» » » » Руслана Бушков - Баня по-Казански


Авторские права

Руслана Бушков - Баня по-Казански

Здесь можно скачать бесплатно "Руслана Бушков - Баня по-Казански" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Журн. "Казань", 1993. - 76,[4] с. - (Панорама. Библиотека журнала "Казань" ; n 9-10), год 1993. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Баня по-Казански
Издательство:
Журн. "Казань", 1993. - 76,[4] с. - (Панорама. Библиотека журнала "Казань" ; n 9-10)
Жанр:
Год:
1993
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Баня по-Казански"

Описание и краткое содержание "Баня по-Казански" читать бесплатно онлайн.








«В жизни мирной или бранной,

У любого рубежа,

Благодарны ласке банной

Наше тело и душа».

Из всего многообразия различных бань выделяются три исторически сложившихся их основных типа: бани восточные, бани паровые и бани суховоздушные или сауна.


БАНИ ВОСТОЧНЫЕ.

Действие восточных или турецких бань основано на чередовании с последовательно нарастающей температурой от 25 до 60 градусов влажностью 25—45 процентов теплого и горячего воздуха в разных парильных помещениях и воды. Состоит из нескольких помещений, комнаты для раздевания и отдыха, с умеренной температурой 25—28 градусов; отдельных помещений с температурой 32—35 градусов и 50—60 гра¬дусов. Нагреваются они от печей под полом и специальных застенных обогревательных труб. При них устраиваются массажные комнаты, бассейн и душ. К восточным типам бань относят также так называемые римско–ирландские, сконструированные в XIX веке ирландским врачом Рудольфом Бартером на основе римских термов и турецких бань.

«Знай, что естественное действие бань, — писал Авиценна о восточных хамамах, — состоит в нагревании воздухом и увлажнении водой. Первая комната охлаждает и увлажняет, вторая согревает и увлажняет, третья согревает и высушивает».

БАНИ ПАРОВЫЕ.

Действие паровых бань (русская и мордовская баня, татарская и чувашская мунча, марийская и удмуртская монча и др.) основано на чередовании горячего и влажного воздуха (температура — до 85 градусов, влажность — 60—80 процентов) и холодной воды.

Состоит обычно из двух или трех помещений: комнаты для раздевания и отдыха и парной или холодной комнаты, мыльни и парной.

Современные паровые бани могут включать также бассейны и души. Для традиционной парной бани характерно обязательное парение с веником. Оптимальными для паровой бани являются температура 50—60 градусов и влажность 60—70 процентов. По мере увеличения влажности, содержание кислорода в воздухе снижается, повышается концентрация углекислоты.

БАНИ СУХОВОЗДУШНЫЕ ИЛИ САУНА.

Действие суховоздушных бань основано на чередовании горячего сухого воздуха (температура — 90—140 градусов, влажность — 5—15 процентов) и холодной воды.

Состоит из холла, где раздеваются и отдыхают, парного отделения и мыльного отделения с бассейном или душем. Различают по размерам лома–сауну, салосауну, куросауну, эросауну, предназначенных для двух и нескольких человек. В сауне, как правило, веником не парятся.

Популярны как эффективное средство восстановления сил после значительных физических нагрузок. Наиболее оптимальные условия в сауне при температуре 80—100 градусов и влажности 5—10 процентов, длительность разового пребывания при этом — до 15—20 минут. Преимущество сауны в том, что сухой пар облегчает значительно теплоотдачу, однако в ней затруднена циркуляция воздуха.

Баня моет

Как радуге вышитое полотенце,

И мыла брусок, и вода —

Все сердцу желанно.

Сибгат Хаким

Стремление к чистоте сделало воду желанной еще 100 тысяч лет назад для жителей древнейшего стойбища на территории Татарстана — урочища «Красная глинка», что в Тетюшском районе. Воды рек и озер стали для них первым моющим средством. С появлением закрытого очага и глиняной посуды они стали использовать для омовения и горячую воду.

Это сейчас к простому, доступному, что всегда под рукой, люди относятся привычно, обыкновенно. А было время, когда перед водой благоговели, всяко охраняли ее чистоту.

Волжские булгары считали воду началом всех начал: и земли, и солнца, и жизни. Неслучайно волнистые линии — символы воды запечатлела в своих орнаментах булгарская керамика. Су анасы — хозяйка воды была почитаемой ими богиней. Легенду о ней, выходящей из уха рыбы, записал арабский путешественник аль–Гарнати, побывавший в Волжской Булгарии в XII веке.

В особом почитании были родники и речушки, у которых совершалось омовение, а также священные воды Биляра и Булгара, Иски–Казани, которым приписывалось чудодейственное свойство и назывались они «кэмеш су» или «шифалы су» («серебряная вода», «целебная вода»). За великое дело считалось открывать ключи и откапывать колодцы. Очистительное омовение летом булгары совершали в реках, а зимой — подогретой водой в домах.

Не одно поколение булгар мылось водой своей главной реки Идели–Итили.

Итиля воды текут,

Твердыням скал удары шлют, —

пелось в одной из булгарских песен, приведенных в словаре XI века среднеазиатского филолога Махмуда Кашгарского. «Булгар–юрт–Идель–юрт», — говорит почтительно об этой реке старая пословица, отождествляя с ней всю булгарскую землю — юрт.

Одним из «семи факторов, природой данных» считали воду вслед за великим восточным ученым X — начала XI веков Абу–Али ибн–Сином почитающие его булгарские табибы–врачеватели.

Первоначальной влаги есть среда —

Это речная пресная вода.

Она от шлаков очищает поры

И по сосудам пищу гонит скоро, —

(Перевод Н. Стрижкова и Р. Фархади)

с усердием они переписывали слова ибн–Сина из его «Урджуза» — «Поэмы о медицине». Великий медик полагал, что и «баня приобретает достоинства от находящейся в ней воды».

«Вода в бане иногда согревает, а иногда охлаждает. Согревает вода своим жаром, если она тепла до горячности; если же она холоднее тепловатой воды, то охлаждает и увлажняет, — учил он своих последователей, — кто хочет купаться в бане, тот должен купаться там неторопливо, спокойно, осторожно, постепенно, не сразу».

По мусульманскому обычаю булгары подразделяли омовение на малое и большое: первое предполагало ежедневное умывание, а второе — мытье всего тела или баню. Еще до восточных хамамов у них получил распространение свой тип бань — парная мунча, где мылись и парились березовыми вениками. Воду для мытья грели на печке в котлах, а в отдельном горшке варился мыльный пенистый отвар из трав, пчелиного воска, глины, золы и жира. Булгарские купцы имели возможность пользоваться дорогостоящим моющим средством гасуль, продаваемым в Хорезме, а также бухарским сабуном (мыльной мазью).

Близкое же к современному твердое мыло появилось в начале XV века в Италии. А вскоре «на немецкую руку» научились его изготавливать и «мыльники» Новгорода, Костромы и Вологды, издавна славившиеся местной выработкой мыла.

С давних пор варили мыло и в Казанском крае. Еще в «Писцовой книге Казани 1565—1568 годов» упоминается Якунка–мыльник. В «Переписной книге Казани 1646 года» записаны четыре мыльника. А поставлялось «мыло тугое казанское» и «мыло простое казанское» вплоть до Сибири. И, конечно же, они продавались на всех казанских базарах, а также мыльных рядах и лавках. Ассортимент их был разнообразным: мыла белое простое, доброе, тугое, красное, пестрое. На изготовление их шло баранье сало, тюлений и рыбий жир, доставляющийся с Урала и Астрахани.

О том, какой была технология мыловарения тех лет, свидетельствует пропись «О варении мыла» XVII века: «Взять четыре пуда сала говяжья свежего, а сало иссечь мелко да всыпати в котел, дав соли полпуда. Первой пуд всыпати до после полпуда, да четыре меры золы добрые, чем кожи золят, осиневые, как пиво, и ся зола лити в котел в сало ведер шестьдесят и варить. Как то сало скипит и ты залей ведро золы, а в другой раз скипит и ты также залей, и как то мыло застынет — выложить во тчан без золы, а золу в золяные тшаны, а в новую золу, что утечет, влей в котел, да и мыло в котел. А на другой день по тому ж, как и прежней звар, и заливай потому ж, и мыло вымать по тому ж, а вари то мыло дни четыре или пять, а как то мыло поспеет, чисти ево ножиком деревянным; в котле вычистить жила и класти его в творило, и как застынет резати его нитью крутою или проволокою; как мыла терть в воду и выжати, и послати в творило».

Уже в XVIII веке Казань становится одним из признанных центров мыловарения. Во многом этому способствовало ее удобное расположение на пути движения сырья с «киргизской линии». Казанское мыло становится известным в Польше и Германии, Персии, Хиве и Бухаре, как наилучшее по доброте против сделанного в прочих городах».

К началу XIX века в 25 казанских мыловарнях (одиннадцать из них принадлежали татарским мыловарам) ежегодно вырабатывалось по 100—125 тысяч пудов всевозможного мыла — «серого татарского», синего и желтого коробочного, масленого, яичного, ядрового, душистого, мраморного, янтарного. Из душистых мыл выделялись мятное, земляничное, коричное, анисовое, гвоздичное, лимонное, розовое. А на мыловарнях купца И. Балабина из яичного масла вырабатывалось даже зеленоватого цвета, очень нежное и дающее обильную пену «мыло царское». Пятикопеечные и копеечные куски «народного мыла» продавались на ярмарках и базарах.

Российский «Журнал мануфактур и торговли» в 1837 году отмечал казанское мыло как «знаменитое не только в Отечестве, но и в чужих краях, высоких сортов его ищут наперерыв». Среди казанских мыловарен выделялись предприятия купцов А. Рахматуллина, Ю. Китаева, Г. Юнусова, М. Адамова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Баня по-Казански"

Книги похожие на "Баня по-Казански" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Руслана Бушков

Руслана Бушков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Руслана Бушков - Баня по-Казански"

Отзывы читателей о книге "Баня по-Казански", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.