Борис Гринштейн - ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ"
Описание и краткое содержание "ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ" читать бесплатно онлайн.
Великое княжество Русской Америки * Территория - 2 661,3 тыс.кв.км. * Население - 22,6 млн. человек. * Столица - Новороссийск (318 тыс). * Государственный язык - русский. * Этнический состав - русские(включая креолов)- 54%, аборигены(индейцы, алеуты, эскимосы)- 13%, выходцы из Японии- 8%, из Китая и Кореи- 8%, англо-саксы и выходцы их других европейских стран- 6%, евреи-5%, латинос- 4%, прочие- 2%. * Религия - православные- 71%, язычники и анимисты- 6%, иудеи-5%, католики- 4%, протестанты (приверженцы англиканской церкви, баптисты, просвитериане, лютеране, пятидесятники, др.)- 4%, старообрядцы- 3%, синтоисты- 2%, буддисты- 2%, бахаи- 1%, прочие- 2%. * Государственное устройство -парламентаристская монархия. * Глава государства - Великий князь и Престолоблюститель * Глава правительства - премьер-министр, им становится лидер партии, получившей на выборах большинство в Думе. * Высший законодательный орган - двухпалатный парламент, состоит из Сената (104 сенатора) и Дума (301 место). Избираются всеобщим голосованием сроком на 5 лет. * Административное деление - 4 губернии (Аляска, Московская, Орегон и Новый Альбион) и территория Ванкувер-Куадро. * Крупнейшие города - Новоархангельск (2,4 млн.), Сиэтл (1,64 млн.), Москва (1,5 млн.), Спокан (0,84 млн.), Новороссийск (0,32 млн.) * Валюта - рубль (на 31.12.00- 0,988 долл. США). * ВВП на душу населения - 24,718 долл. США на 2000г. * Горнодобывающая промышленность - нефть, природный газ, руды цветных металлов и железа, золото, платина. * Важнейшие виды выпускаемой продукции - авиационное оборудование, цветные металлы(медь, алюминий, цинк, свинец), нефтепродукты, пищевые продукты, продукты деревопереработки, бумага и целлюлоза, рыба и морепродукты, электроэнергия(94% гидро), промышленное оборудование, бытовая техника, электроника, морские суда, цемент. * Сельское хозяйство - интенсивное ориентированное на экспорт, производство фруктов, ягод и овощей, мясомолочное животноводство, оленеводство. * Туризм - 27,11 млн. гостей в 2000году. *** Несколько лет подряд по ежегодной статистике ООН Русская Америка называется лучшим местом в мире для проживания по совокупности важнейших критериев (общий уровень жизни, экология, культура и искусство, образование, уровень преступности и т.д.). Женевская єГруппа корпоративных ресурсовЋ (Corporate Resources Group) каждый год определяет лучший в мире город для жизни человека (CRG Quality-of-life Reports). В 1995 году в десятке лучших городов было названо города, причем Москва была второй (после Женевы), а Сиэтл - четвертым (третьим была Вена), а по итогам 1996 года Москва и Сиэтл заняли два первых места. *** Здесь первые главы книги. К сожалению, получается скорее учебник истории. Довёл его (подробно) до 1825 г. теперь вот думаю, стоит ли продолжать… Почему я стал это писать? Прочитав как-то мемуары Хлебникова я задумался. Почему такие несомненно умные, сильные и образованные люди не смогли построить ничего подобного Ост- и Вест-индские компании или, если быть ближе к теме пушнины, Гудзоновой или Северо-западной? Ведь русские промышленники в Северо-западной Америке имели большую фору. Кук добрался до тех мест через 37 лет после Чирикова и Беринга, а Астория была заложена 35-ю годами позже Капитанской Гавани. Объяснения типа отдалённости или незаинтересованности правительства притянуты за уши. И только прочитав письмо Шелихова к иркутскому генерал-губернатору с проектом отправить из С.Петербурга казённое судно в Камчатку я понял, что корень в психологии. Британский или голландский негоциант шёл бы иным путём: кредит, фрахт судна, страховка и вперёд, за богатством. Тут же появилась идея просчитать, как повернулось бы дело, если среди основателей Компании оказался толковый менеджер. И никакой мистики, путешественников во времени, суперменов или невероятных изобретений. * Все персонажи, названные по именам, исторические личности и находились в указанном месте в указанное время или могли находиться, исходя из логики событий. Исключение - голландцы. Типичных семей, подобных Ван-Майерам, в тот исторический период в Голландии было сотни, а из-за англо-голландской войны 1780-84гг. многие молодые и честолюбивые негоцианты искали применение своим способностям в России.
"В гарнизоне было вместе с драгунами, добровольцами-охотниками, экипажами "Паллады", "Авроры" и "Дианы" 1634 человек. Из них 429 находились на кораблях, 703 - на береговых батареях, остальные - в стрелковых и пожарных партиях и других подразделениях. Пушек в Новороссийске пригодных для боевых действий было всего 168, включая 67 на береговых батареях, 48 оставшихся на кораблях, 19 в полевой артиллерии и 34 орудия предназначенные в замену разбитым. Бомбических орудий всего 2, оба на батарее Љ 1."
Постоянно велось наблюдение за океаном. На Дальнем маяке несли службу сигнальщики с "Авроры" под командованием унтер-офицера Яблокова. Связь поддерживалась гелиографом и посыльными из драгун. Новороссийск приготовился встретить врага.
"Спокойно прожили мы в Новороссийске до 17 августа, погода была большей частью хорошая, и время мы проводили довольно беспечно, хотя и много работали; но вот утром вышеозначенного дня с дальнего маяка у входа в залив сделали сигнал, что в море видно шесть военных судов. В городе ударили тревогу, и все собрались в назначенные места. Авроровской команды оставалось еще 60 человек больных, но с первым ударом боевой тревоги все они явились на службу и стали на свои места по расписанию наравне с здоровыми.
Были поданы сигналы: "Подходит эскадра из 6 судов под английским флагом";
Сигнальщики, рассматривая эскадру, подходившую с океана, без труда узнали старых знакомых по стоянке в Калао: английские фрегаты - 52-пушечный "Президент", 44-пушечный "Пайк"; рядом с ними - 60-пушечный французский фрегат "Форт", 32-пушечный корвет "Эвридика" и 18-пушечный бриг "Облигадо"; под контр-адмиральскими флагами шли "Президент" и "Форт". Все эти корабли, кроме "Вираго", Яблоков и его товарищи хорошо помнили по стоянке в Перу. Только пароход "Вираго", вооруженный шестью дальнобойными бомбическими орудиями, был им неизвестен. Он прибыл в Калао из Панамы лишь через неделю после того, как ускользнула "Аврора". "Вираго" тогда доставил английскому и французскому адмиралам пакеты за многими печатями. В них находился согласованный правительствами приказ эскадрам объединиться в одну под общим командованием контр-адмирала Дэвида Пауэлла Прайса. Контр-адмирал Фебрие де Пуант назначался его заместителем. Адмиралтейство "владычицей морей" ревниво относилось к тому, кто будет командовать морскими силами, и добилось назначения своего флагмана, хотя французский адмирал был старше по службе.
Адмиралы информировались о выходе с Балтики на Тихий океан фрегатов "Диана" и "Аврора". Им приказывалось перехватить оба фрегата и уничтожить их. Было отчего флагманам расстроиться - ведь один из фрегатов проскользнул у них буквально между пальцами!
Единого мнения о плане дальнейших действий у адмиралов небыло. Прайс, опасаясь крейсерства русских фрегатов на коммуникациях британских коммерческих судов, настаивал на немедленном их поиске и уничтожении. Де Пуанта мало волновала защита транстихоокеанских путей сообщения, поскольку французские торговые суда ими не пользовались; его больше устраивало "разорение русских берегов". Это при всем при том, что Прайс был как раз специалистом по штурму береговых укреплений, а де Пуант, напротив - по линейному морскому бою. В спорах уходило время, к общей точке зрения адмиралы не приходили, и объединенная эскадра долго еще стояла в Калао. "Началась эта долгая серия откладываний и проявлений нерешительности, которая должна была спустя несколько месяцев иметь такой гибельный исход". Только 17 мая два фрегата (один английский, другой французский), сопровождаемые двумя пароходами, вышли в Тихий океан с довольно слабой уже надеждой настигнуть и потопить "Аврору". Конечно, они ее не настигли, постояли у Маркизовых островов, а затем перешли к Сандвичевым островам. Какова же была досада командующего, когда, придя в Гонолулу, он узнал, что за 18 дней до их прибытия, другой русский фрегат, "Диана", покинул порт! Догнать и потопить "Диану"? Опять не решились немедленно действовать, хотя в гонолулу уже собрались все корабли эскадры.
Прайс всерьез опасался, что адмиралтейство поинтересуется, способен ли он вообще чинить препятствия русским. А тут еще насмешки прессы! В свежей "Таймс" он прочел: "В Тихий океан выслано несколько русских военных кораблей, которые в настоящее время появляются в различных портах и, по-видимому, мало обращают внимания на британские и французские суда, находящиеся здесь".
Это положило конец колебаниям адмирала. Ему срочно требовалось себя реабелитировать. В надежде на легкую победу решено было идти на Новороссийск, тем более что и де Пуант настаивал на этом. По дороге решили захватывать русские крепости, а также суда - военные и торговые, причем союзники льстили себя надеждой, что они овладеют большими барками Русско-американской компании. Отделив от эскадры два фрегата с задачей охранять коммуникации между Калифорнией и Гавайскими островами, Прайс с шестью кораблями покинул стоянку и 25 июня взял курс на север.
Первой победой союзного флота стало пленение компанейского бота "Лахтак", шедшего в Сан-Франциско с грузом рыбы. Он, обогнув мыс Мендосино, нос к носу столкнулся с эскадрой. Старшим на боте шел шкипер Гелькович, с ним были шесть матросов.
"Поняв с кем свела нас судьба я попытался приблизиться к берегу, надеясь что там не будут нас преследовать, а в случае крайнем выбросить бот на Американский берег. Но был час отлива и при очень слабом ветре Лахтак больше часа лавировал против течения оставаясь почти на месте… Вскоре десять вражеских барказов под веслами, заполненные морскими пехотинцами, окружили нас со всех сторон… Хотя и не радостное это дело, попадать в плен, но нельзя было удержаться от смеха перед представившейся нам картиной. Семь катеров, держась в кильватер друг друга, вели наш бот на буксире. По бортам держались по катеру, и, наконец, все шествие замыкалось вооруженным барказом.
На корме каждой шлюпки развевался флаг… Кулаков (матрос с "Лахтака - А.Б.") вполне справедливо заметил, что вся эта процессия походит на то, как мыши кота хоронили…"
Пленные моряки были переведены на флагман, трофейная рыба перегружена, а бот сожжён.
Весь последующий путь дул ровный попутный ветер. Настроение на эскадре было хорошее, офицеры ожидали капитуляции русского порта при одном взгляде ее защитников на несокрушимую мощь союзников.
И вот перед ними Новороссийск! Прайс полагал, что против силы, которую он привел в эти воды, ничто устоять не сможет. Но многие войны, участником которых он был, приучили его к осторожности, поэтому заходить в залив губу сразу всей эскадрой он не решился. Корабли легли в дрейф, а командующий отправил "Вираго" на разведку, с целью провести рекогносцировку, посмотреть на порт и подходы к нему. Для этого приказано было спустить английский и поднять звездно-полосатый флаг, а матросов на верхнюю палубу не выпускать, расчитывая, что "Вираго" примут за безобидного бостонского "купца". Пароход, дымя тонкой трубой, продвигался по бухте, делая промеры. Когда из Новороссийской гавани выскочил лоцманский бот и направился к борту парохода, командир "Вираго" капитан Маршалл, не очень полагаясь на свой фальшивый американский флаг, приказал ложиться на обратный курс и разрешил матросам выходить на верхнюю палубу. Потом сменили флаг. Маскарад кончился.
"В половине 5 часа увидели подходящий трехмачтовый пароход под американским флагом, людей на пароходе было мало; пароход остановился, не доходя мили три до Корабельного мыса; навстречу ему был выслан на вельботе штурманский офицер прапорщик Самохвалов для осмотра судна, но пароход, завидя шлюпку, тотчас поворотил назад; в это время показалось на нем много народа. Было очевидно, что эскадра, крейсирующая у входа, есть неприятельская."
Адмирал Прайс самолично ходил на "Вираго" осматривать русские батареи и возвращался к эскадре расстроенный. Рекогносцировка убедила его, что и с приходом сюда он опоздал. Русские времени зря не теряли. Вход в порт охраняется батареями, а за бревенчатыми бонами в гавани стоят три фрегата. Маловероятно, что они собираются сдаваться. Придется драться, а в бою возможны потери. И кто его знает, не слишком ли дорогой ценой будет куплена победа…
Ночью командующий совещался со своим помощником. Де Пуант настроен был оптимистично и не сомневался в скорой и полной победе. Наступление решили не откладывать.
Ещё до заката "Палладу" и китобойцы отбуксировали на середину фарватера и прорубили в нескольких местах днища. На "Палладе" ещё взорвали порохом корму. В ночь на 18 августа 1854г. морская вода навсегда сомкнулась над фрегатом.*(4)
.
1* Индейские предания рассказывают о сражении во Французской долине несколько иначе. "Мы ждали белых у деревни умпква Акакату. Там собрались воины такелма, кламат, куус, рог и ческо даже дальние яхускин и калапуйе… Разведчики говорили, что они (французы) должны были подъехать сразу после полудня, но они ехали медленно. Я успел сводить лошадей на реку и вымыть их свежей водой, потом искупался сам. Только ближе к вечеру я увидел огромное облако пыли. Скоро примчался всадник от ческо, крича нам на ходу: "Белые солдаты! Много солдат!" Мы взнуздали лошадей. Снова прискакал разведчик и закричал: "Идут белые солдаты! У нас будет тяжелый бой!"
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ"
Книги похожие на "ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Гринштейн - ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ"
Отзывы читателей о книге "ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ", комментарии и мнения людей о произведении.