Антон Чехов - Том 30. Письма 1904. Надписи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 30. Письма 1904. Надписи"
Описание и краткое содержание "Том 30. Письма 1904. Надписи" читать бесплатно онлайн.
Двенадцать томов серии — это своеобразное документальное повествование Чехова о своей жизни и о своем творчестве. Вместе с тем, познавательное значение чеховских писем шире, чем их биографическая ценность: в них бьется пульс всей культурной и общественной жизни России конца XIX — первых лет XX века.
Двенадцатым томом заканчивается издание писем А.П. Чехова. Этим объясняется его построение, отличное от всех предыдущих томов. Книга делится на два основных раздела. Первый из них содержит последние письма — 1904 года. Во втором разделе впервые собраны все известные дарственные надписи Чехова.
23 апреля 1900 г.
Печатается по автографу (Музей МХАТ, к. 5, № 818). Вторая цифра в дате (числа) почти утрачена. Публикуется впервые.
См. примечания к дарственным надписям №№ 241* и 255*. На литературном вечере 22 апреля Москвин прочитал два рассказа из «Пестрых рассказов» Чехова («Крымский курьер», 1900, № 91, 25 апреля): «В субботу, 22 апреля, нашими московскими гостями дан был литературный вечер в пользу Попечительства о нуждающихся приезжих больных. <…> Читались сцены из трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» <…> Сильное впечатление произвел г. Москвин в роли царя Федора <…> г. Москвин великолепно прочел два из „Пестрых рассказов“». Чехов был членом Попечительства. Известны еще две фотографии, подписанные им участникам вечера (№№ 252, 253). Сохранилась визитная карточка Москвина (ДМЧ). К. С. Станиславский вспоминал, как нравилось Чехову исполнение Москвиным его рассказов и как Москвин читал их на даче Чехова (Станиславский, т. 8, стр. 233–234).
252. М. Г. САВИЦКОЙ
23 апреля 1900 г.
Печатается по автографу (Музей МХАТ, к. 5, № 592). Впервые опубликовано с неверной датой — 29: ПССП, т. XX, стр. 343.
См. примечания к дарственным надписям №№ 241*, 251*, 255*.
М. Г. Савицкая, как и И. М. Москвин, участвовала 22 апреля в литературном вечере в пользу Попечительства о нуждающихса приезжих больных. О ее выступлении сказано в «Крымском курье»: «В „Антигоне“ мы впервые познакомились с молодой артисткой г-жой Савицкой. У г-жи Савицкой сильный грудной голос и эффектная интонация. Она читает очень стильно. Эта артистка с будущим» (1900, № 91, 25 апреля).
253. А. А. САНИНУ (ШЕНБЕРГУ)
23 апреля 1900 г.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ, ф. 549, оп. 2, ед. хр. 52). Впервые опубликовано: ПССП, т. XX, стр. 343.
См. примечания к дарственным надписям №№ 241* и 255*.
Санин был режиссером театра. Он принимал участие в литературном вечере 22 апреля в пользу Попечительства о нуждающихся приезжих больных. «Крымский курьер» сообщал: «У всех исполнителей отличная дикция и голосовые средства, прекрасные манеры и много чувства. Всех их: г-ж Андрееву и Книппер, гг. Москвина, Станиславского, Санина, Вишневского, Лужского и др., приветствовали много и долго» (1900, № 91, 25 апреля).
254. О. Л. КНИППЕР
19-23 <?> апреля 1900 г.
Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, инв. № 10). Публикуется впервые.
М. П. Чехова вспоминала: «Антон Павлович очень ценил талантливейших актеров и актрис Художественного театра, называл их „по-настоящему интеллигентными актерами“ и, в свою очередь, тоже почти всем преподнес свои фотографические карточки, книги с дарственными автографами. А после пребывания Художественного театра в Ялте брат сделал ценные и оригинальные подарки всем артистам, принимавшим участие в исполнении ролей в его пьесах „Чайка“ и „Дядя Ваня“. Он заказал маленькие золотые жетоны-брелоки в форме книжечки, на которой было выгравировано: „Ан. Чехов. Пьесы. Чайка. Дядя Ваня“. На оборотной стороне книжечки стояла фамилия артиста, кому предназначался брелок. Книжечка раскрывалась, внутри ее на левой стороне были выгравированы названия ролей, которые исполнялись этими артистами в пьесах „Чайка“ и „Дядя Ваня“, а с правой стороны была вделана миниатюрная фотография, изображающая чтение Антоном Павловичем „Чайки“ в кругу артистов Художественного театра. Такие жетоны-брелоки были поднесены всем артистам и артисткам, участвовавшим в указанных пьесах брата…» (Из далекого прошлого, стр. 218–219).
255. Вл. И. НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО
19-23 <?> апреля 1900 г.
Печатается по подлиннику (Музей МХАТ). Впервые воспроизведено в книге: Театральное наследие, т. 1, между стр. 92 и 93. См. также: ЛН, т. 68, стр. 280.
См. примечания к дарственным надписям №№ 241* и 254*.
10 апреля Чехов приехал в Севастополь, присутствовал на спектакле «Дядя Ваня». 13 апреля уехал в Ялту.
«Крымский курьер» известил 15 апреля 1900 г. (№ 83): «Вчера вечером в Ялту прибыла труппа Московского Художественного театра». Были поставлены спектакли по пьесам Чехова: 16 апреля — «Дядя Ваня», 19 апреля — «Чайка», 23 апреля — во 2-й раз «Чайка»; 22 апреля — литературный вечер в пользу Попечительства о нуждающихся приезжих больных, на котором прозвучали рассказы Чехова. На последнем спектакле «Чайка» Чехову поднесен был адрес от ялтинцев и приехавших в Ялту деятелей искусства и литературы.
256. Е. М. РАЕВСКОЙ
19-23 <?> апреля 1900 г.
Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, инв. № 7). Публикуется впервые.
См. примечания к дарственным надписям №№ 254*, 255*.
257. М. Л. РОКСАНОВОЙ
19-23 <?> апреля 1900 г.
Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, инв. № 9). Публикуется впервые.
М. Л. Роксанова выступала в пьесе «Чайка» 19 и 23 апреля. Видел Чехов ее игру и в мае 1899 г. См. также примечания к дарственным надписям №№ 254*, 255*.
258. К. С. АЛЕКСЕЕВУ (СТАНИСЛАВСКОМУ)
26 апреля 1900 г.
Печатается по автографу (Музей МХАТ; Дом-музей К. С. Станиславского, 2030). Впервые опубликовано: ЛН, т. 68, стр. 285, на стр. 5 — воспроизведение.
См. примечания к дарственным надписям №№ 241* и 255*. Об этой поездке см. в книге Станиславского «Моя жизнь в искусстве», гл. «Поездка в Крым» (Станиславский, т. 8, стр. 233–234). Сохранилась визитная карточка «Константин Сергеевич Алексеев» (ДМЧ).
259. Р. А. МЕНДЕЛЕВИЧУ
5 мая 1900 г.
Печатается по автографу (ИРЛИ, Музей ПД, № 67980). Впервые воспроизведено: «Московский комсомолец», 1960, № 22, 30 января, стр. 3, в заметке «Наш Чехов». См. также: ЛН, т. 63, стр. 280.
Поэт Р. А. Менделевич в 1885–1888 гг. состоял в переписке с Чеховым и неоднократно обращался к нему с просьбами о материальной помощи. После многолетнего перерыва, 8 апреля 1900 г., Менделевич писал Чехову: «15-тилетняя газетная каторга сделала то, что я превратился в форменного неврастеника. Нервы страшно расшатались, и врачи посылают укреплять их на юг. И вот завтра, 9-го, я выезжаю в Ялту <…> Не посетуйте же на меня, если я, по прибытии в Ялту, явлюсь к Вам пожать руку и попросить совета: как и где лучше устроиться». В недатированном письме (помета Чехова: «1900, V») Менделевич просил Чехова: «Я заболел и лежу беспомощный и заброшенный. Ради бога, не оставьте меня, посодействуйте присылкой мне сестры милосердия и навестите сами, если можете» (ГБЛ).
После этого письма Чехов посетил Менделевича. В письме от 25 мая, уезжая из Ялты, Менделевич благодарил Чехова «за <…> теплое отношение». Он вспоминал: «Когда я уезжал из Ялты, Чехов подарил мне свой последний портрет с теплой надписью…» («Раннее утро», 1914, № 151, 2 июля). См. также т. 17 Сочинений, стр. 419–420.
260. О. Л. КНИППЕР
9 мая 1900 г.
Печатается по автографу (ГЛМ, отдел изофондов, И — 41106). Впервые опубликовано: И. В. Гаврикова. Новый автограф А. П. Чехова. — «Чеховские чтения в Ялте». М., 1976, стр. 215; на стр. 214 — воспроизведение.
См. примечание к дарственной надписи № 223*. Та фотография, видимо, не очень нравилась О. Л. Книппер, так как она писала Чехову 26 сентября 1899 г.: «Пришлите мне карточку Вашу, хорошую только, с надписью, тоже с хорошей, а то у меня только маленькая Ваша с опущенными глазами — стоит у меня посредине стола. Пишу и взглядываю» (Переписка с Книппер, т. 1, стр. 83). 30 сентября Чехов отвечал: «Фотографии своей не пришлю, пока не получу Вашей, о змея!» 15 октября Книппер спрашивала Чехова в письме: «Да когда же у меня, наконец, будет Ваша фотография с открытыми глазами?!» И 23 октября: «…один только писатель Чехов сидит передо мной с опущенными глазами…» (там же, стр. 94, 96). К 1 декабря фотография была получена. В этот день Книппер писала: «Ура, ура!!! У меня есть теперь писатель Чехов с глазами! Сию секунду только получила <…> Спасибо, спасибо Вам, милый Вы, хороший, чудный человек! <…> Удивительная фотография! И какое у Вас хорошее выражение! <…> Только почему ни одного словца на фотографии? Ну, Вы мне это весной исправите, да?» (там же, стр. 107).
Чехов приехал в Москву 8 мая 1900 г. Надпись сделана в Москве.
261. В. В. ФЕОДОРИ
24 мая 1900 г.
Печатается по автографу (ДМЧ, временно в ГБЛ, к ф. 331 предл. 68, поступл. 1971 г., к. 2, ед. 4). Впервые опубликовано с ошибочным прочтением имени — Василию Феодоровичу, без фамилии: ЛН, т. 68, стр. 268.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 30. Письма 1904. Надписи"
Книги похожие на "Том 30. Письма 1904. Надписи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антон Чехов - Том 30. Письма 1904. Надписи"
Отзывы читателей о книге "Том 30. Письма 1904. Надписи", комментарии и мнения людей о произведении.