» » » » К Леонтьев - О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)


Авторские права

К Леонтьев - О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)

Здесь можно скачать бесплатно "К Леонтьев - О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)"

Описание и краткое содержание "О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)" читать бесплатно онлайн.








ПРИМЕЧАНИЕ 1885 ГОДА

Есть люди, весьма почтенные, умные и Достоевского близко знавшие, которые уверяют, что он этою речью имел в виду выразить {совсем не то}, в чем я его обвиняю; они говорят, что у него при этом были даже некие {скрытые мечтания апокалипсического характера}. Я не знаю, что Ф. М. {думал} и что он {говорил в частных беседах с} друзьями своими; это относится к интимной биографии его, а не к публичной {этой} речи, в которой и тени намека нет на что-нибудь не только "апокалипсическое" (то есть {дальше} определенного учения Церкви идущее), но и вообще очень мало истинно религиозного - гораздо меньше, чем в романе "Братья Карамазовы". Так как в недостатке смелости и независимости Ф. М. Достоевского уж никак обвинять нельзя, то эту речь надо, по моему мнению, считать просто ошибкой, необдуманностью, промахом какой-то нервозной торопливости; ибо в его собственных сочинениях, даже и ранних, можно найти много мыслей, совершенно с этим культом "всечеловека", "Европы" и "окончательной гармонии" несовместных. Например, в "Записках из подполья" есть чрезвычайно остроумные насмешки именно над этой окончательною гармонией или над благоустройством человечества. Если Достоевский имел в виду все-таки {что-то другое}, так надо было прямо это сказать и хоть намекнуть на это, а то по чему же люди могут догадаться, что такой умный, даровитый, опытный и смелый человек говорит в этой речи одно, а думает другое,- говорит нечто очень простое, до плоскости простое, а {думает о} чем-то очень таинственном, очень оригинальном и очень глубоком?.. Догадаться невозможно. Нередко, впрочем, случается и то, что писатель сам в жизни уже дозрел до известной идеи и до известных чувств, но эти идеи и чувства его еще не дозрели до литературного (или ораторского - все равно) {выражения}. Он еще не нашел для них соответственной формы. Я готов верить, что, поживи Достоевский еще два[101] три года, он {еще гораздо ближе}, чем в "Карамазовых", подошел бы к Церкви и даже к монашеству, которое он любил и уважал, хотя, видимо, очень мало знал и больше все хотел учить монахов, чем сам учиться у них. {Лично} я слышал, он был человек православный, в храм Божий ходил, исповедовался, причащался и т. д.; он дозрел, вероятно, сердцем до элементарных, так сказать, верований православия, но писать и проповедовать правильно еще не мог; ему еще нужно бы учиться (просто у духовенства), а он спешил учить! Впрочем, большинство наших образованных людей, даже и посещающих храм Божий и молящихся, так невнимательно и небрежно относится к основам учения христианского, что, пожалуй, речь более православная не так бы и понравилась, как эта речь, которая польстила нашей религиозной и национальной бесцветности и как бы придала ей (этой бесцветности) высший исторический смысл. Ошибка оратора, неясность и незрелость его мыслей на этот раз, вероятно, и доставили ему такой шумный, но вовсе не особенно лестный успех. Для того, кто этой речи покойного Достоевского не слыхал и не читал или кто забыл те ее самые существенные строки, которые меня так неприятно удивили,- я эти строки здесь помещаю. Вот они: "Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, {всечеловеком}, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после Петровской реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей. Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! [102] И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение {в европейские противоречия уже окончательно}, указать {исход} европейской тоске в своей русской душе всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и {изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!"} (49) Я спрашиваю по совести: можно ли догадаться, что здесь подразумевается некая таинственная церковно-мистическая и даже чуть не апокалипсическая мысль о земном назначении России? Что-нибудь одно из двух - или я прав в том, что эта речь промах для такого защитника и чтителя Церкви, каким желал быть Ф. М. Достоевский, или я сам непроницателен в этом случае до невероятной глупости. Пусть будет и так, если уж покойного Достоевского во всем надо непременно оправдывать. Я и на эту альтернативу соглашусь скорее, чем признать за этой космополитической, весьма обычной по духу в России выходкой какое-то {особое} значение!

[616]

КОММЕНТАРИИ

Леонтьев Константин Николаевич (1831 - 1891) - писатель, публицист, литературный критик, по образованию врач; в 60-е - начале 70-х гг. находился на дипломатической службе на Ближнем Востоке. Как религиозный мыслитель и публицист, Леонтьев занимал "охранительные" позиции. С 1887 г. жил в Оптиной пустыни, постригся в монахи. См. о нем: Соловьев Вл. Леонтьев К. И. // Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1896. Т. 34. С. 562 - 564; Бердяев Н. К. Леонтьев - философ реакционной романтики//Вопросы жизни. 1905. ? 7. С. 165 - 198; Розанов В. Неузнанный феномен. СПб., 1911. См. также: Котельников В. Оптина пустынь и русская литература. Статья третья // Рус. литература. 1989. ? 4. С. 3 - 20. [617] О ВСЕМИРНОЙ ЛЮБВИ Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике

Впервые: Варшавский дневник. 1880. 29 июля, 7 и 12 авг. (? 162, 169, 173); затем была напечатана в кн.: Наши новые христиане: Ф. М. Достоевский и гр. Лев Толстой (по поводу речи Достоевского на празднике Пушкина и повести гр. Толстого "Чем люди живы?"). М., 1882. Вошла в Собр. соч. Леонтьева с некоторыми изменениями и с примечанием 1885 г. См. о ней комментарий к "Речи о Пушкине" Достоевского (Т. 26. С. 483 - 485). Здесь печатается по изд.: Леонтьев К. Собр. соч. М., 1911. Т. 8. С. 175 - 215. (1) С приглашением участвовать в празднике Пушкина обратился к Толстому Тургенев, но получил отказ (см.: Бирюков П. Биография Л. Н. Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 2. С. 179). Фраза Толстого, приведенная Леонтьевым, возможно, была известна ему в устной передаче, но смысл отношения Толстого к данному событию она вполне передает. (2) См.: ВЕ. 1880. ? 7. В заметке, на которую ссылается Леонтьев, было сказано, что "речь г-на Достоевского была построена на фальши - на фальши, крайне приятной только для раздражаемого самолюбия" (с. XXXIII). (3) Здесь цитируется строка из стихотворения А. С. Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны..." (1836). См. также стихотворение Ф. И. Тютчева "Эти бедные селенья..." (1855). (4) Леонтьев называет общественных деятелей и мыслителей социалистических убеждений, всех, кто так или иначе был озабочен устроением земной жизни людей, их счастьем: {Гюго} Виктор Мари (1802 1885) - французский писатель, автор романтических драм "Кромвель" (1827), "Эрнани" (1830) и др.; {Гарибальди} Джузеппе (1807 - 1882) - национальный герой Италии; {Прудон} Пьер Жозеф (1806 - 1865) - французский социалист-утопист, один из основоположников анархизма; {Кабе} Этьен (1788 - 1856) - французский писатель, идеолог утопического "мирного коммунизма"; {Фурье} Франсуа Мари Шарль (1772 - 1837) - крупнейший идеолог французского утопического социализма; {Санд} (Занд) Жорж (наст. имя Аврора Дюпен, по мужу Дюдеван; 1804 - 1876) - французская писательница, в своем творчестве выступала страстной защитницей свободы личности, женской эмансипации. Ш. Фурье, В. Гюго, Ж. Санд оказали большое влияние на молодого Достоевского. (5) Научный, литературный и политический журнал (1880 - 1918), выходил в Москве, в 80-е гг. придерживался славянофильской ориентации. (6) В связи с этим интересен отклик С. Франка, частично соглашавшегося с Леонтьевым и в то же время полагавшего, что "обратная характеристика Леонтьева по меньшей мере также одностороння". См.: Франк С. Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957. С. 21. (7) Моск. ведомости. 1880. 13 июня. ? 162. (8) См.: Лука, 10: 31 - 37. [618] (9) {Зиссерман} Арнольд Львович (1824 - 1897) - публицист, военный историк. Источник приведенных далее рассуждений Зиссермана не установлен. (10) Леонтьев перефразирует слова Евангелия: "...сила моя совершается в немощи... ибо когда я немощен, тогда силен" (2 Коринф., 12: 9, 10). (11) См. такие произведения Л. H. Толстого, как "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Казаки" (1863). (12) См., например: Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 11. С. 359 374; Т. 12. С. 194 - 196. (13) Отклик А. Д. Градовского на Пушкинскую речь Достоевского под названием "Мечты и действительность" был напечатан в газете "Голос" (1880. 25 июня. ? 174). (14) Матфей, 18: 17. (15) {Гамбетта} Леон Мишель (1838 - 1882) - французский политический и государственный деятель, один из лидеров левых республиканцев эпохи Второй империи, деятель Парижской коммуны. (16) {Иснар} Максимен (1751 - 1825) - участник событий Великой французской революции, жирондист, затем сторонник монархии. (17) {Филарет} (в миру Дроздов Василий Михайлович; 1782 - 1867) митрополит московский (1825 - 1867). Имел большое влияние как на церковные, так и на государственные дела. Здесь цитируется кн.: Государственное учение Филарета, митрополита Московского/Собрал и подготовил В. [В.] Н [азаревский]. М., 1885. С. 92. (18) См.: Лука, 10: 31 - 37. (19) Здесь контаминация из библейских цитат. (20) {Киновиат -} братия, все население монастыря (киновии); киновия (от греч. ?????? - общий и ???? - жизнь) - общежительный монастырь; в таких монастырях братия не имеет собственности (как простые монахи, так и настоятель), весь труд идет на общую пользу. (21) {Гартман} Эдуард (1842 - 1906) - немецкий философ-идеалист, опирался на философию Шопенгауэра и Шеллинга, отрицал идею социального прогресса, противопоставляя ей пессимистический взгляд на историю. Веру как в земное, так и в потустороннее счастье людей считал иллюзией. (22) См.: Откровение, 21: 1. (23) См.: Матфей, 24: 14. (24) См.: 1 Фессал., 5: 3. (25) Матфей, 5: 9, 10; Лука, 6: 21. (26) Матфей, 5: 7. (27) Здесь перечислены византийские святые, почитаемые русской православной церковью. (28) См.: Т. 10. С. 253. (29) {Иоанн Златоуст} (между 344 и 354 - 407) - один из "отцов церкви", крупный христианский писатель, автор проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии, константинопольский патриарх (с 398 г.); был блестящим оратором. Сочинения Иоанна Златоуста были популярны в Древней Руси. (30) {Варсонофий Великий} (VI в.) - отшельник, почитавшийся на христианском Востоке. Ок. 540 г. удалился в пустыню и жил в полном [619] уединении. Известно сочинение, содержащее ответы Варсонофия на вопросы учеников; ответы имеют нравственно-аскетический характер. (31) {Иоанн Лественник}, (общепринято: Лествичник; ум. между 650 и 680) - один из "отцов церкви", был настоятелем монастыря на Синае. Автор трактата о ступенях на пути самоусовершенствования - "Лествица, возводящая к небесам", или "Лествица райская", представляющего собой руководство к иноческой жизни и являющегося результатом глубокого самонаблюдения и самоанализа. Трактат пользовался популярностью в Древней Руси. (32) {Макарий} (в миру Иванов Михаил Николаевич) и {Антоний} (Путилов Александр Иванович) - оптинские старцы, видные представители старчества. Их литературное наследие представлено в основном письмами. См.: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Ч. 1 - 6. Козельск, 1862 - 1863; Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого монастыря. Изд. Введенской Оптиной пустыни. М., 1869. (33) См.: Лука, 8: 32 - 36. (34) {Сергий Радонежский} (до принятия монашества Варфоломей Кириллович; 1321 - 1391) - выдающийся деятель русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры. Оказал поддержку Дмитрию Донскому в подготовке Куликовской битвы. Канонизирован, является одним из самых чтимых святых русского православного пантеона. (35) {Тихон Задонский} (1724 - 1783) - деятель русской церкви, духовный писатель, был епископом Воронежским; с 1769 г. поселился в Задонском монастыре, посвятив себя аскетическому служению. Личность Тихона Задонского послужила прообразом Тихона в "Бесах" (см.: Т. 11. С. 5 - 30 (гл. "У Тихона"); Т. 9. С. 511 - 513). (36) К. Леонтьев не раз и в других своих высказываниях- подчеркивал свое несогласие с изображением монашества у Достоевского. См., например: Из переписки К. Н. Леонтьева / С предисл. и примеч. В. В. Розанова // PB. 1903. ? 4. С. 632 - 652; К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни: (по двум письмам). М., 1912. С. 29 - 30. Ср.: 3анде? Л. Монашество в творениях Достоевского (Идеал и действительность) // Записки русской академической группы в США. Т. XIV. С. 169 - 186. (37) Из стихотворения Лермонтова "Дума" (1838). (38) 1 Иоанн, 4: 8. (39) {Паскевич} Иван Федорович (1782 - 1856) - генерал-фельдмаршал, командующий русской армией во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Упоминается Пушкиным в "Путешествии в Арзрум". (40) {Прево-Парадоль} Люсьен Анатоль (1829 - 1870) - французский журналист, историк литературы, член французской Академии. Сначала либерал, противник империи, проделавший эволюцию вправо. Известие о войне с Германией застает его в США в качестве посла. Разорвав с прежними друзьями и разочаровавшись в новых, кончает жизнь самоубийством. (41) {Победоносцев} Константин Петрович (1827 - 1907) - крупный деятель государства и церкви, обер-прокурор Синода. 9 июня [620] 1890 г. на выпуске воспитанниц Училища для дочерей священно-и церковнослужителей Победоносцев произнес напутственное слово которое было опубликовано газетой "Московские ведомости" (1880. 21 июня. ? 170). Достоевский в письме к Победоносцеву от 25 июля 1880 г. назвал эту речь "великолепной" (Т. 30 (1). С. 204). (42) См.: 1 Петр, 2: 13; Тит, 3: 1. (43) {Пий IX} (в миру граф Д. М. Мастаи-Ферретти; 1792 - 1878) - папа римский (с 1846 г.). В первый период своего правления поддерживал национально-освободительное движение против Австрии, однако в период революции 1848 - 1849 гг. изменил свою политику в сторону реакции. С именем Пия IX связано провозглашение догмата о "непогрешимости папы" (1870). (44) {Ледоховский} Мечислав Галька (1822 - 1902) - польский кардинал, сторонник Пия IX. (45) Тютчев в статье "Папство и римский вопрос. С русской точки зрения" (1849) писал о том, что "христианское начало никогда не исчезало в римской церкви, что оно было в ней сильнее, чем заблуждение и человеческая страсть" (Тютчев Ф. Поли. собр. соч.: В 1 т. СПб., 1914. С. 500). (46) {Бенедек} Людвиг Август (1804 - 1881) - австрийский генерал, участник подавления Краковского восстания (1846) и Венгерской революции (1849). {Осман Нури-паша} (1832 - 1900) - турецкий военачальник, маршал, участвовал в Крымской войне (1853 - 1856), в русско-турецкой войне (1877 1878), возглавлял оборону Плевны; в 1878 - 1885 гг. - военный министр Турции. (47) Имеется в виду Дон Карлос Младший (1848 - 1909), вождь карлистов, развязавший вторую карлистскую войну (1872 - 1876). Эти события привлекли внимание и Достоевского. См.: Т. 21. С. 185; Т. 22. С. 91 - 98. (48) {"Die Gartenlaube"} (нем.: беседка) - иллюстрированный журнал, выходивший в Лейпциге в 1853 г. (по 1937 г.). (49) См.: Т. 26. С. 147 - 148. Леонтьев цитирует по изд.: Венок на памятник Пушкину. СПб., 1880. С. 243 - 258.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)"

Книги похожие на "О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К Леонтьев

К Леонтьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К Леонтьев - О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)"

Отзывы читателей о книге "О всемирной любви (Речь Ф М Достоевского на пушкинском празднике)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.