственного машиностроения — в 4 раза при росте ее по всей тяжелой промышленности в 3,3 раза399.

Уже в 1929 г. встал вопрос об увеличении заданий пятилетки. Машиностроение явилось той отраслью промышленности, в планы которой вносились наибольшие изменения. Например, задания по сельскохозяйственному машиностроению были удвоены. Была дополнительно намечена и осуществлена постройка ряда машиностроительных предприятий-гигантов, ранее не предусмотренных планом, в том числе крупных авиационных и моторостроительных заводов.

Машиностроение, от которого, прежде всего зависели масштабы и темпы технического перевооружения народного хозяйства, развивалось особенно быстрыми темпами. Среднегодовой темп прироста его валовой продукции составил 41,3% по сравнению с 19,2% по промышленности в целом400. Пятилетка была завершена в 3 года401. Производство машиностроения в ценностном выражении за годы пятилетки выросло с 1631 млн. руб. (табл. 5) до 7628 млн. руб., т. е. в 4,7 раза, а по сравнению с 1913 г. — в 10,9 раза. Наибольшие темпы развития имели электротехническая промышленность и сельскохозяйственное машиностроение, выросшие более чем в 5 раз.

Таблица 5

Основные производственные показатели машиностроения * 1928 г. 1932 г. 1932 г., % к 1928 г. Основные фонды на конец года, млн. руб. ** 1688,9 4763,4 280,0 Мощность двигателей, обслуживающих рабочие машины (на конец года), тыс. квт ** 427,9 1156,0 258,0 Среднегодовое число рабочих, тыс. чел. ** 479,9 1429,6 309,5 Валовая продукция (в ценах 1926/27 г.), млн. руб. 1631,0 7628,0 470,0

* «Социалистическое строительство СССР». М., 1935, стр. 14, 15, 35.

** Включая ремонтные предприятия.

Сельскохозяйственное машиностроение увеличило свою продукцию по сравнению с 1913 г. в 16 раз и создало совершенно новую техническую основу для развития сельского хозяйства. Столь же высокими были показатели еще по целому ряду отраслей машиностроения. Так, производство металлорежущих станков в годы пятилетки выросло почти в 10 раз, турбин — почти в 7, генераторов — в 14,5 раза, тракторов и автомобилей — в 28 раз402. Таких высоких показателей не достигали экономически развитые капиталистические страны.

Советское машиностроение по производственной мощности поднялось до уровня машиностроительной промышленности Германии, превосходя ее по степени концентрации и техническому уровню.

Расширение производства машиностроения СССР за годы пятилетки и снижение его в капиталистических странах изменило роль СССР в мировом производстве: по общему машиностроению Советский Союз перешел с 4 места в мире на 2 место, сельскохозяйственному машиностроению и тракторостроению с 4 на 1, автомобилестроению с 12 на 6. Если в 1928 г. продукция советского машиностроения составляла 4,2% к продукции машиностроения капиталистических стран, то уже в 1931 г. она достигла 26,6%403.

Изменилось положение машиностроения в отраслевой структуре промышленности СССР. Его доля в 1932 г. повысилась до 21%404. По удельному весу производства машин в общей промышленной продукции СССР опередил наиболее передовые индустриальные страны мира. Так, в США в 1929 г. аналогичные данные составляли 17,8%, в Германии в 1927/28 г. — 12,2%405.

В результате строительства большого числа новых и коренной реконструкции старых заводов основные производственные фонды советского машиностроения увеличились за годы пятилетки в 2,5 раза, а станкостроения, точной индустрии и инструментального производства — в 4 раза, сельскохозяйственного машиностроения — в 3,4 раза, продовольственного машиностроения — в 4,6 раза. В такой отрасли, как автотракторостроение, которое создавалось по существу заново, производственные фонды за пятилетку выросли почти в 30 раз406.

Коэффициент обновления основных производственных фондов составил к началу 1932 г. 67,1%407, а по электротехнической промышленности — 73,8408. В 1932 г. 31,3% валовой продукции машиностроения было получено с новых заводов и 39,7% — с реконструированных предприятий409. К концу пятилетки Советский Союз располагал самым молодым станочным парком в мире. К началу 1932 г. в машиностроительной промышленности 45,5% всех станков были установлены в годы пятилетки. По отдельным их видам этот процент был еще выше: 46,8% металлорежущих станков и 51,4% металлодавящих. В станкостроении станки, установленные в годы пятилетки, составили около 70% всего станочного парка410, а наиболее квалифицированные — сверлильные полуавтоматические станки — 86,4% и плоскошлифовальные — 91,3%411. По темпам роста станочного парка СССР в годы первой пятилетки обогнал все наиболее развитые капиталистические страны, в том числе и США, которым понадобилось 10 лет, чтобы достигнуть такого уровня обновления станочного парка, которого СССР достиг менее чем за 5 лет412. Как свидетельствуют приведенные данные, обновление основных фондов в ряде случаев было настолько велико, что по существу это были вновь созданные отрасли машиностроения.

Ускоренные темпы развития машиностроения в первой пятилетке оказались возможными благодаря использованию в качестве опорной базы старых предприятий, значительно обновленных и расширенных. Основные фонды многих заводов выросли в 1,5—2 раза и более. Например, основные фонды старых станкостроительных заводов выросли с 16 086 тыс. руб. (на 1.Х 1928 г.) до 27 400 тыс. руб. (на 1.I 1933 г.), т. е. в 1,7 раза; старых инструментальных заводов — в 4,5 раза (с 11 800 тыс. до 53 300 тыс. руб.), сельскохозяйственного машиностроения — в 2,1 раза (с 75 300 тыс. до 157 600 тыс. руб.)413. Как правило, здесь быстрее и эффективнее осваивалось модернизированное оборудование и новая продукция. Их опыт и кадры использовались и на вновь построенных заводах.

Следует также иметь в виду, что высокие темпы развития машиностроения были достигнуты несмотря на более медленное восстановление и развитие отечественной металлургии.

В связи с отставанием черной металлургии правые оппортунисты пытались взять под сомнение линию на форсированное развитие машиностроения, утверждали, что до подъема черной металлургии в нужных масштабах развитие машиностроения необходимо притормозить. Это означало задержку строительства материально-технической базы социализма и укрепления оборонной мощи страны. На январском (1933 г.) объединенном Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), отвечая им, Г. К. Орджоникидзе сказал: «Мы не могли бы построить металлургию, если бы не построили машиностроительные заводы, ибо для оборудования металлургических заводов требуется огромное количество оборудования и машин». Теперь, подчеркивал он, в основном мы строим металлургические заводы на нашем оборудовании414.

Приходилось осуществлять усиленное снабжение машиностроения металлом за счет других отраслей. Однако прирост производства металла был невелик и даже при этом условии не мог обеспечить рост машиностроения и металлообработки. Часть металла приходилось ввозить из-за рубежа. В 1931 г., например, было ввезено 1,3 млн. т проката, т. е. 32,5% к производству отечественного проката за год415.

Кроме того, капитальное строительство сдерживалось, как отмечалось, перебоями в снабжении строительными материалами и оборудованием.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"

Книги похожие на "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора коллектив авторов

коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.