» » » » Сергей Обручев - Русские поморы на Шпицбергене


Авторские права

Сергей Обручев - Русские поморы на Шпицбергене

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Обручев - Русские поморы на Шпицбергене" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Наука», год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Обручев - Русские поморы на Шпицбергене
Рейтинг:
Название:
Русские поморы на Шпицбергене
Издательство:
«Наука»
Жанр:
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русские поморы на Шпицбергене"

Описание и краткое содержание "Русские поморы на Шпицбергене" читать бесплатно онлайн.



Темой этой книги является, по существу, весьма незначительный факт: одна фраза из письма, написанного нюрнбергским врачом Иеронимом Мюнцером португальскому королю Жуану II 14 июля 1493 г. Фраза, не имеющая прямого отношения к теме письма, случайно пришедшая на ум автору как иллюстрация одного из положений, в которых он старается убедить своего адресата. Но разбор этой фразы приводит нас к весьма важному выводу о том, что в конце XV в. русские не только посещали Шпицберген, но и основали там длительное поселение; что русские освоили Шпицберген по крайней мере на сто лет раньше, чем он был открыт экспедицией Баренца. И этот вывод чрезвычайно важен для истории освоения северных стран: мореходы Западной Европы пришли на Шпицберген тогда, когда там уже побывали русские, в течение более века промышлявшие там морского зверя, оленей, песцов, белых медведей.






Как указано выше, Конрад Цельтис в конце XV в. заказал две пары глобусов (земной и небесный) для библиотеки Максимилиана I и для своих лекций в Венском университете. Историки предполагают, что земные глобусы Цельтиса — копии глобуса Бехайма. Но так как они не сохранились и о них нет никаких сведений, кроме кратких упоминаний, то рассуждения о том, как они были сделаны и что на них изображалось, пока бесполезны.

Во всяком случае глобусу М. Бехайма повезло — он сохранился до нашего времени и считается самым древним из известных нам земных глобусов.

Имя М. Бехайма получило широкую известность, и историки географических открытий обратили большое внимание на изучение его жизни и деятельности. К сожалению, несмотря на тщательные поиски в архивах Европы, о нем обнаружено лишь ничтожное количество документов.

Это неблагоприятное обстоятельство было отягчено еще крайней пристрастностью исследователей: немцы стремились доказать, что М. Бехайм являлся выдающимся знатоком навигации и что он оказал большое влияние на теорию и практику мореплавания в Португалии. Это возвеличивание роли Бехайма началось уже в XVIII в. Особенно сильно оно проявилось после появления известной статьи А. Гумбольдта в 1838 г. и продолжалось до начала XIX в. В 1890 г. в Нюрнберге был воздвигнут памятник Бехайму, в 1905 г. император Вильгельм в речи, произнесенной в Лиссабоне, поставил Бехайма наравне с Диашем, Васко да Гама, Магелланом, Альмейде и Абукерком.

Выяснение истинной и очень скромной роли Бехайма в развитии навигации и мореплавания началось в 1908 г. с выходом в свет большой монографии Равенстейна. Этот ученый, немец, проживший почти всю жизнь в Англии, собрал очень большой материал о Бехайме и нанес сильнейший удар по репутации его как картографа и географа. Выяснение истории навигации в Португалии и почти полного отсутствия какого-либо влияния немецкой космографии, астрономии и науки о мореплавании на португальское мореплавание XIV–XVII вв. послужило темой работ и португальского историка Бенсауде (Bensaude, 1912).

Работы Равенстейна и Бенсауде заставили и немцев пересмотреть свое отношение к роли Бехайма и немецкой навигационной науки в практике мореплавания в Португалии (Wagner, 1918). Однако в немецкой литературе за Бехаймом все же остается некоторый ореол выдающегося географа. Большие биографии Бехайма появились уже в XVIII в. (Murr, 1778) и в середине XIX в. (Ghillany, 1853), но самая полная и беспристрастная принадлежит, конечно, Равенстейну (Ravenstein, 1908). В последние годы в связи с 500-летием со дня рождения М. Бехайма появилось несколько интересных статей, посвященных его жизни и деятельности (Winter, 1959).

Семья Бехаймов — выходцы из Чехии (Богемии), на что указывает их фамилия, которая в документах пишется весьма различно (Pehem, Beham, Beheim и др.).

Усадьба зажиточного крестьянина в Нюрнберге. Гравюра «Блудный сын» А. Дюрера, 1497 г.


Как установил Гиллани, они уже в X в. переселились в Нюрнберг и в начале XIV в. принадлежали к патрицианским семьям города. Главным их занятием была торговля.

Мартин родился в 1459 г. и до 17 лет жил в Нюрнберге. Родители готовили сына к наследственной купеческой профессии, но юные мечты увлекали его в далекие страны. Впоследствии Мартин утверждал, что он был учеником знаменитого космографа Региомонтана (Иоганн Мюллер из Кенигсберга в Оберпфальце), принявшего в качестве псевдонима латинский перевод названия своего родного города. Это первое из сведений о жизни М. Бехайма, которое подвергается сомнению, так как кроме весьма иронической фразы португальского историка середины XVI в. Барруша: «Бехайм хвалился, что был учеником Региомонтана», нет никаких сведений о принадлежности Бехайма к кругу выдающегося космографа.

Региомонтан жил в Нюрнберге очень уединенно и провел здесь меньше пяти лет — с 1470 по 1474 г., когда он уехал в Рим по вызову папы. Он скончался в Риме, по-видимому, от чумы, в 1476 г., в возрасте 40 лет. Мартину было всего 15 лет, когда Региомонтан уехал из Нюрнберга, и, конечно, он не мог глубоко изучить методы определения положения светил, разработанные Региомонтаном. К тому же, как известно, последний не вел в Нюрнберге никаких занятий с учениками и не читал лекций.

В 1475 г., после смерти своего отца, Бехайм уехал во Фландрию, чтобы пройти там практику в купеческой фирме, торговавшей сукном. Некоторые биографы Бехайма предполагают, что в 1481 или 1482 г. он побывал по торговым делам в Лиссабоне, но эта поездка не подтверждается документами.

В 1483 г. он был в Нюрнберге, где, как полагают биографы, глубже ознакомился с инструментами, усовершенствованными Региомонтаном, и с его таблицами — эфемеридами и захватил их с собой. Но это лишь предположения, факты же таковы: Бехайм наделал в Нюрнберге долгов, дал обязательства уплатить их в следующий приезд в Нюрнберг, а 1 марта 1493 г. его привлекли к суду по обвинению в недостойном по тем временам для патриция поведении —20 февраля он вместе с четырьмя другими молодыми людьми танцевал на еврейской свадьбе. Он и Зебальд Дейхслер были приговорены к неделе тюремного заключения, а три остальных отделались штрафом. Но Бехайму дали отсрочку на две недели для поездки в Франкфурт по торговым делам.

Не известно, вернулся ли Бехайм после поездки в Нюрнберг или уехал в Антверпен.

В середине июня 1484 г. Бехайм уехал из Антверпена в Лиссабон. Здесь он делает головокружительную карьеру. 18 февраля 1485 г. португальский король Жуан Не городе Алковаса посвящает его в рыцари ордена Христа. Мурр приводит по этому поводу письмо какого-то немца (Murr, 1778). Церемония была очень торжественной. В присутствии королевы, всех князей и рыцарей в церкви св. Спасителя после мессы король собственноручно опоясал Бехайма мечом, один из рыцарей-ассистенов прикрепил ему правую шпору, другой — левую, третий надел на него шлем, и король закончил церемонию ударом меча по плечу Бехайма (Ghillany, 1853).

Это событие, как и большинство фактов из жизни Бехайма, оспаривается. В архивных документах ордена Христа нет сообщения о посвящении Бехайма в рыцари, 18 февраля 1485 г. он не мог быть в Португалии, так как на его глобусе написано, что 18 января этого года он находился у берегов Африки, у мыса Негро.

Защитники документальной точности сообщений Бехайма, в частности Хенниг, предлагают для решения этого вопроса в его пользу принять, что при обозначении на глобусе Бехайм пользовался не тем календарем, в котором год начинался после рождества, а тем, который начинался с благовещения (т. е. с 25 марта). Тогда у мыса Негро Бехайм был бы 18 января 1486 г. Но это допущение требует и другого: что Бехайм не пользовался календарем, принятым на Пиренейском полуострове, а тем, который был в ходу в Нидерландах и может быть у выходцев из Фландрии на Азорских островах!

Что касается сообщения о посвящении Бехайма в рыцари, то так как оно основано на немецком письме, число в нем показано по немецкому календарю — т. е. это событие действительно происходило в пятницу 18 февраля 1485 г. Король Жуан действительно был в Алькасовасе в феврале 1485 г. (куда он бежал от чумы) и 18 февраля действительно приходится на пятницу (Hennig, 1956).

Недоразумение с орденом Христа Равенстейн и Хенниг объясняют ошибкой автора письма: в городе Алковаса тогда состоялось простое посвящение в рыцари. Кроме того, если бы Бехайм в 1485 г. сделался рыцарем ордена Христа, он не мог бы жениться. А как мы знаем, в 1486 г. он женился на дочери губернатора островов Фаял и Пико.

Но эти объяснения о разных календарях кажутся довольно спорными. К надписям на глобусе мы вернемся ниже.

В это время М. Бехайму было всего 25 лет, кроме тоги, он являлся чужеземцем и тем не менее король Жуан II назначил его в 1484 г. членом Тайного совета математиков (Junta dos mathematicos), целью которого явилась выработка методов навигации в открытом море. Совет был тайным потому, что португальцы тщательно скрывали свои навигационные приемы от мореплавателей других стран, и особенно от Испании. Считают, что к началу XVI в. Португалия в деле мореплавания обогнала Испанию на два поколения (т. е. на 40–50 лет).

В Тайный совет входило немного лиц — мы знаем о двух придворных врачах, двух епископах и об одном крупном придворном. Этим двум врачам — Жосе Визинхо (ученику астронома Закуто) и Родриго, хорошо знакомым с астрономией и навигацией, и Бехайму Жуан II поручил выработать методы определения высоты солнца в открытом море (т. е. определения широты). Такую задачу, как пишет Барруш, эти три члена Совета математиков и выполнили вполне успешно — они составили таблицы для определений.

Головокружительную карьеру Бехайма биографы (развивая далее сообщение Барруша) объясняют тем, что он представил Тайному совету изобретения Региомонтана— посох Иакова, таблицы эфемерид (вычисленные на период с 1475 по 1505 г.) и может быть, усовершенствованную им астролябию. Этим, очевидно, была решена задача, поставленная Жуаном II перед Советом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русские поморы на Шпицбергене"

Книги похожие на "Русские поморы на Шпицбергене" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Обручев

Сергей Обручев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Обручев - Русские поморы на Шпицбергене"

Отзывы читателей о книге "Русские поморы на Шпицбергене", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.