Сергей Аверинцев - Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью"
Описание и краткое содержание "Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью" читать бесплатно онлайн.
Перед западным христианством стоял огромный и самобытный мир кельтских и германских народов. Одни из этих народов были обращены еще в IV - V вв., как ирландцы; других еще предстояло обратить; важной исторической вехой была деятельность миссионера и церковного организатора Бонифация или Винфрита, выходца из Англии, в результате которой христианство начинает обретать устойчивую почву среди германских народов. Но все эти народы, оставались ли они верными язычеству или уже успели принять крещение, были носителями своих вековых преданий и поверий, обладателями своих идеалов и символов. Мы уже видели, как образ друида неожиданно оказывается подосновой типа чудотворца в ирландской агиографии. Поистине грандиозным мифологическим миром обладали германо-скандинавские народы. Христианство не могло просто вырвать весь этот мир с корнем, как оно выкорчевывало священные дубы языческих рощ; оно должно было справиться с ним только через его освоение. Но это означало существенную внутреннюю перестройку латинской христианской культуры.
Со времен Бонифация Рим все последовательнее ориентируется не на восток, а на север. Вот несколько политических событий, наделенных значительностью символа: в 754 г. папа Стефан III венчает Пипина Короткого королем франков, заключая с франкской державой далеко идущий союз; на Рождество 800 г. папа Лев III возлагает на Пипинова сына Карла Великого корону императора Римской империи, оспаривая право византийских кесарей быть единственными наследниками державы Константина; в 863 г. папа Николай I и константинопольский патриарх Фотий отлучают друг друга от церкви. Во всех этих фактах выражает себя осознание одной и той же истины: общехристианский регион распался на два - западнохристианский и восточнохристианский. Пройдет время, и это событие найдет для себя вероисповедное выражение в распре католицизма и православия. Отныне мы имеем дело уже не с греко-латинской, но с романо-германской культурной общностью - и с византийской культурой, идущей своими путями.
Примечания
[1]
1. А. Р. Kashdan. Um die Grenze zwischen Altertum und Mittelalter in Europa. - "Das Altertum", 13 (1967), S. 108-113.
[2]
2. См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 554-555.
[3]
3. А. Ф. Лосев. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963, стр. 126.
[4]
4. Византийские очерки. Труды советских ученых к XIV конгрессу византинистов. М., 1971, стр. 22- 23.
[5]
5. А. П. Каждан. Византийская культура. М., 1968, стр. 50-52, 69, 81, 89-92 и др.; его же. Социальный состав господствующего класса Византин XI-XII вв. М., 1974.
[6]
6. А. Я. Гуревич. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.
[7]
7. Ср.: А. И. Неусыхин. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальнму (на материале истории Западной Европы раннего Средневековья). - "Вопросы истории", 1967, № 1. В этой работе едва ли не впервые в отечественной науке принципиально поставлен вопрос о характере "дофеодального" общества.
[8]
8. Византийская поэтесса IX в. Кассия подчеркивает смысловую сопряженность двух планов средствами синтаксического и метрического параллелизма:
Когда Август на земле воцарился,
истребляется народов многовластие!
Когда Бог от Пречистой воплотился,
упраздняется кумиров многобожие.
Единому царству дольнему страны служат;
В единого Бога горнего люди верят.
Исчисляются народы волею Кесаря;
Знаменуются святые именем Господа...
(W. Christ et М. Paranikas. Anthologia Graeca carminum Christianorum. Lipsiae, 1871, p. 103). (Здесь и далее перевод С. Аверинцева).
[9]
9. Ср.: A. Dempf. Geistesgeschichte der altchristlichen Kultur. Stuttgart, 1964.
[10]
10. Ср. нашу статью: С. Аверинцев. На перекрестке литературных традиций (Византийская литература: истоки и творческие принципы). - "Вопросы литературы", 1973, № 2, стр. 150-183.
[11]
11. См.: Jo. Leipoldt. Schenute von Atripe ("Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur", B. 25). Leipzig, 1903.
[12]
12. Euseb. Vita Constantini, IV, 13.
[13]
13. Theodoreti Graecarum affectionum curatio, rec. Jo. Raeder, Lipsiae, 1904, c. I, 14 (p. 18, 16-17).
[14]
14. Ср. цитату в том же сочинении Феодорита Киррского, с. 1, 51 (р, 18, 18-20).
[15]
15. Augustini De civitate Dei, IV, 6.
[16]
16. Salviani De regimento Dei, V, 4, §§ 15-16; V, 8, § 36. Сальвиан доходит до того, что одобряет римлян, которые, оказавшись под властью варваров, молятся о том, чтобы остаться в таком положении.
[17]
17. (Justini) Ad Diognetum V.
[18]
18. Tertulliani Apologeticum, XXXII, I.
[19]
19. Ср.: С. A. Patrides. The Phoenix and the Ladder: The Rise and Decline of the Christian View of History. Berkeley and Los-Angeles, 1964 ("University of California English Studies", 29).
[20]
20. Ср.: J. Gillmann. Some reflections on Constantine's "apostolic" consciousness. - "Studia Patristica", IV, Berlin, 1961, s. 422-428.
[21]
21. Ср.: W. Suerbaum. Vom antiken zum fruhmittelalterlichen Staatsbegriff: Uber Verwendung von res publica, regnum, imperium und status von Cicero bis Jordanus. Munster, 1961.
[22]
22. Photii Epistolae, ed. R. Montacutius, London, 1651, p. 115-118.
[23]
23. Clementis epistola ad Corinthios, XXXVII.
[24]
24. Cypriani De habitu virginum, I.
[25]
25. Ср.: Р. Nagel. Die Motivierung der Askese in der alten Kirche und der Ursprung des Monchtums. Berlin, 1966 "Texte und Untersuchungen zur Geschiehte der altchristl. Literatur", 95 и рецензию: "Византийский временник", т. 31. М., 1971, стр. 209-211.
[26]
26. Augustini Confessiones, VIII, S, 19.
[27]
27. Ср.: I. Leipoldt. Griechische Philosophie und fruhchristliche Askese. Berlin, 1961.
[28]
28. Athanasii De vita S. Antonii, 5.
[29]
29. E. Hammerschmidt. Die Koptische Gregoriosanaphora. Berlin, 1957, S. 48.
[30]
30. "Помыслы" (logismoi) - в аскетическом лексиконе любые спонтанно возникающие и неконтролируемые движения сознания и подсознания. Цель аскета - поставить их под контроль своей воли; это требовало специальной психофизической техники, которая и разрабатывалась "старцами" на опыте самонаблюдения.
[31]
31. Apophtegmata patrum, Arsenii 5.
[32]
32. Augustini Enarrationes in Psalmos XLI, 13.
[33]
33. Migne, Patrologia Graeca, t. XXXVII, col. 755-756.
[34]
34. Ср.: А. Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М;, "Искусство", 1972, стр. 219-220 и 236-247; R. Newald. Nachleben des antiken Geistes im Abendland bis zum Beginn des Humanismus. Tubingen, 1960, S. 135-136.
[35]
35. Macrobii Saturnalia, praef, 2.
[36]
36. См.: С. Аверинцев. Цит. соч., стр. 163-166.
[37]
37. Augustini De civitate Dei, XII, 14.
[38]
38. Ср.: I. Hessen. Griechische oder biblische Theologie? Das Problem des Hellenisierung des Christentums in neuer Beleuchtung, Leipzig, 1956.
[39]
39. Ср.: F. Korner. Das Sein und der Mensch. Die cxistenzielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Grundlagen zur Erhellung seiner Ontologie. Munchen, 1959; C. I. de Vogel. Antike Seinsphilosophie und Christentum im Wandel der Jahrhunderte. Baden-Baden, 1958.
[40]
40. Напр.; Dionysii Areopagitae De divinis nominibus, IV, 23. Migne, Patrologia Gracca, t. Ill, col. 724 C.
[41]
41. Confessiones 1, 2, 3.
[42]
42. См.: Dionysii Areopagitae De divinis nominibus, V, 4. Migne, Patrologia Graeca, t. Ill, col. 817.
[43]
43. Augustini Contra epistolam quam uocant fundamenturn, 5, 6.
[44]
44. Augustini Soliloquia, 1, 2.
[45]
45. Ср.: Ш. Нуцубидзе. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942; его же. Петр Ивер и античное наследие. Тбилиси, 1963; С. Данелиа. К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита.- "Византийский временник", т. 8. М.- Л., 1956.
[46]
46. Migne, Patrologia Graeca, t. Ill, col. 117.
[47]
47. Dionysii Areopagitae Theologia mystica, V. Migne, Patrologia Graeca, t. Ill, col. 1048 A-B.
[48]
48. Migne, Patrologia Graeca, t. III. col. 117.
[49]
49. Dionysii Areopagitae epistola V, Migne. Patrologia Graeca, t. Ill, col. 1074 A.
[50]
50. Ср.: Демпф. Цит. соч., стр. 177- 178.
[51]
51. Migne, Patrologia Graeca, t. Ill, col. 115.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью"
Книги похожие на "Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Аверинцев - Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью"
Отзывы читателей о книге "Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью", комментарии и мнения людей о произведении.