Пьер Жюрьен-де-ла-Гравьер - Война на море - Эпоха Нельсона
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Война на море - Эпоха Нельсона"
Описание и краткое содержание "Война на море - Эпоха Нельсона" читать бесплатно онлайн.
{73} "Мне попало в руки, - писал он адмиралу Декре, - письмо командира корабля "Квин", адресованное к одному из лордов комиссаров Адмиралтейства. В этом письме он между прочим говорит, что 4 их корабля держат в блокаде 7 испанских, стоящих в Картахене, и что если испанцы выйдут, то они надеются легко с ними управиться, атаковав их ночью, или в свежий ветер. И я нисколько не сомневаюсь, что атака такого рода будет иметь самый полный успех, потому что в том состоянии, в каком мы теперь находимся, при недостатке морского навыка в офицерах и матросах, военной опытности в капитанах, при совершенном отсутствии всякого единства и однообразия служебного порядка, первый неожиданный случай ночью - и выйдет суматоха и смешение".
{74} Письмо Нельсона английскому консулу в Лиссабоне.
{75} В то время требовалось не менее 10 дней, чтобы проехать на почтовых от Мадрида до Кадикса.
{76} Около 13500 кг.
{77} В руководствах к познанию артиллерии и тактики, наиболее ценившихся во Франции и Испании, а именно, в сочинениях г-на Одибера Раматюэля и адмирала Чуррука, в официальных инструкциях, изданных морским министерством, формально рекомендовали не забывать, что первый и главный предмет морского сражения - сбить неприятелю рангоут. Английский генерал, сэр Говард Дуглас очень дельно замечает: "Постоянно оказывалось, что в наших сражениях с французами гораздо более терпел рангоут, нежели корпус наших судов. В некоторых случаях этому могло быть причиной то, что французы имели обыкновение принимать линию металла за линию прицела; но можно искать источник этого заблуждения и в следующем старинном правиле их флота: никогда во время качки не стрелять в минуту нисходящего движения действующей батареи, но непременно в то время, как она восходит, чтобы ядра, которые не попадут в корпус судна, попадали бы по крайней мере в рангоут. Это правило достаточно объясняет, почему суда наши, сражаясь с французами, очень мало терпели в корпусе". (Дуглас, Морская артиллерия).
{78} Вице-адмирал Эмерио одним из первых заметил, что неверность пальбы по рангоуту и по ватерлинии достаточно уже указана опытом. Он предписывал судам, которыми он командовал в 1812 г.в Тулоне - "стрелять прямо в корпус, чтобы привести в беспорядок неприятельские батареи". Почти в ту же эпоху один из тех молодых капитанов, которые в то время появлялись со всех сторон, (и которые, может статься, исправили бы ошибки Империи, если бы Империя прожила долее) перед одним блестящим делом давал своим канонирам следующий остроумный и дельный совет: "Друзья мои, стреляйте пониже: англичане не любят, чтобы их били".
{79} "20 октября, в 9 часов вечера английская эскадра делала сигналы пушечными выстрелами, и по промежутку в 8 секунд между блеском и звуком, мы могли заключить, что она находится от нас на расстоянии около 2 миль. Мы сигналом уведомили французского адмирала, что нам необходимо, не теряя времени, построиться в линию баталии по упавшим под ветер кораблям. Главнокомандующий тотчас же сделал этот сигнал". (Донесение князю Мира о Трафальгарском сражении от контр-адмирала Эсканьйо, начальника штаба адмирала Гравины. Из Мадридской газеты 5 ноября 1805 г.).
{80} 20 октября, около 9 часов вечера сигналом от адмирала велено поспешно построить линию баталии по возможности, не соблюдая назначенных в ордере мест. Флот был в большом расстройстве: корабли обсервационной эскадры смешались с кораблями, назначенными в боевую линию". (Донесение морскому министру капитана Люка, командира корабля "Редутабль").
{81} "На рассвете 21, когда неприятель был усмотрен нами на ветре, мы были не в ордере". (Донесение контр-адмирала Эсканьйо).
"21 октября, в 7 часов утра адмирал Вилльнёв сигналом велел построиться в обыкновенную линию баталии на правый галс. Наш флот шел почти без ордера, но довольно соединенно, и менее был растянут, чем английский". (Донесение контр - адмирала Дюмануара. Плимут, 16 ноября 1805 г.).
"К семи часам утра сигналом адмирала велено построиться в линию баталии на правый галс". (Донесение капитана Люка).
В истории мало событий, подробности которых были бы переданы с таким совпадеием свидетельств. В конце книги приложен весьма интересный документ: рапорт капитана Жюгана, командира фрегата "Фемида", о событиях этих дней, рапорт, который может статься, бросит некоторый свет на немногие еще недостаточно выясненные эпизоды этой драмы.
{82} Вилльнёв последовал в этом совету Турвилля. "Я уже имел честь говорить Королю, - писал знаменитый маршал сыну Кольбера, - что когда два флота находятся в присутствии друг друга, и тот из них, который на ветре, желает сразиться, битва неизбежна. Оставалось бы только одно средство: оставить неприятелю в жертву всех плохих ходоков, но этого нельзя делать, потому что подобный маневр до того уронит боевой дух команд, что после, когда придется драться, их невозможно будет ободрить. Все адмиралы и все опытные моряки согласятся со мною в этом и еще в том, что лучше всего, хотя бы и в меньшем числе, ждать неприятеля в порядке и с бодрым видом".
{83} 13 августа 1805 г. Наполеон писал адмиралу Декре: "Вилльнёв увидит, что я желаю, чтобы он нападал всегда, когда будет в превосходном числе, считая два испанских корабля за один". Мы призываем в свидетели всех современников, даже неприятелей наших, чтобы решить, можно ли, в самом деле, принять другое основание для определения силы каждой из сражавшихся эскадр.
Английская эскадра имела 2148 орудий, французская - 1356 орудий, испанская - 1270 орудий.
Но по расчетам императора (расчетам, которые, конечно нельзя было назвать осторожными) можно положить, что по-настоящему союзный флот имел не более 1991 орудия, то есть: 157 орудиями или 2 восьмидесятными кораблями менее, чем английский. Конечно лучше бы ему иметь в этот роковой день только 25 кораблей, но таких, как "Фугё", "Плутон", "Альджесирас" и "Редутабль".
{84} Небесполезно заметить, для избежания недоумений, что в обоих флотах находилось много одноименных кораблей, а именно: два Свифтшур, два Ахилла, три Нептуна и два Аргонавта.
{85} Это двойное завещание было отвергнуто Англией, несправедливо смешавшей в этом случае невинного ребенка, единственную отрасль героя, с женщиной, омрачившей его славу; но законные наследники победителя при Трафальгаре получили блистательные доказательства благодарности отечества. По просьбе министерства, Парламент назначил вдове лорда Нельсона 50000 франков* (около 13000 рублей серебром**) ежегодной пожизненной пенсии. Старшему из братьев адмирала пожалован был титул графа, и назначено потомственное пользование 125000 франков дохода, переходящих к тому из наследников, который наследует графство Нельсон. Кроме того, ассигнована сумма в 2475000 франков на приобретение поместьев, нужных, чтобы придать более блеска этому новому титулу. Две сестры Нельсона получили каждая по 375000 франков. Предположив все эти доходы 5 процентными, увидим, что щедрости Парламента составили бы капитал в 6000000 франков.
[Сноска: * Франк
** Рубль серебром]
{86} "...Такое пренебрежение всеми правилами в способе приближения к неприятелю было только следствием особенных обстоятельств. Можно полагать, что оно произошло от общего упадка европейских морских сил, который дозволил и нам ослабить нашу систему военных действий, и допустил нас отступить от прежней осмотрительности". (Сэр Говард Дуглас, Морская артиллерия).
{87} В 1846 г., за обедом на корабле "Виктори", которым тогда командовал бывший флаг-офицер лорда Нельсона, капитан Паско, он, между прочим, рассказал, что адмирал Нельсон приказал ему сделать телеграф: "Лорд Нельсон надеется, что каждый исполнит свой долг". В телеграфной книге не оказалось слов: Лорд Нельсон, и следовательно, эти два слова нужно бы было показать буквенным телеграфом, что требовало гораздо больше времени. Посему, по предложению г. Паско, вместо Лорда Нельсона сделали "Англия". Прим. ред.
{88} Переписка адмирала Коллингвуда.
{89} Кабельтов
{90} С двадцати минут первого и до часу. (Jame's Naval History).
{91} Я вызвал на верх многих комендоров орудий (говорит командир корабля "Редутабль" в своем рапорте морскому министру после сражения), чтобы дать заметить им, как дурно стреляют наши корабли: все ядра были направлены слишком низко и ложились в воду. Я приказывал им целить в рангоут.
{92} На марсах "Виктори" не было стрелков. Будучи свидетелем взрывов "Алкида" и "Ориена", Нельсон почитал пожар одной из главных опасностей морской битвы. Перед началом дела он приказал тщательно смочить на "Виктори" сеточные чехлы, спустить на воду шлюпки с боканцев, словом, принял все предосторожности от пожара. Этой заботливости и следует приписать отсутствие стрелков на марсах "Виктори". Нельсон опасался, чтобы неосторожный выстрел или взрыв не сообщил огня парусам и не сделался бы причиной страшного несчастья, что именно и случилось в Трафальгарском же сражении на французском корабле "Ахилл".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Война на море - Эпоха Нельсона"
Книги похожие на "Война на море - Эпоха Нельсона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Жюрьен-де-ла-Гравьер - Война на море - Эпоха Нельсона"
Отзывы читателей о книге "Война на море - Эпоха Нельсона", комментарии и мнения людей о произведении.