Мартин Хайдеггер - Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963"
Описание и краткое содержание "Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963" читать бесплатно онлайн.
Переписка двух великих немецких философов 20 в. — друзей а впоследствии политических врагов, создателей экзистенциализма. ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) (1883–1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969. Большое влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализированы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам. Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку он был женат на еврейке. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в историю философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а Ясперс после 1933 года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером.
Но этому противостояло сознание, что то, что было живо в моем внутреннем восприятии, в моей оценке людей и событий, философски на этом пути не прояснилось. Подмена философии сколь угодно широким психологическим исследованием с привлечением сколь угодно интересного исторического материала была все же уклонением от серьезной задачи — необходимости понять себя самого в бытии. Это были бы ни к чему не обязывающие занятия. Задача, которую я поставил перед собой, требовала особого методического осмысления и проникновения в немногие первичные, великие философские труды. Мои занятия и впоследствии были посвящены истории и тем реальностям, которые становятся известны из всех наук — но лишь мимоходом, в наименее продуктивные часы. Главной задачей стало восхождение к высотам подлинной философии. Дело двигалось медленно. Внезапные озарения относительно того, во что все это выливается, обретали устойчивость и связность лишь в работе, которая носила теперь новый характер. Этого можно было добиться не обучением и приумножением знания, но лишь в тех формах мысли и методах, которые можно практиковать в общении с великими философами, но которым, собственно, нельзя научиться. Нужно было выйти на новый уровень мышления. Это означало решимость, равнозначную началу с азов".
33. Крепелин Эмиль (Kraepelin, Emil; 1856–1926) — один из крупнейших представителей клинической психиатрии. Его перу принадлежит учебник по психиатрии (1883,9-е изд. 1929), главный до появления "Общей психопатологии" ("Allgemeine Psychopathologie").
34. Наторп Пауль (Natorp, Paul; 1854–1924) — профессор в Марбурге, неокантианец, ученик Когена (Cohen). По его рекомендации Хай-
306 I
деггер получил назначение в Марбург. Хайдеггер высоко ценил работу Наторпа "Platos Ideenlehre", Leipzig 1903.
35. Миш Георг (Misch, Georg; 1878–1965) — профессор в Гётгингене, в 1939–1946 гг. — в Великобритании. Представитель философии жизни и издатель Собрания сочинений Дильтея.
36. Вероятно, относится к работе Кронера "Von Kant bis Hegel", Tübingen 1921–1924,2 Bde.
37. На семинарах для начинающих обсуждались "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии", т. 1." Гуссерля (Hus-serl, "Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie", Bd. I), для старших студентов — Аристотелева "Физика", книги IV и V.
38. Гайгер Мориц (Geiger, Moritz; 1880–1937) — феноменолог мюнхенской школы, область специализации — эстетика; соиздатель "Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям" ("Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung").
39. Дети: Йорг (род. 1919) и Герман (род. 1920). Хижина в Тодтнауберге была построена и обжита в 1922 г.
40. Нельзя сказать с уверенностью, о какой работе Макса Шелера идет речь — вероятно, о "Немецкой философии современности" (M. Scheler, "Die deutsche Philosophie der Gegenwart"), которая вышла в 1922 г. в изданном Ф. Виткопом сборнике "Современная немецкая жизнь" (hrsg. Ph. Witkop, "Deutsches Leben der Gegenwart").
Шелер Макс (Scheler, Max; 1874–1928) — профессор в Кёльне и Франкфурте-на-M. Работы: "Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik", Halle a. d. S. 1913–1916; "Wesen und Formen der Sympathie", Bonn, 2.1923; "Die Wissensformen und die Gesellschaft", Leipzig 1926, и др. Хайдеггер посвятил Шелеру работу: "Kant und das Problem der Metaphysik", Bonn 1929. (Frankfurt a. M., 4.1973)*.
'Русск. перев.: "Кант и проблема метафизики" / Перев. О. В. Никифорова. М., 1997.
41. Семинар по Аристотелю: "Никомахова этика".
42. УЯсперса: "М.Х. иК.ЯЛ
43. Вебер Макс (Weber, Max; 1864–1920) — историк, специалист в области политэкономии и социологии; оказал устойчивое влияние на Яс-перса, считавшего его наиболее значимой фигурой современной ему немецкой духовной жизни.
44. Ратенау Вальтер (Rathenau, Walther; 1867–1922) — еврейский предприниматель и политик, в 1922 г. — министр иностранных дел; застрелен 24.6.1922 на пути в министерство. Ратенау оставил многотомное литературное наследие, в центре внимания которого были поиски "новой" экономики и нового государственного и общественного строя, альтернативного капиталистической и социалистической моделям.
45. Вебер и Ратенау, вероятно, рассматриваются Ясперсом как гетерогенные духовные фигуры: национально ориентированный, но никогда не занимавший политических постов Макс Вебер — и Вальтер Ратенау, занимавший высокие посты, "политик у власти", проклинаемый в националистических и антисемитских кругах.
46. Венде Эрих (Wende, Erich; 1884–1966) — в 1913–1933 гг. занимался в прусском министерстве по делам культов главным образом университетскими делами и созданием педагогических академий; дослужился до министериальдиректора*.
47. Беккер Карл Генрих (Becker, Carl Heinrich; 1876–1933) — ориенталист и прусский политик, с 1916 г. — в прусском министерстве по делам культов, в 1921 г. и в 1925–1930 гг. — министр по делам культов. Он неизменно способствовал реформе высшей школы, был ос-
* Ранг высших чиновников в Германии.
нователем первых педагогических академий и Немецкой писательской академии.
48. В летнем семестре 1922 г. Ясперс читал курс лекций по истории новейшей философии.
49. Овербек Франц (Oveibeck, Franz; 1837–1905) — протестантский богослов; в 1870–1897 гг. — профессор по Новому Завету и древней истории церкви (Базель); дружил с Ницше. Речь идет об изданной Карлом Альбрехтом Бернулли книге "Christentum und Kultur. Gedanken und Anmerkungen zur modernen Theologie von Franz Oveibeck", Basel 1919.
50. "Allgemeine Psychopathologie", Berlin, 3, — 1923.
51. Вальтер Герда (Walther, Gerda; 1897–1977) — ученица Гуссерля и Пфендера (Pfänder). Работы: "Zur Ontologie der sozialen Gemeinschaften" // Jahrb. für Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd. IV, Halle a. d. S. 1923. — Позднее пыталась применить феноменологию также и к области мистического.
52. Хух Рикарда (Huch, Ricarda; 1864–1947) — историк, романистка и поэтесса; в 1933 г. в знак протеста против национал-социализма вышла из Прусской академии искусств. Работы: "Der große Krieg in Deutschland", Leipzig 1912–1914, 3 Bde; "Die Romantik", Leipzig 1899–1902,2 Bde.
53. Конрад-Мартиус Хедвиг (Conrad-Martius, Hedwig; 1888–1966) — представительница гёттингенской школы феноменологии; занималась исследованием законов бытия и сущности, проблемой реальности. Работы: "Realontologie" // Jahrb. ftir Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd. VI, Halle a. d. S. 1923; "Farben" // Husserl-Festschrift, Halle a. d. S. 1929; "Der Selbstaufbau der Natur", Hamburg 1944; "Die Zeit", München 1954.
54. См. письмо [7] Ясперса к Хайдегтеру от 1. 8. 1921.
55. Онкен Герман (Oncken, Hermann; 1869–1945) — историк; как и Яс-перс, родом из Ольденбурга. Профессор в Чикаго (1905–1906), Ги-сене (1906), Гейдельберге (1907–1923, по специальности новейшая история), Мюнхене (1923) и Берлине (1928–1935), где досрочно вышел на пенсию. Онкен стремился сделать политическую историю более фактологической, избегая метафизических интерпретаций.
56. По поводу приглашений в университеты Киля и Грайфсвальда в 1921 г.
57. Курциус Людвиг (Curtius, Ludwig; 1874–1954) — специалист по классической археологии, профессор в Эрлангене и Фрайбурге-им-Брай-сгау, в 1920–1928 гг. преподавал в Гейдельберге и затем был назначен первым директором Археологического института в Риме. Считается одним из крупнейших представителей герменевтического подхода в археологии. Об отношениях Курциуса с Ясперсом, с которым он был тесно дружен, см: Curtius L, "Deutsche und antike Welt. Lebenserinnerungen", Stuttgart 1950, S. 365 ff.
58. Рихтер Вернер (Richter, Werner; 1887–1960) — германист и политик, область интересов: проблемы культуры. В 1925–1932 гг. — министе-риальдиректор в прусском министерстве науки, искусства и народного образования.
59. Гартман Николай (Hartmann, Nicolai; 1882–1950) — профессор в Марбурге, Кёльне, Берлине, Гётгингене. Близок к марбургской школе; предложил новый вариант онтологии: "Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis", Berlin/Leipzig, 2. ergänzte Aufl. 1925; "Zur Grundlegung der Ontologie", Meisenheim 3.1948; "Möglichkeit und Wirklichkeit", Berlin 1938; "Der Aufbau der realen Welt", Meisenheim 2. 1949. В своей материальной этике ценностей находился под влиянием Шелера, см.: "Ethik", Berlin 3.1949.
60. Неясно, к чему относится это замечание*.
61. Под заглавием "Онтология" Хайдеггер читал об аристотелевской "Герменевтике фактичности" (Теперь в: G A Bd. 63, Hrsg. v. Kate Bröcker-Oltmanns, Frankfurt a.M. 1988). На семинаре для начинающих рассматривались Гуссерлевы "Логические исследования", т. II (Husserl, "Logische Untersuchungen", Bd. II; вероятно, VI исследование), на коллоквиуме (совместно с Эббингаузом) речь шла об избранных местах работы Канта "Религия в пределах только разума" ("Die Religion innerhalb der Grenzen der bloben Vernunft").
62. 4 июля 1923 г. Гуссерль получил приглашение в Берлин на кафедру Эрнста Трёльча (Ernst Troeltsch)**.
63. "Der Beginn der neuzeitlichen Pliilosophie (Descartes-Interpretation)" — "Начало философии нового времени (интерпретация Декарта)". Лекция зимнего семестра 1923/24 г. в: GA Bd. 17, hrsg. von F.-W. v. Herrmann"*.
* Вероятно, речь идет о том, что занятия Аристотелем помогли Хайдеггеру в выработке основных положений, которые в 1926 г. обрели форму "Бытия и времени". Не случайно о курсе лекций, который Хайдеггер заканчивал читать ко времени написания этого письма Ясперсу, — "Онтология. Герменевтика фактичности" — часто говорят как о первом варианте "Бытия и времени". Следующим таким прообразом "Бытия и времени" стали лекции 1925 г. "Пролегомены к истории понятия времени", которые сходны с этим известным трудом Хайдеггера уже не только по проблематике, но и по композиции.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963"
Книги похожие на "Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мартин Хайдеггер - Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963"
Отзывы читателей о книге "Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963", комментарии и мнения людей о произведении.