Николай Лесков - Чёртовы куклы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чёртовы куклы"
Описание и краткое содержание "Чёртовы куклы" читать бесплатно онлайн.
Если судить по дате на рукописи, роман вчерне был завершён к 1889 г. Некоторые изменения Лесков вносит в текст при подготовке первых глав к печати. Затем, в течение полутора лет, вводит несколько новых глав обличительного содержания, в которых совершенно ясно указывает на истинный объект своей сатиры: им придан русский-национальный колорит.
Вставные главы содержат беседу Фебуфиса с начальником полиции герцогской столицы (это, очевидно, тот самый персонаж, который в печатном тексте назван "внутренний Шер"). Он является в дом Фебуфиса с приказом герцога о домашнем аресте художника. Высокопоставленный гость рассказывает Фебуфису несколько историй из жизни страны и её правителей. Все они убеждают, что принципы правления в герцогстве основаны на грубой физической силе и раболепном послушании.
Стр. 327. ...называли его Фебо-фис или Фебуфис, то есть сын Феба. - Феб (греч. - блистающий) - второе имя бога Аполлона, который в греческой мифологии считался покровителем искусств; fils (франц.) - сын.
Стр. 328. Им, например, обоим нравился Дон Жуан, и они оба оправдывали байроновского героя, но совершенно с различных сторон... - Лесков выступает против трактовки образа Дон Жуана в тех произведениях, где он представлен злодеем и развратником. Лесковский герой Мак реабилитирует Дон Жуана, поскольку "он открывал во всех любивших его женщинах обман и не хотел довольствоваться фальсификациею чувства". Подобная оценка созвучна той, какую давали Дон Жуану европейские романтики, оправдывавшие его, ибо он, бросаясь от одной женщины к другой, мучительно страдал от ощущения бесплодности поисков идеала.
Стр. 330. ...похож на Луку Кранаха... - Лукас Кранах Старший (1472 1553) - немецкий живописец и график. Лесков наделяет Фебуфиса биографией, несколько напоминающей жизненный путь Кранаха, который в 1504 г. был приглашен в Виттенберг, ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в качестве придворного художника, имел обширную мастерскую, получил дворянское звание. Для Лескова источником сведений о Кранахе стала книга немецкого исследователя Франца Куглера (русский перевод начала 1870-х годов).
Стр. 331. ...из тогдашней папской столицы... - С 756 по 1870 год столицей Папской области - теократического государства во главе с папой был Рим.
Стр. 332. ...молодой, тогда ещё малоизвестный патриот Гарибальди... Гарибальди, Джузеппе (1807 - 1882) - народный герой Италии, один из вождей национально-освободительного движения. В романе это единственное историческое лицо, названное подлинным именем. Однако факты его биографии хронологически не совпадают с сюжетом; в 30-х годах, к которым относится действие романа, Гарибальди находился вдали от Рима.
Пармезанец - житель города Пармы в Италии.
Стр. 335. ...неприличную картину, вроде известной классической Pandora. - Пандора (греч. Pandora, букв. всем одаренная) - в греч. мифологии женщина, созданная Гефестом по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов; она выпустила на землю из сосуда бедствия, от которых страдает человечество. В обширной иконографии Пандоры не обнаружено изображения, которое можно было бы назвать неприличным.
На этом полотне он изобразил упомянутую красивую даму в объятиях знаменитого в своё время кардинала... - Этот сюжет Лесков заимствовал у выдающегося немецкого писателя-романтика Э. Т. А. Гофмана (1776 - 1822). В новелле "Синьор Формика", вошедшей в роман "Серапионовы братья", герой Гофмана художник Сальватор Роза создаёт картину, обличающую развратную римскую аристократию. В главной фигуре все узнавали любовницу знаменитого в те времена кардинала.
Стр. 336. В это самое время по Европе путешествовал один молодой герцог, о котором тогда говорили, будто он располагал несметными богатствами. - Речь идёт об императоре Николае I, который послужил прототипом герцога.
Стр. 338. "Бросься вниз". - Цитируется Евангелие от Матфея, IV, 6. В свете трактовки этого евангельского эпизода, данной в романе, расшифровывается и его название "Чёртовы куклы". Фебуфис, не совладавший с идеей начатой им картины, как бы становится исполнителем дьявольской воли.
Стр. 341. Messaline dans la loge de Lisisca. - Под именем Лизиски и под видом куртизанки римская императрица Мессалина (I в. до н. э. - I в.), изменив свою внешность, проводила ночи в городских лупанариях (публичных домах). Данное по-французски название картины Фебуфиса отражает сюжет произведения французского художника М. Ш. Леру (Leroux) "Мессалина", которое демонстрировалось в Париже, в Салоне 1868 г.
Стр. 342. Сиеста - в Испании, Италии, странах Латинской Америки полуденный послеобеденный отдых.
Стр. 343. Он, как известно, был почтён большою дружбой Иоанна Великодушного. - Кранах был придворным живописцем, советником и даже камердинером у трёх саксонских курфюрстов. Ф. Куглер в книге "Руководство к истории живописи со времён Константина Великого" (М., 1872) называет их имена: Фридрих Мудрый, Иоанн Постоянный и Фридрих Великодушный. Прозвище "Иоанн Великодушный", вероятно, образовано Лесковым путем контаминации двух имен: Иоанна Постоянного и Фридриха Великодушного.
...и когда печальная судьба обрекла его покровителя на заточение... Иоганн-Фридрих Великодушный (саксонский курфюрст с 1532 по 1547) потерпел поражение в Шмальканденской войне и с 1546 по 1552 год находился в плену у католиков в Аугсбурге и Инсбруке.
Лука Кранах один добровольно разделял неволю с Иоанном в течение пяти лет... - В действительности срок его добровольного заточения ограничился двумя годами (1550 - 1552).
Стр. 344. ...этюд нынешней знаменитой венской картины "Поцелуй Иуды"... - Лесков имеет в виду картину Кранаха "Взятие Христа под стражу" (1538), которую Лесков мог видеть во время поездки за границу в 1884 г. в Венском Художественно-историческом музее. Она входила в серию из 9 картин "Страсти Христовы" и была создана значительно раньше того периода, который Л. Кранах провёл в добровольном заключении в Аугсбурге и Инсбруке вместе с пленённым курфюрстом Иоганном-Фридрихом.
С этой картины Кранах начал ставить внизу монограммою сухого, тощею дракона в пятой манере. - Дракон, вернее, крылатая змея, - личный герб Кранаха, который был пожалован художнику в 1508 г. Насчитывается более десятка изображений монограммы Кранаха. Речь идёт о пятой по счёту, которой Кранах пользовался не в конце, как утверждает Фебуфис, а в начале творческого пути.
Стр. 350. ...фразой из Гамлета... - Герой Лескова прерывает восторженные речи друзей Фебуфиса цитатой из трагедии Шекспира "Гамлет": "Вы поклянитесь на своих мечах!" (д. I, сц. 5).
Стр. 353. Шнель-клёпс (нем. schnell-klaps) - рубленое мясо.
Стр. 354. Диорит - камень вулканического происхождения, серого цвета, переходящего в зелёный.
Стр. 355. Кроки (франц. croquis) - набросок, зарисовка местности.
Стр. 361. Альмавива - в первой четверти XIX в. мужской широкий плащ особого покроя.
Стр. 366. ...писал о столице герцога, о её дорого стоящих, но не очень важных по монтировке музеях... - Описания музеев, а также нравов и обычаев в столице герцога, приведённые в письме Пика, близки наблюдениям маркиза де Кюстина, автора популярной в XIX в. книги "La Russie en 1839" (Paris, 1842), с французским изданием которой Лесков вполне мог быть знаком.
Стр. 369. ...сделать колкость чёрным королям Рима? - Лесков имеет в виду высшее католическое духовенство, однако он не учитывает, что папа и кардиналы не носят одежду чёрного цвета.
Стр. 371. ...рисовать торсы, вместо рыцарей в шлемах, и за это... посажен на военную гауптвахту... - Может быть, намёк на характерное для николаевской эпохи сопротивление изучению и преподаванию античной истории в связи с тем, что республиканский способ правления древних греков и римлян противоречил абсолютистским идеалам монархической России.
Стр. 372 - 373. "Сражение гуннов с римлянами" - картина немецкого художника Вильгельма Каульбаха (1805 - 1874), созданная в 1834 - 1837 гг.
Стр. 373. ...сюжет, "где человеческие характеры были бы выражены в борьбе с силой стихии"... - Видимо, Лесков имеет в виду картину К. П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1830 - 1833).
Стр. 374. "Артикль" (франц. article) - статья.
Стр. 379. ...как сто тысяч братьев... - неточная цитата из "Гамлета" У. Шекспира (д. V, сц. 1).
...в миньонном роде (франц. mignonne) - миловидная, изящная.
Стр. 387. Гелия - от имени греческого бога солнца Гелиоса.
Стр. 388. Агенда (исп. agenda) - записная книжка.
Немезида - в греческой мифологии богиня возмездия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чёртовы куклы"
Книги похожие на "Чёртовы куклы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Лесков - Чёртовы куклы"
Отзывы читателей о книге "Чёртовы куклы", комментарии и мнения людей о произведении.







